ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ДЕЙСТВИЮ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Адаптация (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание) —в широком смысле слова свойство орга­низма приспосабливаться к действию факторов окружаю­щей среды.

Понятие физиологической адаптации было впервые сформулировано известным американским физиологом У. Кенноном (1871 —1945) как совокупность функцио­нальных реакций организма на неблагоприятные воздей­ствия внешней среды, направленные на сохранение свой­ственного организму уровня гомеостаза (см. разд. 2.1.2).

В настоящее время под адаптацией понимают форми­рование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных (стрес-

сорных) факторов среды, но и при действии обычных (не­экстремальных) факторов. В этой связи особое значение в последние годы приобрела проблема адаптации детей и подростков к учебному и воспитательному процессам в до­школьных и школьных учреждениях.

Биологические механизмы адаптации изучены пока не­достаточно. Показано, что любые приспособительные ре­акции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, включающих корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы (К. Щ. Бы­ков, П. К. Анохин, И. Т. Курцин, П. Д. Горизонтов, И. А. Аршавский и др.). Особое значение в формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) отводится гипофизу и надпочечни­кам, синтезирующим так называемые адаптивные гормо­ны (см. разд. 8.2.4 и 8.2.5). Деятельность эндокринных же­лез осуществляется под контролем подкоркового отдела головного мозга — гипоталамуса и гипофиза (см. разд. 4. 15.3), образующих единую функциональную систему (Г. Селье).

Адаптация человека к условиям среды, являясь общебиологическим свойством всего живого, вместе с тем ха­рактеризуется качественной особенностью — она носит ярко выраженный социальный характер.

Ребенок как существо социальное прежде всего дол­жен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие ре­акции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. п. При этом адаптация детей и под­ростков не является пассивной приспособительной реак­цией организма, она представляет собой активный про­цесс приспособления их высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива.

Учителю и воспитателю необходимо знать, что адапта­ционные возможности детей и подростков существенно меньше, чем у взрослого человека, поэтому их следует обе­регать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных для них раздражающих факторов. Напри­мер, медико-биологические исследования процессов адап­тации детей при поступлении их в ясли, детский сад и шко­лу свидетельствуют о напряженной деятельности всех фи­зиологических систем детского организма, что приводит в некоторых случаях к задержке физического развития, сни­жению резистентности организма и развитию различных

 

 

заболеваний (рис. 5). Обнаружено, что степень напряже­ния физиологических систем ребенка при резкой смене условий жизни определяется состоянием его нервной систе­мы, его возрастом (эндогенные факторы) и адекватным воспитанием (экзогенные факторы) (табл. 3). Дети с силь­ной нервной системой и уравновешенными нервными про­цессами, эмоционально менее возбудимые, обладают боль­шими адаптационными возможностями. Значительное влияние на ход адаптации оказывает неблагополучный «биологический» анамнез ребенка: патологическое тече­ние беременности у матери, неблагополучные роды, час­тые заболевания ребенка, травмы головного мозга.

При исследовании процессов адаптации детей, посту­пающих в ясли, чрезвычайно важное значение имеет их возраст. Оказалось, что наиболее тяжело идет адаптация детей при их поступлении в ясли в возрасте от 10 месяцев

 

Таблица 3. Заболеваемость детей в периоде адаптации при неблагоприятных факторах в анамнезе (по Р. В. Тонковой-Ямпольской и др., 1980)

 

 

Анамнез Дети, забо­левшие в пер­вые 10 дней, % Дети, забо­левшие от 11-го до 20-го дня, % Незаболевшие дети, %
Дети с благополучным анамнезом   41,0 10,0 10,0 50,0 60,0 90,0 9,0 30,0
Дети с неблагополучным «био­логическим» анамнезом . . . Дети с неблагополучным «со­циальным» анамнезом . . .

 

до 1 года 3 месяцев. Более легко идет адаптация у детей до 6 месяцев и старше 1 года б месяцев (Р. В. Тонкова-Ямпольская, 1980).

Важное значение имеют данные прогностического ха­рактера о первой социальной адаптации. Дети с тяжело протекающей адаптацией при их поступлении в ясли, как правило, тяжело переносят адаптацию при поступлении в детский сад и школу.

Резко снижаются адаптационные возможности организма детей и подростков в критические периоды развития (от 2 до 3,5 лет, в 6—8 лет, 11 — 12 и до 15 лет).