Особенности организации государственной гражданской службы на региональном уровне.

Если федеральная граждан- ская служба в основном создана, то о государственной гражданской службе субъектов Федерации этого сказать еще нельзя. Она нахо- дится в начальной стадии становления. Причин задержки с формиро- ванием региональной гражданской службы можно выделить три. Во- первых, этому процессу мешало долгое отсутствие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», кото- рый был принят лишь 31 июля 1995 г. Собственно, только после этого большая часть субъектов Федерации в меру активно начала работать над созданием законов или положений о региональной государствен- ной службе. Во-вторых, формирование регионального уровня госу- дарственной службы сдерживалось определенной нерешительностью, недостаточной инициативой многих субъектов Федерации при выра- ботке своих нормативных документов по данному вопросу. И, в-треть- их, некоторые руководители исполнительной власти субъектов Фе- дерации попытались через законодательство о государственной службе провести свою линию на все большую автономизацию регионов.

Точкой отсчета, с которой начинается становление государствен- ной службы субъектов Федерации, видимо, можно признать приня- тие в Республике Саха (Якутия) Закона «О государственной служ- бе» 26 марта 1993 г. Следующим шагом в этом направлении было принятие в 1994 г. в Республике Коми «Положения о государствен- ной службе», образцом для которого послужило «Положение о фе- деральной государственной службе», утвержденное Указом Прези- дента РФ от 22 декабря 1993 г. Всего до опубликования федерального закона о государственной службе в июле 1995 г, свои законы о госу- дарственной службе приняли порядка 40 субъектов Федерации, глав- ным образом из числа национальных республик.

Вместе с тем, в то время как большинство ожидало федерально- го закона о государственной службе, некоторые субъекты Федера- ции, опираясь на президентское «Положение о федеральной госу- дарственной службе», разработали и приняли свои варианты законов и положений и уже значительное время работают по данным норма- тивам. Конечно, после принятия федерального закона 1995 г. эти нормативы пришлось дорабатывать и уточнять, но в данных субъек- тах Федерации уже значительное время созданы государственные службы (правда, с некоторыми проблемами).

Кроме того, часть субъектов Федерации (в основном русские края и области) многие вопросы государственной службы еще до приня- тия специальных законов закрепили в региональных уставах. Так обстояло дело в Саратовской, Тамбовской, Архангельской, Курган- ской, Липецкой, Свердловской и некоторых других областях. После вступления в силу федерального закона о государственной службе (1995 г.) процесс принятия региональных законов по государствен- ной службе активизировался. В 1996 г. подобные законы приняли примерно еще 35 субъектов Федерации.

В результате все законы о государственной службе субъектов Фе- дерации пока что целесообразно делить на две группы: акты, принятые до вступления в силу федерального закона о государственной службе (1995 г.), и акты, принятые после этого. Такое деление обусловливается тем, что между данными группами законов есть одно существенное различие. Дело в том, что региональные законы о государственной службе, принятые до июля 1995 г., имеют по целому ряду позиций расхождения с федеральным законом. Тогда как региональные законы о государствен- ной службе, принятые после июля 1995 г., в основном как но содержанию, так и по форме соответствуют федеральному закону.

Следует отметить, что ряд законов из первой группы уже дора- ботан и приведен в соответствие с федеральным законом. Так посту- пили в Воронежской области, республиках Башкортостан, Бурятии и др. А весь процесс принятия региональных законов о государствен- ной службе завершился лишь к концу 2000 г. После принятия закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» значительная часть субъектов Федерации тоже приняла аналогичные законы и потому их аппараты теперь именуются «государствен- ной гражданской службой».

В чем сущность гражданской службы субъектов Федерации? Граж- данская служба субъектов Федерации — это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению испол- нения полномочий региональных государственных органов.

Каковы ее особенности? Во-первых, она имеет переходный ха- рактер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Но пока эти уровни, формы и элементы есть, их нельзя игнорировать в теоретическом анализе. Во-вторых, граждан- ская служба субъектов Федерации политически, экономически, юри- дически и организационно до сих пор представляла собой практи- чески самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами. Регулирую- щие ее законы и нормативные акты плохо встраивались в систему государственной службы Российской Федерации. Подчас они были нелогичны в архитектонике государственного строительства, созда- вали дополнительные трудности в технологии государственного уп- равления. В-третьих, после принятия Указа Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. No 849, регио- нальная гражданская служба в основных чертах начала постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы страны в це- лом. Но ее разрыв с федеральной гражданской и муниципальной службами все еще значительный.

Формирующаяся гражданская служба субъектов Федерации вполне дифференцируется по трем критериям (основаниям): по террито- риально-национальному принципу, по уровням власти и по ветвям власти. Соответственно этому можно предложить следующую клас- сификацию:

1) по территориально-национальному принципу — гражданские службы: 55 русских краев и областей, двух русских городов феде- рального значения, 21 национальной республики, одной автономной области и девять автономных округов;

2) по уровням государственной власти (по вертикали) — гражданские службы: региональные, районные;

3) по ветвям государственной власти (по горизонтали) — гражданские службы: законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти.

Пути оптимизации гражданской службы субъектов Федерации, судя по всему, должны разворачиваться по двум основным направ- лениям. Одно призвано решать общие проблемы совершенствования гражданской службы всех субъектов Федерации, а также ее взаимо- действия с федеральной гражданской службой. Другое — уделить больше внимания специфическим вопросам становления граждан- ской службы отдельных субъектов Федерации и ее взаимодействию с муниципальной службой.

return false">ссылка скрыта

К числу общих проблем относятся, во-первых, создание таких региональных гражданских служб, которые бы были совместимы меж- ду собой и с федеральной гражданской и муниципальной службами, а во-вторых, приведение отдельных положений регионального зако- нодательства о гражданской службе в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это касается таких вопросов, как клас- сификация государственных должностей, классные чины, присяга гражданских служащих, их материальное вознаграждение, социальные гарантии, отпуска, стаж гражданской службы, формирование орга- нов по вопросам гражданской службы субъектов РФ и др.