Массовая коммуникация как функциональная система

Понимание массовой коммуникации как системы является важнейшим аспектом ее адекватного отображения в теории, в этом — суть системного подхода к ее анализу. Под системой мы будем понимать любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.

Однако постулировать системность массовой коммуникации совершенно недостаточно для ее четкой фиксации в рамках социальной деятельности как таковой. Необходимо, как минимум, уточнить, к какому типу социальных систем она принадлежит.

Помимо многих различных классификаций социальных системных объектов, наука выделяет такую их дихотомию, как функциональные и субстанциальные системы, существенно важную, в частности, для задач нашего изложения. Основанием этого деления является такой критерий, как определенность качества системы.

Под качеством имеется в виду существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает взаимоотношение элементов объекта, характеризующее его специфику, которая дает возможность отличать один объект от других[193].

Социальные системы могут иметь либо внутреннюю определенность качества, то есть характеризоваться через совокупность своих собственных, «внутренних» определений и, соответственно, являться качественно самодостаточными, либо внешнюю определенность качества, то есть характеризоваться «через внешнюю, предписан-

 

[172]

 

ную извне роль в интегральной системе человеческой жизнедеятельности»[194].

Системы первого типа получили наименование субстанциальных, второго — функциональных социальных систем. Большинство социальных объектов являются функциональными, так как процессы, происходящие в них, определяются, в конечном счете, тем, что они осуществляют определенную функцию в более широких системах и, таким образом, в отличие от субстанциальных систем, не являются качественно самодостаточными, а только относительно самостоятельными.

Так, например, различные сферы общественной жизни, будучи относительно самостоятельными, по сути являются способами проявления, модусами одной и той же субстанции — социальной деятельности, сохраняя все ее качественные определения. Ярким примером подобной функциональной системы деятельности является, на наш взгляд, и массовая коммуникация, имеющая качественную определенность, но не обладающая качественной самодостаточностью.

Качественная определенность массовой коммуникации задается ей ее функцией, то есть той ролью, которую она, как компонент самодостаточной, то есть субстанциальной системы (а именно системы социальной деятельности), играет в последней. Эта роль, эта функция, как было показано выше, как раз и заключается в трансляции знаний в виде массовой информации с уровня специализированного (теоретического) сознания в сознание массовое, то есть практическое.