БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме

финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство

культуры России рекомендует два направления совершенствования системы

финансирования (или три группы ресурсов):

1) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как учреждений

культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой базе;

2) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или адресных

дотаций);

Рассмотрим первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных

программ — бюджетную многоканальность, которая означат финансирование

учреждений и программ как из бюджетов различных уровней, так и путем

привлечения средств иных юридических лиц.

Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к

следующим типам:

1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу,

затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование

данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна

возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах.

Реализацией такого типа взаимоотношений является федеральная программа

“Сохранение и развитие культуры и искусства”, принятая постановлением

Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и действующая по сегодняшний

день.

2. Субсидии возмещения — в этом случае программа разрабатывается

нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую

модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые

Министерством культуры — при условии соответствия таких программ федеральным

приоритетам культурного развития территорий;

3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только

в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных

источников). Суть “встречного финансирования” заключается в фиксировании доли

бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов каждого учреждения. В

таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически

добавляется к заработанной учреждением сумме. За основу при таком

финансировании Министерство культуры рекомендует брать сложившееся соотношение

между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую

поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из

внебюджетных источников[99].

Взаимодействие бюджетов различных уровней можно представить в виде следующей

схемы:

 

Федеральный бюджет       Местный бюджет
         
  Фонд программ    
         
Финансирование организаций и учреждений Федерального подчинения       Финансирование организаций и учреждений местного подчинения
  Культурные программы    

 

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно,

распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в

частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с

инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций,

участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть[100]:

— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме

бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;

— Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон

памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений,

расположенных на этих территориях;

— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций,

независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на

благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками

истории и культуры;

— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки

важнейших отраслей народного хозяйства;

— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;

— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;

— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-

досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты)

в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на

данной территории;

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий,

учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль

от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей,

специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-

массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций,

копий, экспонатов, издательской деятельности.

Для увеличения доли средств, поступающих в централизованный и целевые фонды

от предприятий, необходимо вести гибкую налоговую политику, снижая налог с

той части прибыли, которая направляется на культуру, благотворительную

деятельность, целевое финансирование социально-культурных программ. В США,

например, ежегодные благотворительные взносы на культуру составляют около

80%. Основной мотив благотворительной деятельности – социальный престиж и

экономическая выгода. Участие в Совете попечителей благотворительной

организации свидетельствует о принадлежности к «высшему свету» американского

общества. Но главное то, что сумма, переданная на благотворительные цели,

высчитывается из остаточной суммы прибыли и налогом не облагается.

Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных

программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ)

определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного

блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной

деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве

приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму

“Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут

“вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами

культурной жизни:

— Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации;

— Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных

фондов;

— Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов;

— Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка

самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой

деятельности;

— Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального

культурного сотрудничества;

— Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;

— Внедрение новой техники и технологий в сфере культуры;

— Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры и

искусства.

— Совместно с Министерством социальной защиты населения Министерство культуры

финансирует такие программы как “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых

детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и

культура”; “Одаренные дети”.

Министерством культуры России была определена и форма типовой заявки на

участие в федеральной программе, которая несколько отличается от требований к

заявкам со стороны неправительственных Фондов и некоммерческих организаций

(структура заявки такого рода дана в разделе “Внебюджетные источники

финансирования”).

Структура заявки на участие в федеральной подпрограмме “Сохранение и развитие

культуры” включает следующие разделы:

1.Титульный лист, который содержит: номер и название разделов

подпрограммы; название предлагаемого проекта; указание организации-исполнителя;

руководителя проекта и авторскую группу; состав исполнителей; сроки

осуществления проекта.

2.Актуальность проекта. В данном разделе необходимо сформулировать ту

группу проблем, на решение которых ориентирован данный проект (т.е. обозначить

противоречия , недостатки, сложности , характерные для той сферы культурной

жизни, в которой будет осуществляться проект); обозначить по возможности те

последствия (социальные, демографические, социально-культурные и др.), которые

возникнут в том случае, если проблемы не будут решены; показать связь

характеризуемой проблемы с функциями вашей организации, учреждения.

3.Цели и задачи проекта.

4.Содержание проекта и этапы его реализации.

5.Новизна и федеральная значимость проекта.

6.Разделы проекта, представляющие интерес для международного сотрудничества

( в т.ч. и со странами ближнего зарубежья).

7.База реализации проекта и организация-исполнитель.

8.Объем и содержание уже выполненных работ.

9.Бюджет проекта (общая сумма затрат, распределение по статьям бюджета,

источники финансирования).