Понятие подведомственности

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осу­ществляют в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Защита гражданских прав в административном порядке воз­можна лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако реше­ние, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечис­ленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Ос­нов законодательства Российской Федерации о нотариате)*. Тру­довые права работников кроме суда могут защищаться комиссия­ми по трудовым спорам (ст. 381—397 Трудового кодекса РФ).

1 Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нота­риате. М., 2002. С. 61-69.

 

Законом установлен определенный порядок разрешения кол­лективных трудовых споров, который состоит из нескольких эта­пов (гл. 61 Трудового кодекса РФ).

Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями това­риществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесе­ны к их компетенции законом и соответствующими уставами. Например, к компетенции общего собрания акционеров отнесено установление предельного размера объявленных акций, дробле­ние и консолидация акций, участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммер­ческих организаций (ст. 48 Федерального закона «Об акционер­ных обществах», принятого Государственной Думой 24 октября 1995 г.)*.

* СЗ РФ. 1996. № 1. С. 1.

 

В связи с тем, что в Российской Федерации существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых спо­ров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).

Правовое понятие «подведомственность» происходит от глаго­ла «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудо­вых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Применительно к судам под подведомственностью понимают­ся гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматри­вать и разрешать по существу*.

* Понятие «подведомственность» употребляется еще и в других смыслах: а) как предпосылка права на обращение в суд и б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, определяющих ту или иную форму защиты права (см. подроб­нее: Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997).

 

Любое гражданское дело относится к одному из видов судо­производства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства используются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведом­ственности суду, как полное перечисление категорий дел, состав­ляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производствапо требо­ваниям, например, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцеп­та, совершенном нотариусом и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений,например, по заявлениям о защите избиратель­ных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Всекатего­рии этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновид­ностей дел, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В Законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой гово­рится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов(гл. 47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение реше­ний иностранных судов и иностранных арбитражных решений(гл. 46 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов об­щей юрисдикции и актов иных органов(разд. VII ГПК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяет­ся. Это объясняется тем, что перечислить в одной или в несколь­ких статьях Гражданского процессуального кодекса все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количествен­ного и качественного разнообразия.

Поэтому определение подведомственности судам исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затрудне­ния на практике.

В течение длительного времени в теории гражданского про­цесса для определения судебной подведомственности исковых дел пользовались двумя критериями в совокупности: а) характе­ром спорного правоотношения и б) субъектным составом спор­ного правоотношения (ст. 25 ГПК РСФСР 1964 г.).

По общим критериям судам общей юрисдикции были подве­домственны исковые дела, вытекающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений (первый критерий), если хотя бы одной из сторон в споре выступал гражданин (второй критерий). Установленные в свое время ст. 25 ГПК РСФСР для определения подведомственности исковых дел два критерия не действуют в том виде, как они применялись в течение нескольких десятилетий.

Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между обществен­ными объединениями или споры с участием органов местного са­моуправления, в то время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.

Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Суды могут рассматри­вать споры с участием двух сторон — организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения (ст. 44 Закона «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подве­домственны дела с участием граждан, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобре­тенный в установленном законом порядке, если спор при этом вытекает из экономических правоотношений.

Имеются нормы, устанавливающие иной судебный, по сравне­нию с гражданским судопроизводством, порядок защиты права. Например, согласно ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого Верховным Советом РСФСР от 18 октября 1991 г., дела, поступившие в суд с отрица­тельным заключением прокурора относительно оснований для реабилитации, рассматриваются в судебных заседаниях по прави­лам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установ­ленном действующим уголовно-процессуальным законодатель­ством РСФСР с изъятиями, установленными Заксмотра судебных решений в порядке надзора, установ­ленном действующим уголовно-процессуальным законодатель­ством РСФСР с изъятиями, установленными Законом «О реаби­литации жертв политических репрессий».

return false">ссылка скрыта

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 27—33 АПК РФ)*.

* О подведомственности арбитражных судов см. подробнее: Арбитражный процесс: Учебник. М., 2003. С. 91.