Организационно-функциональные принципы

Принцип осуществления правосудия только судом.Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой за­писано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не бу­дет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскры­вается в области гражданского судопроизводства.

Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводствах (процессах).

В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третей­ские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты пра­ва выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончатель­ное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица при­нимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законнос­ти в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Правосудие — специальный вид государ­ственной деятельности и осуществляется только судьями, наде­ленными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом.

Принцип назначаемости судей на должность. Изначальный орга­низационный принцип гражданского судопроизводства - прин­цип выборности судей и народных заседателей. Данное положение было закреплено в ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В настоящее время суды формируются иначе и судьи не изби­раются, а назначаются на должность.

Существуют два способа назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие - Президентом Российской Фе­дерации.

Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Фе­дерации по представлению Президента РФ назначается на долж­ность Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

По представлению Президента Российской Федерации, осно­ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции назначает на должность также заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верхов­ного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей и судьи судов субъек­тов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения квали­фикационной коллегии судей и законодательных (представитель­ных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, председа­тели (заместители председателей) верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных су­дов, военных судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность предсе­дателя (заместителя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на кон­курсной основе.

Предельный возраст пребывания в должности судьи федераль­ного суда (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации — 65 лет*).

* Ст. 13 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в ред. ФКЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный кон­ституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"» от 28 но­ября 2001 г.

 

Принцип единоличного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Дела в суде первой инстанции рассматриваются судьями еди­нолично. При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции — исключение из общего правила (ст. 7 ГПК РФ).

Коллегиальное рассмотрение дела в составе трех профессио­нальных судей предусмотрено, например, по делам о расформи­ровании избирательной комиссии (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ).

Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстан­ций суды рассматривают коллегиально.

Принцип независимости судей. Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и феде­ральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей -важнейший принцип правосудия.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в услови­ях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вме­шательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответ­ственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ).

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституци­онных гарантий (ст. 120—124 Конституции РФ), конкретизирован­ных в нормах законодательства о судебной системе Российской Федерации и в ГПК.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел судом в колле­гиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председа­тельствующий в заседании голосует последним. Судья, не соглас­ный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вме­шательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой от­ветственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.

Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое ре­шение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.

Независимость судей обеспечивается политическими, эконо­мическими, правовыми гарантиями.

К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запре­щают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движени­ях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, со­ответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставле­ние жилой площади и другие социальные льготы.

К юридическим гарантиям независимости судей относятся ус­тановленный законом порядок отправления правосудия, установ­ленный порядок отбора судей на должность и наделения их пол­номочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказа­тельств, о том, какую норму материального права следует приме­нять при новом рассмотрении дела.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона ФКЗ «О судебной системе Россий­ской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежа­щее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и при­нятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупот­реблении. В законе регламентирован порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности (ч. 3—4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и Доп. от 28 ноября 2001 г.).

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом.Этот принцип имеет свои начала в конституционном и гражданском праве. Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Этот принцип по своей пра­вовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы до­говора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществле­ния гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их су­дебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Равенство в процессуальных правах организаций не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчинен­ности, географических факторов и иных обстоятельств (ст. 6 ГПК РФ).

Принцип государственного языка.Всилу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции являются федеральными судами, по­этому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке.

Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, входящей в состав Россий­ской Федерации, на территории которой находится соответствую­щий суд. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на кото­ром ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объясне­ния и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, прино­сить жалобы на родном языке или на любом свободно выбран­ном языке общения.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, — бе­зусловное основание к отмене судебного решения.

Принцип гласности.В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123

Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской федерации»). Открытое разбирательство оказывает положитель­ное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влия­ет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обо­снованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимо­связан с другими принципами, в частности с принципом устности.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех граждан, желающих послушать процесс, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с дея­тельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность*.

* Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М.Чечота. М., 1996. С. 42.

 

Публичность заключается в праве присутствия в зале судебно­го заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представи­телей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

Средства массовой информации не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей, их независимость.

Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности гражданского процесса двух видов: 1) ограни­чения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания; 2) ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судеб­ного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, предста­вителей либо по инициативе суда (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ).

Примером первого вида исключения из принципа гласности являются производства по делам об усыновлении ребенка. В соот­ветствии со ст. 139 СК РФ и ст. 273 ГПК РФ в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления дела об усыновлении ребенка подлежат рассмотрению и разрешению в закрытом судеб­ном заседании, включая оглашение решения.

Можно привести достаточно много примеров второго вида ог­раничений гласности, когда исключения из принципа гласности допускаются, однако не имеют безусловного характера и требуют в каждом конкретном деле обсуждения суда и мотивировки про­ведения закрытого судебного заседания.

Например, каждый гражданин России имеет право на непри­косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров и т.д. В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения могут быть оглашены в откры­том судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходил обмен информацией. В противном случае такая пере­писка и телеграфные сообщения оглашаются в закрытом судебном заседании.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Рассмотрение дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении су­дом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необ­ходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подлежат рассмотрению в закрытом судебном заседании граж­данские дела, если открытое разбирательство дела будет противо­речить интересам охраны государственной тайны и может нанес­ти ущерб безопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.).

Исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы, суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании на основании п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которыми предусмотрено, что пресса и публи­ка могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия.

О разбирательстве дела в закрытом заседании суд выносит мо­тивированное определение. Оно не подлежит обжалованию. После оглашения определения все присутствующие в зале судебного засе­дания граждане, кроме лиц, участвующих в деле, обязаны поки­нуть его.

В интересах соблюдения законности в случае проведения закры­того заседания суда установлено, что разбирательство дел в закры­том заседании ведется с соблюдением общих правил судопроиз­водства.