Тема 1. Содержание коммерческой деятельности, цели, задачи, методы исследования. Системный подход к коммерческой деятельности.

 

1. Рынок товаров как сфера коммерции: определение товарного рынка, факторы его развития, признаки и элементы. Конъюнктура товарного рынка.

2. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики. Цели, задачи и принципы коммерческой деятельности в сфере обращения товаров.

3. Сферы применения коммерции: отрасли материального производства и социально-культурной сферы, их структура и признаки. Инфраструктура рынка товаров и услуг.

4. Методы исследования в коммерции: понятие и характеристика.

5. Сущность системного подхода в коммерции.

 

В данной теме следует проанализировать понятия «предпринимательская деятельность», «коммерция», «коммерческая деятельность». Далее нужно изучить цели, сущность и содержание коммерческой деятельности как категории рыночной экономики и перспективы развития коммерции на современном этапе. Коммерческая деятельность применяется как в производственной (промышленность, строительство, транспорт, торговля и проч.), так и социокультурной сфере (образование, культура, здравоохранение и т.д.). В данной теме следует изучить статистические данные о показателях и характере производственно-коммерческой деятельности в разных отраслях народного хозяйства.

Также следует ознакомиться с рыночной инфраструктурой, в условиях которой осуществляется коммерческая деятельность. Знать основные элементы различных типов и видов рынка (товарные биржи, посреднические, консалтинговые, аудиторские фирмы, кредитно- денежную, таможенную и налоговую системы, систему страхования коммерческих рисков). Предметом дисциплины является коммерческая деятельность организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей в процессе обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

При изучении дисциплины используется системный подход (метод), который позволяет рассматривать коммерческую деятельность как систему, состоящую из элементов, имеющую определенные связи, структуру и функции. Элементами коммерческой деятельности выступают: сделки, контракты, обмен, продажа, перепродажа, продвижение, распределение, потребление, информация. Каждый элемент выполняет определенные функции, а вместе они представляют собой подсистему или систему.

Цели и задачи коммерческой деятельности следует рассмотреть с позиций государства, производителей товаров, торговых предприятий (в том числе посредников) и потребителей. При этом нужно сопоставить цели (получение дохода, прибыли, снижение налогов, удовлетворение потребностей) и средства их достижения (снижение издержек обращения, увеличение доли рынка, повышение качества продукции, установление приемлемых цен и проч.).

Структуру и содержание коммерческой деятельности нужно рассматривать во взаимосвязи с окружающей маркетинговой средой.

При изучении данной темы нужно выделить и проранжировать по значимости факторы внешней и внутренней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на развитие коммерческой деятельности. Также следует изучить методы анализа данных факторов, которые применяются в практической деятельности. Целесообразно привести примеры.

В данной теме нужно изучить существующую классификацию методов исследования коммерческой деятельности (общенаучные и аналитико- прогностические методы). Следует знать суть таких общенаучных методов как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и синтез, а также аналитико- прогностических методов, к которым относятся: экономико- статистические методы исследования, экономико- математическое моделирование, линейное программирование, сетевое планирование, использование теории вероятностей, теория массового обслуживания.

Для характеристики тенденций коммерческой деятельности используется ряд показателей: и макро- и микроэкономические, количественные и относительные, роста и прироста.

Методы организации коммерческой деятельности основаны на организационном, организационно-распорядительном, организационно-методическом и нормативном обеспечении. Они содержат регламентирующие требования организационного и методического характера, распорядительные, инструктивные и нормативные материалы, являются предпосылками формирования управленческих решений в коммерческой деятельности предприятия.

Методы осуществления коммерческих процессов и операций связаны с организацией закупки, поставки, продажи товаров и предоставлением услуг на предприятиях и представляют собой совокупность приемов и операций их практического освоения. Анализ эффективности методов проводится по системе экономических, технико-технологических и социальных показателей.