Психологическая классификация профессий. Основания для классификации профессий. Классификация профессий Е. А. Климова, Дж. Холланда, В. Е. Гаврилова и др.

Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Мир профессий огромен упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев. Основанием для классификации профессий может послужить: учет интересов, способностей личности, свойств темперамента.

Классификация профессий Дж.Холланда, разработанна в 1966 г. Ее достоинством является объединение теории личности с теорией выбора профессии.

Дж.Холланд выделяет 6 профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на руководство людьми и' бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1) Чел - живая природа (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.) 2) Чел — техника (и неживая природа) ( слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь) 3) Чел — чел (продавец продовольственных товаров, парикмахер, врач, учитель. ) 4) Чел — знаковая система (программист, математик, редактор издательства, языковед. 5) Чел — художественный образ (художник-декоратор, художник-реставратор, артист балета, актер драматического театра)

В.Е.Гаврилов предложил классификацию профессий на основе модулей.

Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент, «строительный кубик» при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы («кубики»), так и различия.

Например, психологический модуль, связанный с измерением объектов деятельности без помощи измерительных инструментов и приборов, имеет такую структуру:
1) типовой элемент деятельности — измерение объектов деятельности без помощи инструментов и приборов;
2) психологическое требование к человеку — хорошо развитый глазомер.
Из полного набора психологических модулей можно, как из кубиков, собрать характеристику любой профессии. В.Е.Гаврилов выделяет несколько десятков модулей и на этой основе составляет психологическую характеристику тысяч профессий.