XV. Состояние грамматического строя речи

1. Обследование понимания грамматических категорий

Покажи, на какой картинке матрешка? _________

А на какой матрешки?_________

Где мяч? ______________________ А где мячи? _____________________

Где гнездо? ____________________ Где гнезда? _____________________

Покажи, где бежит? _________ А где бегут? _________

Где играет в мяч? _____ А где играют в мяч? ____________

Покажи, на какой картинке деревянная?_____________________________

А на какой деревянные? ___________________________________________

Где красный? ____________________________________________________

А где красные? ___________________________________________________

Покажи, где Женя собирал грибы? __________________________________

А где Женя собирала грибы? _______________________________________

Где Женя читал книгу? ___________________________________________

Где Женя читала книгу? ___________________________________________

Покажи, где красный? ____________________________________________

А где красное? ___________________________________________________

Где красная? ____________________________________________________

2. Обследование понимания предложных конструкций с обозначением места

Покажи картинку:

в пенале карандаши _____ на пенале карандаши ______

карандаши за пеналом _____ карандаши перед пеналом _____

3. Преобразование им. существительного ед.числа во мн. число:

дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____ окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост _____ стакан _____ .

4. Употребление существительных в родительном падеже мн. числа:

Чего много в лесу? ____________________________________________

Кого много в лесу? ___________________________________________

Чего много в детском саду? ___________________________________

Кого много в зоопарке? ________________________________________

5. Образование им. существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

нос __ стул ____ вишня ____ рука ___ птица ___ утка ____ плечо ___ ведро ____ сумка ___ голова ___ стол ___ воробей __ глаз ___ диван ___ мост ___

6. Согласование им. числительных с им. существительными:

1 мяч 1 елка 1 яблоко

2 _________ 2 _____________ 2 ________________

3 _________ 3 _____________ 3 ________________

4 _________ 4 _____________ 4 ________________

5 _________ 5 _____________ 5 ________________

7. Употребление предлогов

простых __________________________________________________

сложных ________________________________________________________

8. Образование притяжательных прилагательных

С 5 лет

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________

Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________

С 6 лет

Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________

Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________

9. Образование относительных прилагательных

Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________

Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________

Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________

Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________

Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________

Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________

10. Образование глаголов при помощи приставок:

ехал _____________________________________________________

летел _________________________________________________________

лил __________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________

__________________________________________________________