Конституционно-правовые отношения: понятие и виды

Конституционно-правовыми отношениями являются общественные отношения, урегулированные или возникшие на основе норм конституционного права, закрепляющие юридическую связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

К особенностям конституционно-правовых отношений относится их двойственный характер. Одновременно они являются правовыми и политическими. Это вытекает из специфических черт норм конституционного права, которые также характеризуются двойственностью. С одной стороны, они регулируют правовые отношения, а с другой - регламентируют определённые этапы политической жизни общества (выборы, роспуск палаты парламента).

Особенность конституционно-правовых отношений также заключается в их субъектном составе. Конституционное право - это единственная отрасль в национальных правовых системах, где субъектом может являться народ (нация). Неповторимость статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что ему принадлежит вся власть. В ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

В качестве отдельного вида правоотношения можно выделить правовое состояние, которое характеризуется чёткой определённостью субъектов правоотношения. Содержание взаимных прав и обязанностей конкретно не определяется, оно вытекает из установлений законодательства. Примером правого состояния является состояние человека в российском гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в её составе.

По времени действия правоотношения можно разделить на отношения постоянного и временного характера. Срок действия отношения постоянного характера связан с наступлением определённых условий. Например, отношение гражданства прекращается в связи со смертью гражданина, отношение между субъектом федерации и федерацией в целом прекращаются в связи с выходом субъекта из федерации. Временные отношения возникают на основе реализации норм-правил поведения и прекращается после выполнения заложенной в правоотношении правообязанности. Например, временными отношениями являются отношения, возникающие в ходе выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Конституционно-правовые отношения можно разделить на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, составляющие содержание правоотношений (правоустановительные отношения). В процессуальных отношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовым гарантированием предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, возникают правоустановительные конституционно-правовые отношения. На основе ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, могут возникнуть правоохранительные отношения.

Реализация конституционно-правовой нормы, приводящей к возникновению правоотношения, начинается с появления юридического факта. Именно благодаря ему субъект становится участником конкретного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей. Под юридическим фактом понимается событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Например, действием является решение Президента Российской Федерации об отставке Председателя Правительства Российской Федерации, а достижение возраста активного избирательного права - будет событием.

Объектами конституционных правоотношений выступают высшие социальные ценности, которые получают закрепление в источниках конституционного права. Это основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, народный и государственный суверенитет, самоуправление народа, федерализм, многопартийность, идеологическое и политическое многообразие.

Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на несколько групп: 1. социальные общности, народ, нации, народности; 2. социальные образования - государство, его части, муниципальные образования; 3. органы государственной власти или выполняющие функции органов государственной власти; 4. органы местного самоуправления; 5. общественные объединения, их органы и должностные лица, территориальные и трудовые коллективы граждан; 6. социальные индивиды - российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства[35].

Кроме того субъекты конституционных отношений делятся на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся депутаты, должностные лица, граждане (подданные), иностранные граждане, лица без гражданства, глава государства, глава местного самоуправления и др. К коллективным - избирательные комиссии, избирательные объединения, политические партии, общественные объединения, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления и др.

Все субъекты конституционно-правовых отношений наделены конституционной правосубъектностью, то есть возможностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их. При этом абсолютной правосубъектностью обладает народ. Правосубъектность личности характеризуется регламентацией её статуса во взаимоотношении с государством, наличием прав и свобод в системе управления государством. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления определяется целями и задачами их деятельности.