Научные и философские идеи Аристотеля

Завершает рассвет греческой философии Аристотель (384-322г до нэ)

Философия Аристотеля – это синкретизм, она вбирает в себя наличествующие знания эпохи. Философия Аристотеля – классический дуализм, так как он полагал бытие как пассивную материю и активную форму.

В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о конечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном, Аристотелем и их последователями понятия актуальной бесконечности.

Аристотель рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой - душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя - начало пассивное.

Любой процесс становления совершается согласно 4 причинам:

-causo materialis - материал — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

-causo formalis – Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог.

-causo eficiense – «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего.

-causo finalis – «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи, как возможности к образованию единичных форм бытия, и далее):
* неорганические образования (неорганический мир).
* мир растений и живых существ.
* мир различных видов животных.
* человек.

Человек у Аристотеля:

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

 

Теория познания и логика
Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

 

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

 

Аристотель первым дает классическое определение философии, как науки о первопричинах.

Он дает классификацию форм движения (перемещение, превращение, убывание, возрастание)

Он дает классическое определение истины «истина есть соответствие субъективного образа объекту»

Он создает целостное учение о правилах и законах мышления, которое было названо формальной логикой.

Он сформулировал основные прицнипы теории познания:

1. доказательность занния

2. объяснительность знания (описание причинно-следственных связей)

3. представление знание в форме классификации и стсиематизации

4. дает классификацию научного знания ( наука о природе, наука о политике, наука об искусстве)

В лице Аристотеля греческая философия завершает свое восхождение к вершинам мысли, и дальнейшая история обозначается как эпоха упадка греческой философии – эпоха эллинизма.