Анализ показателей рентабельности

В оценке хозяйственной деятельности выделяют следующие показатели рентабельности:

1 рентабельность основной (производственной) деятельности;

2 рентабельность продаж;

3 рентабельность производства.

 

1) Рентабельность основной (производственной) деятельности (R):

. (9)

 

Рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции.

Она может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам или по видам продукции. Этот показатель показывает всю величину собственных заработанных средств, поступающих в распоряжение предприятия из оборота.

Влияние факторов измеряется методом цепных подстановок.

 

, (10)

где Q – объем выполненных СМР.

 

 

.

 

.

, (11)

 

где ∆R – изменение рентабельности производственной деятельности;

R0 – рентабельность производственной деятельности за предыдущий год;

R1 – рентабельность производственной деятельности за отчетный год.

 

Рентабельность производственной деятельности за отчетный период ниже, чем за предыдущий год на 0,26%. На 1 рубль затраченных средств по плану приходится 0,0930 руб., а по факту – 0,0956 руб.

1. Влияние фактора изменения объема СМР на рентабельность производственной деятельности (∆RQ).

Для выявления количественного влияния фактора изменения объема СМР на рентабельность производственной деятельности необходимо вычислить условный показатель рентабельности производственной деятельности при объеме СМР за предыдущий год и уровне средневзвешенных цен и себестоимости СМР за отчетный год (∆RQ):

, (12)

 

где Q0 – объем выполненных СМР за предыдущий период, кв.м.

 

.

 

RQ = RQусл – R1 = 9,301 – 9,302 = –0,001%.

 

Рентабельность изменится на 0,001% за счет снижения объема СМР с 5 387,20 кв.м. до 5 377,00 кв.м.

 

2. Влияние фактора изменения себестоимости СМР на рентабельность производственной деятельности (∆RС).

Для выявления влияния фактора изменения объема СМР на рентабельность производственной деятельности необходимо вычислить условный показатель рентабельности производственной деятельности при объеме СМР и уровне средневзвешенных цен за предыдущий год и себестоимости СМР за отчетный год (∆RСусл):

 

. (13)

 

.

 

∆RC = RCусл – RQусл = 19,15 – 9,302 = 9,848% ≈ 9,85 – это влияние снижения себестоимости на рентабельность производственной деятельности.

Рентабельность производственной деятельности изменится на 9,85 % за счет снижения себестоимости СМР с 17,77 тыс.руб. до 16,34 тыс.руб.

 

3. Влияние фактора изменения средневзвешенных цен на рентабельность производственной деятельности (∆Rц)

∆Rц = R0 – RCусл = 9,56 – 19,15 = –9,59% – за счет снижения цены рентабельность производственной деятельности снизится на 9,59%.

4. Общая сумма влияния трех факторов составит:

 

∑∆ = ∆R = ∆RQ + ∆RC + ∆Rц. (14)

 

R = –0,001 + 9,85 – 9,59 = 0,259%.

 

В большей степени на уровень рентабельности производственной деятельности повлияло снижение себестоимости СМР, однако влияние снижения средневзвешенной цены (отрицательное) также достаточно весомо.

 

2) Рентабельность продаж

Рентабельность продаж измеряется отношением величины прибыли от реализации продукции к объему продаж (Rпр).

 

. (15)

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с 1 рубля продаж.

 

– объяснение расчёта рентабельности для предыдущего года (см. таблицу 8).

В последующем встретятся ещё несколько аналогичных, т.е. предыдущего года, значений, необходимых для сопоставления, но приводиться они не будут, так как их расчёт абсолютно такой же, как и показателей отчетного года, с той лишь разницей, что отличаются числовые значения.

 

Таблица 8 – Исходные данные для факторного анализа показателей рентабельности продаж

 

№ п/п Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение (+,-)
Выручка строительного предприятия, тыс.руб. 88 338,27 104 904,95 16 566,68
Себестоимость выполненных СМР, тыс.руб. 82 610,14 95 759,51 13 149,37
Валовая прибыль, тыс.руб. 4 854,35 7 750,37 2 896,02
Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % 5,50 7,39 1,89

 

Рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 1,89 процентных пункта. На это отклонение оказали влияние два фактора: изменение объема продаж и себестоимости СМР.

Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке строительного предприятия (Вр1) и себестоимости за предыдущий период (С0):

 

(16)

1. Влияние фактора изменения объема продаж на уровень рентабельности продаж:

 

∆Rпр1 = Rпрусл – Rпр0 = 21,25 – 5,50 = 15,75%.

 

2. Влияние фактора изменения себестоимости выполненных СМР на уровень рентабельности продаж:

 

∆Rпр2 = Rпр1 – Rпрусл = 7,39 – 21,25 = –13,86%.

 

3. Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж за период:

 

∆Rпр = ∆Rпр1 + ∆Rпр2 = 15,75 – 13,86 = 1,89%.

 

Результаты факторного анализа показали, что рост объёма продаж оказал на уровень рентабельности наибольшее влияние, чем повышение себестоимости СМР.

 

3) Рентабельность производства (основного капитала)

Может рассчитываться как на базе валовой прибыли, так и на базе чистой прибыли:

, (17)

где Фос – средняя стоимость основных средств, тыс.руб.

Фобм – средняя стоимость материальных оборотных активов, тыс.руб.

В этом виде формула устанавливает связь со следующими факторами (см. таблицу 9):

1 величиной валовой прибыли на 1 рубль СМР;

2 фондоемкостью и фондоотдачей, характеризующими использование основных средств;

3 коэффициентом закрепления материальных оборотных средств или коэффициентом оборачиваемости материальных оборотных средств.

 

Таблица 9 – Анализ рентабельности производственного капитала

№ п/п Показатели Обозначение Предыдущий год Отчетный год Изменение (+, - )
Валовая прибыль П 7 739,82 6 896,17 843,65
Выручка строительного предприятия Вр 104 904,95 96 060,11 8 844,84
Средняя стоимость основных средств Фос 43 635,82 43 669,01 -33,19
Средняя стоимость материальный оборотных средств (запасы) Фобм 497,37 458,36 39,01
Рентабельность продаж,% (П / Вр)х100% 7,38 7,17 0,21
Фондоотдача Вр / Фос 2,40 2,20 0,20
Фондоемкость Фос / Вр 0,42 0,45 - 0,03
Коэффициент оборачиваемости мат. оборот. средств Вр / Фобм 210,92 209,57 1,35
Коэффициент закрепления Фобм / Вр 0,0047 0,0047
Рентабельность производства, % П / (Фос+ Фобм) х100% 17,54 15,63 1,907

 

Затем, используя метод цепных подстановок, оценивается влияние на результирующий показатель – рентабельность производства.

 

.

.

∆Rп = Rп1 – Rп0 = 17,54 – 15,63 = 1,91%.

 

Изменение уровня рентабельности производства произошло в результате воздействия следующих факторов:

1. Уменьшение валовой прибыли привело к снижению рентабельности производства строительного предприятия на 1,909%:

.

 

∆RпП = RпПусл – Rп1 = 17,539 – 15,63 = 1,909%.

 

2. Рост средней стоимости основных средств привел с повышению рентабельности производства строительного предприятия на 0,014 процентных пункта:

.

 

∆RпФос = RпФосусл – RпПусл = 17,553 – 17,539 = 0,014%.

 

3. Снижение средней стоимости материальных оборотных средств привело к понижению рентабельности производства на 0,013%:

∆RпФобм = R1 – RпФосусл= 17,54 – 17,553 = -0,013%

 

Общая сумма влияния трех факторов составляет:

∆Rп = ∆RпП + ∆RпФос + ∆RпФобм = 1,909 + 0,014 – 0,013 = 1,91%