Способ знаков движения

 

Знаки движения используются для показа передвижения в про­странстве природных и социально-экономических объектов и явлений точечного (передвижение корабля), линейного (перемещение военных фронтов), площадного (экономические связи страны), сплошного (воз­душные массы) и рассеянного (перемещение птиц и животных) распро­странения. С помощью знаков движения можно отображать путь, ско­рость, направление, количество, мощность и структуру перемещаемых объектов и явлений (рис.5.17,5.18)

 

 

Рис.5.17 Знаки движения (векторы), различающиеся:

а- по форме; б- величине(ширине); в- светлоте; г- внутренней струк­туре

 

Рис.5.18 Способ знаков движения

 

Основной графический способ показа перемещения – векторы (стрелки), которые могут различаться по ориентировке, форме, вели­чине, светлоте, цвету, внутренней структуре. Другой способ – приме­нение лент-полос (эпюр), параллельных линий. Качественные различия передаются главным образом цветом или штриховкой (например, крас­ные стрелки – теплые течения, синие стрелки – холодные течения). Мощность явления (например, грузопотоков) обычно показываются шириной полосок (эпюр), соизмеримость которых может быть (как при способе значков) абсолютной или условной, непрерывной или ступен­чатой (рис.5.19). Количественную характеристику можно отобразить также масштабными параллельными линиями (рис.5.20).

 

Рис.5.19 Эпюры

 

Рис.5.20 Часть одной из карт грузообмена

Германии ( из атласа Тиссена)

 

Для отображения структуры картографируемого явления, напри­мер, для передачи важнейших видов грузов, полоски (эпюры) прямого и обратного грузопотоков иногда делят на составные части, пропор­ционально объему отдельных грузов, с соответствующей раскраской или штриховкой.

Знаки движения могут передавать перемещение точно по пути, на­пример по железной дороге, ли схематично, указывая начало или ко­нец движения (экономические связи). В первом случае знаки движения совпадают с точным перемещением явления, во втором – вычерчива­ются произвольно (часто прямолинейно) между началом и концом движения. Последнее вызвано либо необходимостью обобщить и упро­стить явление, либо невозможность точно показать перемещение явле­ний (например, ввоз и вывоз капиталов). Схематические знаки иногда дают больше преимущества перед точными. Так, на картах производст­венных связей между отдельными экономическими районами рацио­нально использовать схематические линии движения, так как в данном случае наибольший интерес представляют качественные и количест­венные характеристики товарообмена, в меньшей степени – вид транс­порта, и совсем не интересуют действительные пути передвижения яв­ления.

Этот способ наиболее применим на картах транспорта, Экономи­ческих связей, климатических, океанографических, путешествий и др.