Вопрос №2: Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (Великобритания)

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полноводных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) — своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др). Хорошо развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное направление растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты. Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики — подъем депрессивных старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.

 

 

Билет №6