Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности об­ращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность.Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосред­ственно только судом и не может разрешаться по существу други­ми органами. Такой вид называется исключительной подведом­ственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произ­ведение, о восстановлении на работе, о признании договора пере­дачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность.Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим не­судебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте граждан­ско-правового договора (контракте).

Согласно п. 2ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершен­нолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключа­ется в письменной форме, подлежит нотариальному удостовере­нию и имеет силу исполнительного листа (ст. 99—100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыс­кания алиментов, если соглашение не заключено.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую из­бирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязатель­ным условием для обращения в суд.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.

Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу

или с использованием других средств связи, обеспечивающих фик­сирование такого соглашения (ст. 5, 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.).

Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разре­шение третейского суда.

Условная подведомственность.Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спо­рам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спо­рам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 384—389). Порядок разреше­ния коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разреше­ния споров установлен в случаях предъявления требования о воз­мещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, ко­торый несет ответственность за вред, причиненный здоровью ра­бочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражда­нам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном ра­ботодателем (ст. 2, 3 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболева­нием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнени­ем ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации* от 24 декабря 1992 г. № 4214—1 с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом, принятым Государственной Думой 21 июня 1995 г.).

* Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 71.

 

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен ст. 136—140 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ и другими аналогичными уставами о транспорте, а также Законом о связи, Кодексом внутреннего водного транспорта, принятого 7 февраля 2001 г. (ст. 161, 162 Кодекса).

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требо­ваний.При объединении нескольких связанных между собой тре­бований, из которых одни подведомственны суду, а другие — ар­битражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрис­дикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.