Билет № 18
1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
высотная поясность — это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах. В отличие от равнин в горах и растительный, и животный мир в 2 — 5 раз богаче видами. Число высотных поясов в горах зависит от высоты гор и от их географического положения.
Смену природных зон в горах часто сравнивают с движением по равнине в направлении с юга на север. Но в горах смена природных зон происходит более резко и контрастно и ощущается на сравнительно небольших расстояниях. Наибольшее число высотных поясов можно наблюдать в горах, расположенных в тропиках, наименьшее — в горах такой же высоты, как в районе Полярного круга.
Характер высотной поясности меняется в зависимости от экспозиции склона, а также по мере удаления гор от океана. В горах, расположенных близ морских побережий, преобладают горно-лесные ландшафты. Для гор в центральных районах материка типичны безлесные ландшафты.
Каждый высотный ландшафтный пояс окружает горы со всех сторон, но система ярусов на противоположных склонах хребтов может резко
отличаться.
Только у горных подножий условия близки к типичным для соседних равнин. Над ними расположены «этажи» с более суровой природой. Выше всех располагается ярус вечных снегов и льдов. Чем выше, тем холоднее.
Но бывают исключения. В Сибири есть районы, где климат подножий суровее, чем на вышележащих склонах. Связано это с застоем холодного воздуха на дне межгорных котловин.
Набор высотных поясов тем больше, чем южнее находятся горы. Очень хорошо это видно на примере Урала. На юге Урала, где высоты меньше, чем на Северном и Полярном Урале, высотных поясов много, а на севере присутствует лишь один горно-тундровый пояс. Очень контрастно сменяются высотные пояса на Черноморском побережье Кавказа. Менее чем за час автомобиль может поднять путешественников из субтропиков на побережье к субальпийским лугам.
2. Почти 90 % продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Сравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.
Размещение отраслей машиностроения связано в первую очередь с размещением городов. В каждом крупном городе есть предприятие машиностроения. А так как большинство городов сосредоточено в европейской части страны, то и география машиностроения совпадает с треугольником расселения
На размещение предприятий влияют факторы:
1) трудовых ресурсов и наукоемкости (приборостроение, электротехника и т.п.); например. Предприятия по производству сложной, наукоемкой техники размещают вблизи научных центров таких как Москва, Санкт- Петербург, Новосибирск
2) близость крупных металлургических баз (тяжелое машиностроение — производство горнодобывающего оборудования, энергетики и т.д.); Например, в Уральском экономическом районе много предприятий по выпуску металлоёмкого машиностроения, т.к. там расположена крупная металлургическая база (Магнитогорск, Нижний Тагил и др.)
3) военно-стратегический (частично — авиастроение, судостроение);
4) транспортный (все отрасли);
5) потребительский (например — сельскохозяйственное машиностроение – завод по производству комбайнов расположен в Ростове-на-Дону в Южном федеральном округе – основной житнице страны).
Машиностроение — производство разнообразных машин. Состоит из 70 отраслей, главными из которых являются: приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое, энергетическое (турбины, котлы, дизели) машиностроение, станкостроение, инструментальная промышленность, строительное и дорожное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, транспортное машиностроение (локомотивы, вагоны, автобусы, трамваи). Сырье машиностроение получает от черной и цветной металлургии (прокат, литье), химической промышленности (пластик, синтетические материалы). Оно энергоемко и трудоемко. Продукция машиностроения (машины, станки, приборы и др.) потребляется всеми отраслями хозяйства.
Факторы размещения предприятий машиностроения: наукоемкость (научно-исследовательские институты и конструкторские бюро разрабатывают новейшие технологии и внедряют их в производство); военно-стратегический фактор (машиностроение — основа военно-промышленного комплекса), трудоемкость (в отрасли занято большое количество рабочих высокой квалификации и инженеров; особенно высока трудоемкость производства в станкостроении, авиационной промышленности, приборостроении, электротехнике); металлоемкость (многие отрасли машиностроения, хотя и не все); транспортный фактор (заводы производят машины из большого количества деталей, которые привозятся транспортом из разных районов страны; поэтому заводы должны размещаться на транспортных магистралях или в крупных транспортных узлах с выгодным ЭГП); ориентация на потребителя (некоторые отрасли машиностроения производят такие машины, которые используются только в определенных районах специализации; например, комбайны производятся в районах, где выращиваются зерновые культуры; лесные машины и техника — в районах массовых лесозаготовок; поэтому такие заводы должны размещаться в районах с соответствующей специализацией).
Специализация и кооперирование. Специализация — выпуск одного вида продукции, деталей. Кооперирование — объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Например, для производства автомобилей необходимы прокат металла, запчасти, приборы, авторезина, деревянные материалы, синтетические материалы, шасси. На одном заводе нельзя произвести все эти части и детали автомобиля. Поэтому созданы заводы, которые специализируются на производстве каждого из перечисленных видов продукции и деталей: один завод производит только автомобильные шины, другой — только шасси и т.д. Кооперирование — это поставки всех этих деталей с разных заводов на один большой автомобильный, где из них собирают конечный продукт — автомобиль.
3. Оцените по картам агроклиматические ресурсы своей местности.