Внешнеэкономические аспекты развития Китая, его экономические отношения с Россией

Облогораживает свой экспорт, стал переходить к экспортноориентированной модели экономики, активно экспортирует бытовую электронику. Крупнейшие партнеры – Япония, США, Гонконг (реэкспорт), (50-55% внешней торговли). Одновременно их уровень снижается, появляются ощутимые связи с Южной и Юго-Восточной Азией, а также с Корей и ЕС.

800 млрд иностранных инвестиций за 25 лет, преобладают прямые инвестиции, самый крупный после США рецепиент инвестиций, при этом все равно большую долю занимают внутренние инвестиции.

При вступлении в ВТО пришлось приоткрыть внешнюю торговлю, велика роль хуацяо в инвестициях, активно используют кредиты и займы. ВБ активно сотрудничает с Китаем. 15% ВВП – задолженность. Платежный баланс положителен.

2% товарооборота Китая – Россия. Мы им: древесина, химикаты, металл, вооружения. Они нам легкую и текстильную промышленность. Возможности ограничены из-за конкуренции.

Китай придаёт серьёзное значение использованию внешних факторов развития, основанных на расширении и диверсификации форм внешнеэкономических связей. Активизация внешнеэкономической политики – следствие отказа от политики «опоры на собственные силы». Важнейшая задача – оптимизация товарной структуры страны. Импорт – сокращение закупок с/х товаров=>расширение производства внутри страны=> закупка промышленных товаров растёт – 85% в 2005.При переходе к использованию экспортоориентированной модели развития для наращивания валютных поступлений Китай стал форсировать экспорт традиционных товаров (легкая и текстильная промышленность, пищевкусовые товары и тп). Одновременно – облагораживание экспорта путём развития производства новых экспортных товаров (электроника и продукция машиностроения).. К экспортному производству привлекается иностранный капитал, предоставление льготного инвестиционного режима и дешёвой рабочей силы=>возрасла доля продукции машиностроения в экспорте. Ориентация экономических связей на страны Азиатско-Тихоокенского региона. Партнеры – США, Япония, Гонконг. Однако сейчас доля сокращается – 2003 г. 40,8% внешней торговли (тк Китай активизировал связи со странами и территориями Восточной и Юго-Восточной Азии). Среди стран ЕС первое место Германия (4,9%). Гонконг превратился в основную реэкспортную мазу китайских товаров на рынке третьих стран. Привлечение иностранного капиталав двух формах: кредиты и инвестиции. Китай превратился во второго после США получателя прямых иностранных инвестиций. Однако на долю внутренних источников финансирование 85-90%=>основной упор на внутренние факторы развития. Деятельность иностранных инвесторов жёстко ограничивается в банковском секторе, страхования, фондового рынка, СМИ и др. из-за необходимости защиты национальной экономики в условиях низкой конкурентоспособности китайских производителей. Основным фактором положительного сальдо платежного баланса является активный торговый баланс и положительный баланс движения капитала. Экономическое развитие КНР и активное использование внешних факторов обсуловили потребности в стабильном торгово0экономическом сотрудничестве с Россией. 60: импортных потребностей Китая в древесине – Россия. Хим удобрения – 45%, чОрные металлы – 20%. 2005 г. объём российско-китайской торговли – 29,1 млрд. долл. Поставка российской военно-технической продукции – самолёты, военные корабли и т.п. Россия в среднем загребает 1,5 млрд. долл. Китай продвигает на наш рынок свои товары: лёгкой и текстильной промышленности, хим товары, электроника, автомашины. Совместные проекты в топливно-энергетической области. Однако на их рынке наши возможности ограничены – высокий уровень конкуренции Работа по продвижению нашей продукции на их рынок – главная задача.