Билет 9 Содружество Независимых Государств, взаимоотношения России и стран СНГ
Особенность нынешнего международного положения России в том, что отношения с другими бывшими республиками СССР должны являться для нее главным внешнеполитическим приоритетом с точки зрения общей безопасности, а также вполне конкретных гуманитарных, экономических, политических и военных интересов.
Главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. СНГ было основано 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) В документе - Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права. Однако (историческая общность народов, связь между ними, двусторонние договоры) стороны договорились об образовании СНГ
Крупнейшие города Москва, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Ташкент.
Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия , Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права.
Основными целями организации являются:
1. сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2. всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
3. обеспечение прав и свобод человека;
4. сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
5. взаимная правовая помощь;
6. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.
В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).
Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с:
— созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;
— судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;
— защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.
Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.
Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.
В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».
Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений.
Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.
Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.
Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.
Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.