Билет №18. Основные принципы диалектики: принцип детерминизма.

Детерминизм = закономерность во всем мире (мир существует организовано и закономерно)

Детерминизм = обусловленность (каждое состояние обусловлено предшествующими и само является детерминируют последующую ступень)

Детерминизм = казуальность, причинность (нет областей, которую причинность не охватывала бы); например «весна следует за летом» - связь не причинная, а функциональная

Причинность (отличительные черты):

Причинность – порождающая связь (генетическая)

Причинность однонаправлена:

существует временная асимметрия

Действие (последствие) действует на причину

Причинная связь – связь необходимая

Причинность обладает свойством смежности (между причиной и следствием нет пустоты)

Всеобщность (причинность является всеобщей связью)

Объективность

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип протеворечивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей-источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерменизма (взаимодействия, обусловленность)(мир некоторая система элементов, которые объеденяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)
Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.
Принцип субстанциального единства мира, принцип развития и принцип детерминизма - фундаментальные принципы учения о бытии. Принцип субстанциального единства мира дает ответ на .вопрос о том, является ли мир единым или множественным, что лежит в основе этого единства. Принцип развития отвечает на вопрос, какие изменения претерпевает мир. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный или произвольный , неупорядоченный характер. Ответ на последний вопрос, в связи с двумя первыми, интересовал философов, начиная с античности. В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм. Термин "детерминизм" происходит от латинского "determinare" /"определять", "отделять", "отграничивать"/, что предполагало существование познающего субъекта. В дальнейшем детерминацию понимают в объективном смысле, как обусловливание одних явлений, процессов другими. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективные явлений другими. Понятия связи и взаимодействия - его исходные категории. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей, через взаимодействие которых и реализуются отношения детерминации. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений - предпосылка принципа детерминизма. Детерминизм отрицает существование каких-либо явлений или вещей вне этой связи. Однако философский детерминизм не исчерпывается этим, в его основание включается определенная концепция природы и структура отношении детерминации. Учение о причинности, т.е. необходимости, закономерности в соотношении со случайностью, является ядром детерминации, но не исчерпывает ее. Детерминизм включает в себя и непричинные виды и типы детерминации. Альтернативой детерминизму является индетерминизм, в котором отрицается как объективность при чинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Д.Юму и Э.Канту были свойственно отрицать объективный характер отношений детерминации, они проводили субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости , закономерности, приписывая их к миру восприятий, а не самому миру. Детерминизм может быть представлен в совокупности следующих тезисов: 1) Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая вещь приобретает и сохраняет свои характерные признака, 2) В основе всего многообразия отношений детерминации /обусловливания/ лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, порождается другим. Процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения, информации. Детерминизм включает в себя принцип развития, 3) Тезис о многообразии видов детерминации и существовании непричинных видов детерминации. Причинная детерминация - основание для других видов детерминации, 4) Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания. Каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе развития. Кажущееся противоречие между вторым и третьим тезисом истолковывается в плане не возможности объяснить все многообразие отношений между явлениями только отношениями причинения, т.к. существуют и другие виды обусловливания. Принцип закономерности шире по своему объему, чем принцип причинности. Отождествление причинности и детерминизма ведет к исключению возможности существования непричинных законов. Исторические формы детерминизма разнообразны. "Номологический детерминизм" / от греч. "nomos"- закон/ распространен в современной западной философии. Его сторонники принимают принцип закономерности и отвергают причинность. Классической формой механистического детерминизма явился лапласовский детерминизм, развитый французским ученым П.Лапласом, который предполагал однозначную /динамическую/ причинную обусловленность одного события другим, а потому возможность абсолютно строгого предсказания. Лаплас полагал, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы и точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего для него недостоверного как в прошедшем, так и будущем. Сущность диалектической концепции детерминизма с большей полнотой раскрывается в анализе с опорой на категории - "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность " и "действительность".


Билет №19. Диалектика качественных и количественных изменений.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития предметов, явлений, каков механизм этого процесса. Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества.

Основателем этого метода можно считать Гегеля. Гегель дал, прежде всего, определение категории качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность.
Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления проявляется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным образом соотносится, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство - это проявления качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

return false">ссылка скрыта

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование ( мера - это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения). Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.

скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое.Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные( коренные);

по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);

по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет собой вещь, чем она является. 1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. 2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. 2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.


Билет №20. Понятие диалектического отрицания. Объективная логика развития.

 

Отрицание – момент связи в развитии; исчезновение с удержанием некоторых моментов

Отрицание отрицаний – каждый этап развития сам отрицал предыдущий и сам будет отрицанием, следующим этапам

Развитие идет по спирали, никогда не прерывается

В мире все конечно, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и, гибнет в стуже зимы. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания.
В отличии от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменения, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Впервые закон был сформулирован Гегелем. По Гегелю, ЗОО отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов:
1.преодоление старого. 2. частичное сохранение старого, преемственность в развитии. 3.создание, утверждение нового.ОО в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего связывал с прохождением в процессе развития трех стадий :

утверждение или положение (тезис),

отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис),

ОО- снятие противоположностей (синтез).

Эту существенную сторону действия закона ОО Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс ОО, как чисто логический процесс, складывается так, что мысль сначала полагается , затем противополагается самой себе и наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем , например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колосится и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло ОО. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность к этой "триаде".
Главное в этой цикличности состоит в том, что развитие осуществляется повторением прошлого, возращение к исходному состоянию, "якобы к старому", но принципиально на новой основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс, развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, "якобы к старому", и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей стадии. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином "снятие". Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России: 1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока. 2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку. 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад. 4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток. 5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

 


Билет №21. Противоречие как универсальный закон развития.

 

Противоречие – отношение между противоположностями :

Избавиться от противоречий никогда не получится, потому что одни противоречия порождают другие

Если кажется, что противоречий нет, то вопрос не раскрыт (мы скользим по поверхности)

Противоречия объективны, приводят в движение механизмы

Закон диалектической противоречивости ("З-н единства и борьбы противоположностей") всеобщ. Рассматриваемый з-н есть источник развития. Неправильно отвечать на вопрос о всеобщности примером типа "верх и низ стола", т.к. верх и низ не определяют его развитие. Рассматривая же стол в его изменениях физико-химического характера, в течение определенного времени, от момента создания до разрушения, то, очевидно, мы обнаружим в этом предмете тенденцию к устойчивости и тенденцию к изменчивости как взаимопроникающие противоположности, обусловливающие те или иные его состояния, его "движение". Всеобщность данного вопроса следует понимать подобным образом.
Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии.
Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие, от противоречия. Всеобщность закона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. "Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития".
В развитии противоречии можно выделить следующие этапы или состояния:

гармонию

дисгармонию

конфликт

Гармонична та структура (например, семья), которая отличается, несмотря на различия, взаимным соответствием коренных интересов и принципов действия. При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, увеличивается её пластичность во взаимоотношении с окружающими системами,ее устойчивость, надежность.
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Итак, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгармоничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а последняя преобразовываться в гармонию или переходить в конфликтное состояние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состояние дисгармонии.
Рассмотренные моменты характеризуют всеобщность противоречий.
Противоречие есть процесс. Во-первых, состояние противоположностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются для чего требуются затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнительным движением.
Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. Т.о можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Основные формы разрешения противоречий действительности:

переход противоположностей друг в друга;

"победа" одной из противоположностей;

исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.

В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые. Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, который, в свою очередь, складывается из противоречий.
Уточним понятия "противоположность", "единство" и "борьба", из которых складывается определение противоречия.
Противоположности - это стороны, или элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, взаимосвязанных в рамках единой системы.
Применяя понятие борьба к неорганической природе и к некоторым биологическим явлениям точнее говорить о взаимодействии противоположностей. Их взаимное проникновение связано с их противоборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую.
Единство противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре:

единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы;

единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон;

единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе)

единство как возможность временного объединения, "союза" в условиях разнонаправлснности.

Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании - ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.


Билет №22. Категории диалектики и их методологическое значение.

Категории диалектической логики (диалектики) — всеобщие (универсальные) формы и закономерности развития «всех материальных, природных и духовных вещей».

 

Категории диалектики обладают:

как объективным содержанием (т.е. содержанием, которое независимо не только от мышления, но и от человека вообще),

так и субъективным содержанием (т.е. содержанием со стороны той активной роли, которую эти категории играют в процессе теоретического познания, со стороны их логической функции).