Учение Платона о государстве

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах - городах-государствах - создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Она имеет не индивидуальную направленность, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальную и потому органически сращена с политической теорией Платона.

Платон первым в учении о государстве создает утопическое государство, основными элементами которого являются:
- Идеи естественного происхождения государства. Человек слаб и беспомощен, люди объединялись в группы, затем в государства.
- Государство есть суверенная/общая сила над человеком. Человек – подданный государства.
- В государстве не должно быть частной собственности, нужны только полезные науки и ремесла.
- Воспитание детей – государственная задача
Платон первым создает идею социального расслоения общества. Основанием соц. различия людей является способность человека к определенному виду деятельности, которая определяется душой человека – землевладельцы и ремесленники обладают вождеющей душой, склонной к предметно-орудийной деятельности; воины и стражники организуют жизнь государства, обладают мужественной душой, способностью к волевым действиям; правители обладают разумной душой (философы). Человек предназначен оставаться в пределах своего слоя пожизненно.
Платон создает идею систематизации форм государственной власти:
«+»: аристократия и наследственная монархия, т.к.:
- интересы государства становятся выше личных
- аристократия обучается гос. управлению
- аристократия и монархия сохраняют исторические традиции государственности, которые передаются по наследству.
«-»:
- тимократия – власть военных, которым она нужна для удовлетворения карьерных потребностей
- олигархия – власть имущих для собственного обогащения
- тирания – господство единовластия, которое в конечном итоге сродни тимократии
- демократия – власть народа, которая ведет к слабости государства, т.к. эта власть не обладает знанием, она не видит стратегических целей движения государства, а преследует свои личные цели. Демос склонен к корыстолюбию, коррупции и т.п.
Теория государства Платона – утопия.

Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из собственной истории.