Русский иконописный канон и его особенности.
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Изображения выполняются строго в соответствии с каноном.
Основные правила:
· Пропорции. Ширина древних икон соотносится с высотой 3:4 или 4:5, независимо от размеров доски иконы.
· Размеры фигур. Высота лица равна 0,1 высоты его тела. Расстояние между зрачками равнялось размеру носа.
· Линии. На иконе не должно быть рваных линий, они либо замкнуты, либо исходят из одной точки, либо соединяются с другой линией.
· Использование обратной перспективы – по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются.
Специальные правила оговаривали нанесение красок, использование определенных цветов и т.п. Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку.
ü Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы. Выражение святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.
ü Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
ü Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру.
ü Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения.
ü Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность.
ü Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное.
ü Красный – царский цвет, символ власти и могущества; мог быть символом искупительной крови, мученичества.
ü Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.
Средневековый живописец не производил смешения красок во время работы, цвета составлялись заранее и являлись обязательными. Краски растирались на яичном желтке, были очень прочными и яркими.
Символическую нагрузку носила также и жестикуляция. Жест в иконе несет определенную информацию:
· рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание;
· рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;
· рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;
· две руки, поднятые вверх – моление о мире;
· руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;
· руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. Книга в руках – это Евангелие, ключи – это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью – символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.