В абсолютных числах (по М. В. Антроповой, 1968)

 

 

Возраст, годы Физическое развитие Успеваемость в баллах
3, 4, 5 1, 2
7—15 Высокое и вышесреднее Среднее Нижесреднее и низкое 4 60 65

 

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков. Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6—7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания. Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5—7 лет — период второго вытягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7—10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста — второй период округления (с 7 до 10—11 лет). Наконец, возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания — третий период вытягивания (с 11 —12 до 15—16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18—22 годам, а у мужчин к 20—25 годам (рис. 2).

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног (рис. 3). Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе (так называемая положительная проба Филиппинера).

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14—15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу — функциональному уровню взрослого орга­низма - девочки приходят на 1—3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития не пре­кращаются и продолжаются до последних дней жизни.

 

2.4.2. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков в СССР.Охрана и укрепление здоровья де­тей и подростков в нашем государстве стали одной из ве­дущих задач партии и правительства. В первые годы су­ществования молодого социалистического государства В. И. Ленин указывал, что хорошее здоровье и правильное физическое развитие детей и подростков — одно из важ­нейших условий всестороннего развития подрастающего поколения — строителей социализма.

В последующие годы, шаг за шагом КПСС и Советское правительство совершенствовали всю систему медицин­ских, дошкольных и школьных учреждений, улучшали сис­тему подготовки специалистов, проводили мероприятия по улучшению питания детей и подростков, массовому раз­витию физической культуры и спорта, оздоровлению внеш­ней среды и т. д.

Свидетельством постоянной заботы КПСС и Советско­го правительства об охране и укреплении здоровья детей

 

и подростков в нашей стране является существенное улуч­шение их физического развития. На рис.4 представлена динамика основных показателей физического развития у детей и подростков поселка Глухово Московской области начиная с исследований выдающегося русского ученого-гигиениста Ф. Ф. Эрисмана (1842—1915), проведенных им в 1880 г. Аналогичные исследования в поселке Глухово были затем проведены советскими учеными в 1927, 1934, 1945,1956 и 1962 гг. Согласно полученным данным, по сравнению с 1880 г. у детей и подростков поселка Глухово за годы Советской власти происходило неуклонное улучше­ние всех исследуемых показателей физического развития. Исключение представляют послевоенные годы (1945), ког­да наблюдалось значительное ухудшение физического развития детей и подростков, вызванное тяжелыми усло­виями в суровые военные годы.

 

 

Наряду с общим улучшением здоровья и физического развития современных школьников встречается еще ряд заболеваний, с которыми ведется активная борьба. По данным медико-гигиенического обследования (Е. М. Бе лостоцкая и др., 1966; Р. А Калюжная, 1975), здоровые школьники составляют 60—70 % от общего количества детей и подростков, 20—25 % — дети, больные хроничес­ким тонзиллитом, 8—42% —сколиозами, 4—17% —дети с нарушениями в нейропсихической сфере, у 13—20 % рас­пространены сердечно-сосудистые заболевания и сосудис­тые нарушения. Настораживает все увеличивающееся число детей с различными аллергическими заболевани­ями. По последним данным, число таких детей достигло 14—18 %. Продолжает увеличиваться и число школьников с обменными нарушениями. В частности, число детей с ожирением различной степени встречается в СССР от 3—6 до 20 и более процентов.

На первый взгляд эти цифры могут показаться стран­ными, так как существует другой неоспоримый факт — значительное улучшение общего состояния здоровья на­ших школьников. Это противоречие легко понять, если принять во внимание совершенствование социалистиче­ской системы здравоохранения. Высокое развитие меди­цины, создание точных методов диагностики различных заболеваний, более систематическое и последовательное медико-гигиеническое обследование детей и подростков позволили более требовательно подойти к понятиям нормы и болезни человека. «В результате столь высоких требова­ний к понятию полного здоровья, — пишет известный со­ветский педиатр Р. А. Калюжная, — в настоящее время выявляются такие отклонения в его состоянии, которые прежде не выявлялись, не регистрировались и поэтому, естественно, не учитывались» ).

Таким образом, в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков и совершенствования всей системы их обучения и воспитания сделано немало, но впереди еще много задач, конструктивное решение которых было наме­чено на XXVI съезде КПСС и на июньском (1983 г.), фев­ральском и апрельском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС.