РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Во второй половине 19 в. шахты и рудники в руках рус. купцов и промышленников. К нач. 20 в. – большинство из них за бесценок оказалось в руках иностранцев.

Крупные залежи каменного угля находились в Центральном Каз-не.

1833 г. – карагандинский уголь открыл казах Аппак Байжанов (1824 – 1887)

Одним из известных знатоков руд был – Косым Пшенбаев – первооткрыватель многих рудных месторождений в Прииртышье и Центр. Каз-не.

1867 – Экибастузское месторождение угля

1895 – Майкайынское месторождение полиметаллов

К. Пшенбаев работал у павлодарского купца – миллионера А.И. Дерова в должности рудоискателя и маркшейдера (специалист по геодезическим съемкам горных разработок)

40-е гг. 19 в. – купцы Ушаков Н. и А. Рязанов купили у местного каз. населения Карагандинские угольные копи, Успенское медное месторождение, районы Джезказгана и Спасско – Воскресенского медного рудника.

1904 – в Лондоне – акционерное общество «Спасские медные руды» (скупили Спасско- Воскресенский и Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Саранские и Карагандинские каменноугольные копи). Держатели акций – иностранцы.

1904 – месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска приобретены австрийцами.

1906 – в Лондоне – АО «Атбасарские медные копи» - скупали медные рудники Жезказгана, месторождения в районе Байконура.

Соль добывалась – Баскунчакские, Елтонские, Илецкие промыслы Западного Каз-на. На сев.-востоке – Коряковские промыслы.

1909 – на Коряковских промыслах добыто 4 млн. пудов соли, работало 10 тыс. раб., в основном – казахи (соль шла в Зап. и Вост. Сибирь.)

Добыча нефти в руках иностранных капиталистов, в основном английских промышленников.

В 1911 г. на промысле Доссор англ. начата крупная добыча нефти на р. Эмбе.

Местное население никаких дивидентов не получало.

Одной из приоритетных отраслей горной промышленности была добыча золота. Среди золотопромышленников преобладали русские и татарские предприниматели.

В начале 20 в. в У-Каменогорском уезде функционировало 50 золотых приисков.

Все доходы , полученные от добычи золота, уходили не только из Каз –на , но и России в основном в Европу.

Некоторое распространение получило развитие предприятий по переработке с/хозяйственного сырья. Заводы и фабрики имели небольшую численность рабочих

( работало 2-5 рабочих, устаревшая маломощная техника)

Процесс разложения каз. кочевого и п/кочевого хоз-ва привел к тому , что в регионе началось формирование нового социального слоя населения – наемных рабочих.

Баи – состоятельные аульные старшины, крупные родоправители и волостные управители.

Часть представителей нац-промышленной буржуазии занималась благотворительностью.

А.Казангапов (волостной управитель Караоткельской волости Павлодарского уезда) жертвовал много денег беднякам, мечетям, школам.

Бай из Томской губернии Нурекен внес значительный вклад в строительство гостиницы в Мекке, где останавливались казахи – паломники.

Развитие промышленности в Каз-не, активный вывоз сырья стали возможными благодаря строительству ж/дорог.

Русские фабриканты в 60-70 –х гг. 19 в. требовали от царизма постройки ж/дорог для связи России с ее восточными окраинами. Путь караванов из Ташкента в Оренбург занимал до 100 дней.

Во второй половине 19 в. началась прокладка ж/магистралей по каз. степи.

В 1891 – 1893 гг. была проведена ж/д линия Покровская слобода – Уральск.

С 1894 г. – открылось движение на участке от Челябинска до Омска.

В 1901 – 1905 гг. – построена ж/д Оренбург – Ташкент (занято около 40 тыс. казахов)

Среди каз. населения получило распространение отходничество на строительство ж/д.

В 1895 г. – около 2 тыс. казахов Павлодарского уезда Сем-ской обл. работали на ж/строительстве на станции Тайга.

1895 – близ Ачинска на постройке Среднесибирского участка ж/дороги работали около 2,5 тыс. казахов.

По статистическим данным при строительстве только южной части Оренбургско – Ташкентской дороги было изъято около 13 тыс. дес. земли.

Квалифицированные ж/дорожные и промышленные рабочие формировались из числа приезжих из европейской части России.

К 1917 г. численность рабочих в Каз-не достигла 90 тыс. члк.

С развитием промышленности связано и формирование местного рабочего класса. Рабочие – в основном обедневшие кочевники и крестьяне – переселенцы.

В Каз-не в конце 19 в. промышленное производство находилось на низком уровне, и поэтому в основном был распространен ручной труд.

Бегство работников с фабрик и заводов, беглецов заключали в тюрьмы сроком на 3 месяца.

С середины 19 в. начала применяться новая форма протеста – забастовки.

В 1888 г. на забастовку поднялись рабочие У-Каменогорского уезда Семипалатинской области. ( улучшение условий труда, повышение зарплаты)

Законы о фабричной инспекции на территорию Каз-на не распространялись.

Продолжительность раб. дня на нефтяных промыслах и золотых приисках доходила до 12 часов.

Бурное развитие горнодобывающей промышленности привело к нехватке рабочих рук –

на предприятиях начали использовать женский и детский труд.

Окружной инженер М. Красовский «Выполняющие те же самые работы русские рабочие получают вдвое и втрое больше, чем киргизы»

Средняя зарплата – 30-40 коп. в день.

При устройстве на работу каз. рабочим отказывали в жилье.

В 1910 – 1911 гг. в Каз-не усилилось забастовочное движение.

Май 1911 г. – забастовали рабочие ж/д мастерских станций Перовск и Туркестан.

Выступили 300 горняков на рудниках АО «Атбасарские медные руды» (увеличение зарплаты)

Апрель 1912 г. – на Ленских приисках в Сибири царизмом было убито – 270 и ранены 250 члк. (были и казахи) Взрыв возмущения - в первых рядах забастовщиков были ж/дорожники.

В 1912 г. – забастовка рабочих Спасского медеплавильного завода.

В 1912 г. – забастовка нефтяников Эмбинского промысла.

1913 – забастовка нефтяников Доссора, рабочих-строителей Оренбургско – Орской ж/д.