П.Я. Чаадаев: эволюция мировоззрения и деятельность.

3-40-е годы – первое место в идеологии: проблема исторического пути развития России. Для декабристов такой проблемы не существовало, т.к. они были последователями Просвещения. Мир развивается по одинаковым универсальным законам. Теперь в самой Европе успехи промышленной революции не ведут к улучшению жизни, а наоборот, усиление неравенства, бедность, безработица. => новые революции в Европе в 30-40-х годах. Но в России новые революции воспринимались по-другому. Это проявление кризиса европейского общества. => вопрос, следует ли России подражать Европе => проблема исторических особенностей России.

П. Я. Чаадаев первым сформулировал эту проблему. Он участник СБ, представитель российской интеллектуальной элиты, флигель-адъютант Н1.

1821-1826 год – Ч. в Германии слушает лекции Шеллинга, Геллинга. Затем его привлекаю к следствию, но оправдывают.

Чаадаев: «Декабристы были второй после Петра 1 попыткой направить Россию по европейскому пути развития. Обе попытки провалились. Попыток более не будет».

1829 – «Философическое письмо». Философская публицистика. Рассуждение о всемирной истории и месте России в ней. Затем были еще 10 писем.

1836 – первое ФП было опубликовано в журнале Телескоп. Н1: «Это достойно дерзости умалишенного». => Ч. признали сумасшедшим.

Суть письма. Сторонник Шеллинга (история предопределена Божественным промыслом – философский провиденционализм). Провидение дается народу через религию. По Чаадаеву существует 2 цивилизации: западная (католицизм) и восточная. Россия ни к одной цивилизации не принадлежит. «Россия вне времени, вне истории». Причина этого: Россия приняла православие => отрезала себя от культурной связи с Европой. Православие не создало культуры, как католицизм. Преимущества католицизма: папство – заповеди христианства – это императив, закон => чувства долга, порядка и права у людей Европы => в Европе сильное влияние имеет право человека. Церковь первой подала пример отмены крепостного права. Церковь выше светской власти => гражданские, политические, правовые институты. Православие мы получили от Византии, которая находилась в упадке. Этот упадок передался и православной церкви, которая не сумела выполнить своей исторической цели, ушла из общественной и культурной деятельности, оказалась под пятой государства => российская история не развивается, стагнация. Это противоречило официальной идеологии «православие, самодержавие, народность».

Письмо раскололо общество:

1) Вяземский, Пушкин. У России своя история. У России должна быть другая формула истории, альтернативная история, множественность истории народов. Религия – матрица, на которой строится культурно-цивилизационный тип общества. Отношение к европейским догматам чисто формальные => европейцы выполняют заповеди, но ничего при этом не чувствуют => у европейцев двойственные стандарты => отрицание самих заповедей, как можно бороться за чистоту веры с помощью инквизиции. Пушкин: православие не запятнало себя низостями капитализма => русские не испытывают страха перед Богом, русские могут пожертвовать собой ради других. Пример – вся история России (монголо-татарское иго, Наполеон). Россия спасла Европу, которая была невежественна и неблагодарна, там считают, что Европу спасла католическая Польша.

2) Чаадаев выразил мнение цивилизованного европейского общества => критическое отношение к российской истории => ненависть к России – империя зла. Пример, Печорин – реальный исторический персонаж.

1835 – письмо к Тургеневу. Чаадаев: «Мы отстали, но нам не следует догонять Европу. Надо идти своим путем, выявить особенности России».

«Апология (восхваление) сумасшедшего». Чаадаева. Суть: критика европейской культуры. Европейская цивилизация, прогресс уводит человека от главных проблем, заваливая его множеством насущных потребностей. На западе главное – блага жизни, а не блага души. Это причина европейских кризисов и революций. Прогресс порождает противоречия в европейском обществе. Европа идет к краху, т.к. выхода на основе католических ценностей у Европы нет. Выход есть только у православия (дух смирения, бескорыстности сердца, скромность ума). Вывод: «Россия призвана обучить Европу множеству вещей. Когда-нибудь придет день, когда Россия станет сокровищницей идей» - мессианская роль России в мировой истории.