ШВАРТОВКА ОДНОГО СУДНА К БОРТУ ДРУГОГО

Варианты швартовки одного судна к борту другого на открытом рейде или в море чаще производятся, если одно из судов: • стоит на якоре (бочке);

• лежит в дрейфе;

• имеет ход.

Исполнение маневра швартовки одного судна к другому, находящемуся в различных условиях (на якоре, в дрейфе, на ходу), в каждом случае имеет свои особенности.

Успешное проведение швартовной операции в любом из этих вариантов зависит от опыта судоводителей обоих судов и выучки их экипажей, степени подготовленности судов к маневру, а также от выбора и исполнения маневра швартовки с учетом влияния на оба судна различных внешних факторов.

Сложность проведения таких швартовных операций в том, что судно, к которому требуется ошвартоваться, в большинстве случаев ПОДВИЖНО.

Под влиянием ветра и волнения каждое из судов испытывает смешанную качку и боковое перемещение в ту или иную сторону (рыскание). Особенно подвержено этому судно, стоящее на якоре или лежащее в дрейфе.

Важными факторами, способствующими успешной швартовке одного судна к борту другого, являются:

• постоянная управляемость обоих судов;

• ясное понимание намеченной схемы швартовки и четкая организация работы штурманского состава и швартовных команд обоих судов;

• правильное использование плавучих надувных, мягких и жестких кранцев;

• поддержание постоянной двусторонней связи;

• использование якорей.

Перед началом операции, для уменьшения последствий возможного навала, на обоих судах необходимо:

• провести взаимную информацию о тактико-технических данных судов, курсе, скоростях, о способе швартовки и порядке маневрирования;

• создать небольшой крен (2—3°) на противоположную сторону борта швартовки (путем заполнения балластных танков);

• заваливать внутрь судна все выступающие части (отличительные бортовые огни, трапбалки, прожекторы и т. д.);

• обеспечить достаточное количество мягких и жестких кранцев по борту;

• подготовить и разнести швартовные тросы (лучше всего растительные или синтетические — капроновые канаты, комбинированные и с пружинами);

• подготовить достаточное количество бросательных концов (выбросок) на баке и корме.