Взаимоотношения России и США

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 году.

После Октябрьской революции 1917 года США признали СССР лишь в 1933 году. Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Сразу же по окончании войны, однако, США и СССР, как две сверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространениеядерного оружия

, космические исследования.

Тезисы

1. Завершился переходный период взаимоотношений между США и Россией, связанный с формированием новой системы международных отношений. Россия успешно адаптируется к рыночным условиям и глобализации, а также демонстрирует последние годы всему миру устойчивый экономический рост и внутриполитическую стабильность. Россия имеет стратегические экономические интересы на территории стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы с целью добиться повышения конкурентоспособности своей экономики и уровня жизни населения в условиях глобализации.

Основные макроэкономические проблемы, бывшие до недавнего времени главным предметом политических дискуссий в США по поводу российской экономики, уже утратили актуальность. Россия уже не нуждается во внешних займах для пополнения своего бюджета, а ее золотовалютные резервы увеличились за последние годы в несколько раз и являются одними из самых больших в мире (апрель 2004 г. - 83 млрд долл.).

2. США скорее всего уже прошли период максимального взлета своей мощи в мире (1991-2003 гг.). Мировой порядок, который сохранил бы в неприкосновенности ведущее место США, в ближайшие годы почти не возможен из-за усиления экономической мощи Европы, Японии и Китая. Иракский кризис показывает всему миру стратегические ошибки США (в сфере соблюдения прав человека, в области политического анализа событий, неэффективность разведывательно-аналитических структур).

Политика США, направленная на достижение единоличного доминирования в ключевых регионах мира, вызывает беспокойство у все больших слоев российского общества, т.к. в отдельных случаях данная политика может привести к дестабилизации ситуации в непосредственной близости от границ России.

Настораживают начавшиеся в 2003 г. процессы политической дестабилизации в странах СНГ, происходящие с участием американских организаций, в том числе правительственных. На это указывают недавние события в Грузии и Аджарии, обострение обстановки в Узбекистане, эскалация политического кризиса в Казахстане, Азербайджане и в Армении, попытки дестабилизации обстановки в Белоруссии и на Украине.

Алгоритм дестабилизации обстановки в различных странах СНГ практически одинаков: активизация действий оппозиции вследствие больших потрясений в политической или экономической сферах, после чего выдвигаются обвинения действующему руководству в том, что оно не способно стабилизировать ситуацию в стране. Попытки власти разрешить сложившуюся кризисную ситуацию блокируются оппонентами целенаправленной кампанией в СМИ с обвинениями в нарушениях прав человека.

При этом негативные последствия некоторых, не всегда просчитанных на перспективу действий США на мировой арене затрагивают государства, на которые они впрямую не направлены. В ситуации со странами СНГ последствия кризисных явлений в данных государствах напрямую отразятся на России, которую с ними связывают давние и прочные политические, экономические и исторические связи. Такие односторонние действия США, без учета национальных интересов России, не способствуют улучшению российско-американских отношений, ведут к росту антиамериканских настроений в странах СНГ, в российском обществе. В конечном счете, такие действия наносят ущерб и национальным интересам США.

Чем сильнее ООН, тем прочнее глобальная безопасность. В условиях глобализации роль ООН должна только укрепляться.

3. Россия и США обладают самыми большими запасами ядерного оружия в мире, а значит, и являются самыми мощными военными державами. Партнерские взаимоотношения России и США являются важнейшим компонентом мировой стабильности и безопасности. Они во многом определяют будущее развитие мировой цивилизации, сохранение мира во всем мире. Национальные интересы России и США в ряде регионов мира совпадают. Россия нуждается в американском передовом опыте в сфере информационных технологий и эффективных моделей стратегического анализа и управления. США заинтересованы в стабильности в Евразии, основой которой является стабильность в России.

4. При возникновении разногласий и трений между Россией и США - а они неизбежно будут возникать, как, например, на территории СНГ и Балтии - Россия и США должны прямо и решительно отстаивать свои национальные интересы. Вместе с тем к таким противоречиям надо относиться как к естественным элементам сложных взаимоотношений между двумя нашими странами, а не как к кризисам, ставящим под вопрос характер и значимость этих отношений в целом.

Однако целесообразно исключить из системы российско-американских отношений так называемые двойные стандарты, которые иногда характерны для американской внешнеполитической линии.

Характерно также, что наши американские партнеры также совершенно по-разному трактуют понятие патриотизма внутри США и внутри России. Если внутри США патриотизм культивируется, восхваляется американскими СМИ, то патриотизм в России, по мнению США, не нужен.

Надо отличать российский патриотизм от российского национализма. И сегодня патриотизм наиболее развит в США и является главной причиной американских успехов в ХХ в. Для процветания и США, и России в XXI в. необходим союз патриотов, патриотов и России, и США.

Для реализации своих национальных интересов США целесообразно поддерживать и российских, и американских патриотов. Ведь не случайно после событий 11 сентября 2001 г. Конгресс США принял специальный Акт о Патриотизме.

5. Россия и США активно участвуют в работе Группе восьми наиболее экономически развитых стран мира. В связи с председательством США в 2004 г., в России в 2006 г. возможна активизация действий по разработке совместных предложений по наиболее важным проблемам современности.

6. Россия и США являются самыми многонациональными государствами в мире, поэтому они заинтересованы во взаимообогащении представителей различных цивилизаций и культур, бесконфликтном существовании этносов и религиозных конфессий.

В России проживают представители 160 национальностей, а в США насчитывается около 500 национальностей и этнических групп.

7. Россия и США совместно заинтересованы в эффективном противодействии проявлениям международного терроризма во всех сферах (диверсионные действия, экономические действия, информационные действия).

Россия и США могут и должны выступить с обращением ко всем членам ООН и предложить полностью прекратить транслирование любых заявлений террористов на телевидении.

return false">ссылка скрыта

9 октября 1998 г. в США был принят очень важный с точки зрения обеспечения национальной безопасности документ - Объединенная доктрина информационных операций (Joint Doctrine for Information Operations).

Данная доктрина предполагает проведение оборонительных и наступательных информационных операций, причем не только в мирное, но и в военное время. В России подобного документа нет. Но позитивный опыт наших американских партнеров по антитеррористической коалиции, по нашему мнению, может и должен быть использован в борьбе с главной угрозой современного мира - международным терроризмом.

Следующим шагом в борьбе с международным терроризмом могло бы быть создание специального российско-американского информационно-аналитического Центра противодействия террору.

России и США целесообразно сосредоточиться на семи основных темах:

· укрепление безопасности и стабильности в мире путем уменьшения военной активности и напряженности в мире;

· конструктивное решение региональных проблем и конфликтов;

· совместное проведение российско-американских информационных антитеррористических операций;

· расширение экономических и торговых связей;

· усиление духовных, образовательных и культурных связей;

· создание коммуникационного баланса (одинаковых по объему информационных потоков Россия-США и США-Россия);

· развитие отношений в космической сфере.