Методы ценообразования в гостиничном бизнесе.

Ценообразование в гостиницах проблема достаточно сложная в методическом отношении. Это объясняется спецификой предприятий, их структурой, классом, месторасположением и другими факторами. Независимо от способа, ценообразование в гостиницах сводится к расчету цены гостиничного номера. Наиболее широко распространенным методом ценообразования в гостиницах является метод «издержки плюс». Сущность его заключается в добавлении наценки к себестоимости гостиничного номера. Размер наценки может колебаться в широких пределах, определяемых множеством факторов внутреннего и внешнего характера. В соответствии с данным методическим подходом расчет цены гостиничного номера может осуществляться по следующей схеме:1. Рассчитываются расходы по всем статьям издержек: прямым и косвенным. Прямые затраты касаются расходов номерного фонда, которые прямо относятся на себестоимость. Косвенные затраты – это все общехозяйственные расходы, касающиеся содержания гостиниц в целом без учета номерного фонда.2. Полученная общая сумма расходов по гостинице в целом делится на площадь номерного фонда и рассчитывается себестоимость одного квадратного метра (1м2) площади номерного фонда.3. Рассчитывается себестоимость номера, как произведение площади номера на себестоимость 1м2 площади, которая корректируется на соотношение между оплаченными номеро-днями и номеро-днями в эксплуатации, поскольку не все номера бывают оплачены.4. К себестоимости номера прибавляются налоги, не входящие в себестоимость (налог на имущество, на рекламу, НДС).5. Цена номера рассчитывается путем прибавления суммы наценки к себестоимости номера. Сумма наценки зависит от уровня наценки, который устанавливается в определенном проценте к себестоимости номера.6. Уровень наценки может зависеть, как уже отмечалось, от многих факторов и особенно от размера продажной цены номеров у конкурентов. В рамках общего подхода к ценообразованию у каждой гостиницы может быть своя ценовая политика. Цена гостиничного номера может изменяться в зависимости от типа клиента, сезона, характера проводимых мероприятий и т.д. В частности, могут быть разные расценки для индивидуальных деловых людей и лиц, проводящих досуг, для групп от 10 человек и больше; для компаний, проводящих в гостинице различные мероприятия. К основным типам скидок в гостиничной индустрии относятся:- скидка за большой объем заказа (скидки для корпоративных клиентов и групп, проводящих семинары, конференции, симпозиумы и т.д.);- скидка за внесезонность;- скидка для «верных» и престижных покупателей и т.д. Порядок установления цен в гостиницах во многом зависит от того, какая стратегия ценообразования выработана на предприятии:- стратегия престижных цен;- стратегия «снятия сливок»;- стратегия «прорыва на рынок»; - стратегия пакета услуг и другие. При стратегии престижных цен гостиницы выходят на рынок с высокими ценами, поддерживающими их класс и имидж. Стратегия «снятия сливок» предполагающая установление высокой цены в условиях, когда рынок не чувствителен к уровню цен и их изменению, мало пригодна для гостиниц, в силу специфики их услуг и множества конкурирующих предприятий. Более вероятна для гостиниц стратегия «прорыва на рынок», когда они назначают изначально низкую цену, привлекая к себе клиентов и закрепляясь на рынке. Может применяться гостиницами и стратегия пакета услуг. Когда они по специальным льготным ценам продают пакеты услуг на уик-энды, включающие проживание, питание и развлечения, но цена при этом должна быть привлекательной (т.е. достаточно низкой или сравнительно низкой), чтобы купить весь пакет услуг.