Учение Платона об идеях, душе и познании

Учеником Сократа был Платон – основатель и теоретик классической формы объективного идеализма (аристокл – родовое имя Платона). Основателями платоновского идеализма были:

-научения Пифагора о числе

-неизменность бытия Парменида

-поучение об истине Сократа

Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии.

Какова значимость тех идей, носителями которых мы являемся?

Платон считал, что мнение улицы – чувственное знание – только мнения, оно не выражает суть. А потому истина заключена только в идее, которую он назвал эйдос – мысль содержательная, конкретная. Идея, по Платону – бессмертна, вечна, неизменна, постоянна, устойчива. Идеи предшествуют вещам.

Платон первый в диалогах тет-а-тет обосновывает первичность идеи и приводит аргументы:

1. вещи изменяются, исчезают, а идеи сохраняются

2. если исчезает идея, то не существует и ее носителя

3. можно видеть и слышать, но без идеи не знать, что мы видели и что слышали.

Чувственное знание относительно и преходяще, а знание идей – абсолютно.

Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:

бытие - становление,

вечное - временное,

покоящееся - движущееся,

бессмертное - смертное,

постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,

всегда себе тождественное - всегда иное,

неделимое - делимое.

Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов: ведь идей много, а поэтому возникает вопрос: как обеспечить их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они на множество изолированных сущностей?

Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается к понятию единого, которое он толкует иначе, чем его предшественники - элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге "Парменид", само не есть бытие, оно - выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, и даже множественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, а значит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо - по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний, указывающих только, чем оно не является. У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин "трансцендентное" ("то, что по ту сторону").

Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: что постоянное и устойчивое, неизменное в нем, что не подвержено чувственному восприятию.

Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы - вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира - с другой, - он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

Другая составляющая платоновского учения – о душе

Душа – целостный внутренний мир человека, которая также бессмертна, одухотворена космосом (он же живой) и она имеет способность узнавания, то есть открытия содержания вещей. Учение Платона о душе открывает традиционно объяснения человека через свойства души.

Главная обязанность, предназначение души – открывать человеку мир бытия. Душа является хранилищем человеческих добродетелей: гражданства, дисциплины, почитания родителей, стремления к знаниям и красоте. Душа направляет и побуждает человека к знаниям и деятельности.

Классификация души человека

Преобладание: железа, меди или золота

Наличие этих начал определяет человека к специфическому роду деятельности.

-железо. Склонны к замледелию и ремеслу (к предметно-практическому действию)

-медь . Человек ориентирован к воинской деятельности (люди, организующие дело)

-золото – склонны к мудрости и управлению другими.

Идеи зависимости личностной дятельности от тех врожденныхзадатков, которыми обладает человек. По Платону душа предопределена открывать бытие человека, в этом ее магистральное значение.

Платон вводит понятие «мировая душа», она как совокупность всех душ человеческих, живших, живущих и будущих жить. мировая душа, как творящая духовная идеальная сущность, содержащая в себе идею в форме потенциальности. Обладает свойством познания и при встрече с вещью в душе проявляется то потенциальное знание, которое было –> мы узнаем.
Теория познания Платона – объяснить сам факт мышления. Душа человека является частью единой мировой души. В дальнейшем мировая душа приобретает различные смыслы – понятие Бога, Вселенной, творческого начала и т.д. Мировая душа содержит в себе в потенциальной форме наличное знание, обладает потенциальной возможностью познания. Человек по факту рождения получает часть мировой души, несет в себе скрытое знание и при встрече души с объектом душа припоминает то, что ей было дано ранее. В последующей истории философии (у Декарта) эта теория получила название «теория врожденных идей». Человек обладает способностью открывать истину, т.к. он по происхождению, будучи связан всегда с миром вне себя, открывает его через врожденные способности.

Душа содержит в себе знания в скрытой форме.

Согласно Платону, человек способен в идеях открывать юытие, использовать эти идеи, душа способна к бессмертию.

Философия Платона – объективный идеализм - так как первичным признается идейное начало в форме эйдоса, логоса, и утверждается идея первичной значимостивнутреннего мира человека, его жизнедеятельности.