Методы и формы организации адаптивной физической культуры 222

18 1 Методы формирования знаний 223
182 Методы обучения двигательным действиям 226


18.3. Методы развития физических качеств и способностей............................ 228

18.4. Методы воспитания личности.................................................................. 233

18.5. Формы организации адаптивной физической культуры.......................... 237

Глава 19

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической

культуре................................................................................................................. 241

19.1.Факторы, определяющие стратегию процесса обучения.......................... 241

19.2.Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных
действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок................. 248

19.3.Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров.............. 275

19.4.Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической
помощи и страховки..................................................................................... 294

19.5.Формирование эталонной ориентировочной основы действия

в адаптивной физической культуре.............................................................. 305

Глава 20

Развитие физических способностей в адаптивной физической

культуре................................................................................................................. 316

20.1.Основные закономерности развития физических способностей.................. 317

20.2.Принципы развития физических способностей.......................................... 321

20.3.Развитие силовых способностей................................................................... 325

20.4.Развитие скоростных способностей............................................................. 332

20.5.Развитие выносливости............................................................................... 336

20.6.Развитие гибкости....................................................................................... 344

20.7.Развитие координационных способностей................................................. 348

20.8.Развитие координационных способностей школьников

с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта......................................... 361

Глава 21

Врачебно-мсдицинский контроль, организация, планирование

адаптивной физической культуры................................................................. 367

21.1 Организационные основы врачсбно-мсдицинского контроля лиц

с ограниченными функциональными возможностями................................. 367

21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом........ 375

21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными
функциональными возможностями.............................................................. 379

21.4. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической
культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными
функциональными возможностями.............................................................. 382

21.5. Вопросы спортивно-медицинской классификации инвалидов

с различными поражениями......................................................................... 385

Заключение........................................................................................................... 391

Литература............................................................................................................ 392

Приложения.......................................................................................................... 394


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической куль­туры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессио­нальных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организа­ция адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

—сформировать у студентов профессиональное мировоззрение,
интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физи­
ческой культуры, основанные на личностно-ориентированной аксио­
логической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонени­
ями в состоянии здоровья;

—обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний
теории и организации адаптивной физической культуры, целостное
осмысление профессиональной деятельности, методологических под­
ходов, общих закономерностей данного вида социальной практики;

—сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор­
честву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской
работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценност­ного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую куль­туру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освое­ние студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, фи­зиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тера­тология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные мето­дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации.

Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургс­кой государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культу­ре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины.

А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбеж­ности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала.

Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основ­ной текст), введение, заключение, библиографическое описание ос­новной и дополнительной литературы, приложения.

Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В первой части изложены сведения по двум разделам:

—краткому курсу «Введение в специальность»;

—истории адаптивной физической культуры.

Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, дает­ся общая характеристика адаптивной физической культуры.

Рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социаль­ной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья; воспитание личности средствами и методами адаптивной физичес­кой культуры.


Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.

Дается характеристика функций, принципов, задач, средств и ме­тодов, организационных форм адаптивной физической культуры; рас­крываются особенности процессов обучения и развития физических ка­честв и способностей инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Завершает вторую часть учебника раздел о планировании и комп­лексном (медико-психолого-педагогическим) контроле за занимающи­мися.

В заключении изложены перспективы развития адаптивной физи­ческой культуры как интегративной учебной дисциплины, направле­ния научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклоне­ниями в состоянии здоровья.

Каждый параграф завершается контрольными вопросами и задани­ями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработ­ки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.

При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге.

Второй том «Организация и общие основы различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры» раскрывает вопросы органи­зации и содержания адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведен­ные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой пред­ставлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ.


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразова­нию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловле­но сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взгля­дов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уни­кальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993—1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукра­шивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социа­листического строя над всеми другими системами общественного уст­ройства.

Однако проблема инвалидности — это проблема мирового масшта­ба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономи­ческого развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизо­ванности.

Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличени­ем количества и интенсивности транспортных потоков, возникновени­ем военных конфликтов и террористических актов, ухудшением эколо­гических факторов, сокращением двигательной активности и увеличе­нием фармакологических средств коррекции состояния здоровья чело­века и с целым рядом других причин.

Все это приводит к необходимости разработки комплексных про­грамм по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дис­циплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.


В последние годы в России этот процесс развивается довольно бы­стрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населе­нием и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, спо­собными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.

В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвали­дов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повы­шенного уровней), высшего (как специальность и как часть направле­ния) профессионального образования; в специальности научных ра­ботников; как сфера профессиональной деятельности (должности тре­нер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физи­ческая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образователь­ного, научного, правового и информационного пространства адаптив­ной физической культуры.

Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образователь­ную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторан­ты проводят научно-исследовательскую работу в этой области.

Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической куль­туры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концеп­ций данной сферы социальной практики в различных странах, терми­нологические трудности развивающейся интегративной учебной и на­учной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработаннос­тью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функ­ций, приоритетности задач и др.

Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтения­ми педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом дея­тельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы.

В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими откло­нения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образова­нии), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивно­му физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образо­вательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Призна­вая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначен­ных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функ-


ций такого емкого и широкого социального феномена, которым явля­ется адаптивная физическая культура.

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловно­му снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изыс­каний и передового опыта педагогов-новаторов.

В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физичес­кой культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обес­печения фундаментализации образования в этой области.

При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагмати­ческий взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромно­го потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате вре­мени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.

Описание сущности адаптивной физической культуры, конкрети­зация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основ­ных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государствен­ной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализу­ется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г.

Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.

1. Адаптивная физическая культура является новой для России, ак­
тивно развивающейся интегративной областью образования, науки,
культуры, социальной практики.

2. Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум
три крупных области знания - физическую культуру, медицину, кор-
рекционную педагогику и большое количество сведений медико-био­
логических и социально-психологических учебных и научных дисцип­
лин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных
областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляю­
щее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих об­
ластей и дисциплин.

3. Адаптивная физическая культура представляет собой значитель­
но более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физичес­
кой культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в раз­
витии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адап­
тивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное фи­
зическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских


групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художествен­но-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной ак­тивности.

4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения
ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции
и др. должно быть положено учение об естественных и социальных по­
требностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в
состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только
государства, семьи, общественных организаций и институтов.

5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их са­
моценности, а также обязанностей государства по созданию особых
условий для их воспитания и развития, творческой самореализации -
основа для формирования отношений с данной категорией населения в
процессе занятий адаптивной физической культурой.

6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответ­
ствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, мето­
дов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с
отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом
и исходя из их конечных целей индивидуального существования, опре­
деляющих всю систему жизненных установок (аксиологической кон­
цепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь
и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материаль­
ных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающих­
ся и т.п.).

7. Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе име­
ющий инвалидность) рассматривается в адаптивной физической куль­
туре как принципиально неделимое и целостное единство, как инди­
вид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить
на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как
в научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципи­
ально неприемлемым является так называемый дихотомический подход
к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные суб­
станции, определяемые методами исследования конкретных наук. По­
этому в адаптивной физической культуре акцент делается не на «физи­
ческое совершенствование» занимающихся, «формирование физичес­
кой готовности к жизни», а на их всестороннее развитие и совершен­
ствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое,
этическое, физическое и др.) в процессе занятий физическими упраж­
нениями.

8. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной
физической культуре как в стране, так и в отдельно взятом регионе
возможно только в случае учета конкретных социально-экономических
условий, национально-этнических особенностей менталитета населе­
ния, климато-географических и ряда других факторов.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы: 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 19, заключение, приложения 1 и 2 написаны С.П. Евсеевым, глава 1 (1.1 и 1.2) - В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым, С.П. Евсее-


вым; глава 6 (6.1) — С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 11 - С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым; главы: 5, 14, 15, 16, 17, 18, 20 (20.1-20.7) - Л В. Шапковой; главы 7, 9, 21, приложения 5-10 -В.П. Жиленковой; глава 8 — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 10 — Л Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой; глава 20 (20.8), приложения 3, 4А, 4Б, 4В, 4Г - И Ю. Горской.

В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осозна­ют то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совер­шенствованию представленных материалов.


 

I

I Часть первая

I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

I ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ

• физической культуры


 



 



Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования

Впервые в нашей стране специальность высшего профессионально­го образования 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утвержде­на приказом Государственного комитета Российской Федерации по выс­шему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специаль­ности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования).

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень спе­циальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образо­вательный стандарт второго поколения по этой специальности.

Проект Государственного образовательного стандарта первого по­коления по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необ­ходимых для открытия новой специальности документов были разрабо­таны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензи­ровании представленных в учебно-методическое объединение по обра­зованию в области физической культуры документов, большую помощь по совершенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Рос­сийской государственной академии физической культуры, которые, по


предложению руководителя проекта, были включены в число соавто­ров этого документа. В первой версии Госстандарта приведен перечень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, С.П. Евсеев (руково­дитель), В.Е. Каган, В.А. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С. Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жилен-кова, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, Н.О. Рубцова.

Лицам, успешно освоившим основную образовательную програм­му подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной фор­ме обучения — 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возмож­ность увеличения сроков освоения программы на 1 год.

Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста долж­на проводиться в области педагогической антропологии, где он являет­ся активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуа­лизации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» должны опираться на глубокую интегра­цию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечи­вающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и про­цессуальное развитие деятельности в различных сферах физической куль­туры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по адап­тивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также него­сударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обуча­ются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них:

- образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные,
школьные; начального, среднего и высшего профессионального обра­
зования и др.) (контингент лиц, отнесенных к специальным медицин­
ским группам);

—специальные (коррекционные) образовательные учреждения I—VIII
видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

—физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры,
лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физ­
культурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреа­
ционных земель, туристические клубы;

—федерации, клубы, детско-юношеские спортивные школы, сбор­
ные команды;

- федеральные, республиканские, региональные государственные
органы управления физической культурой и спортом и др.


Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющи­ми отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов):

— спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую,
методическую);

- рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

— образовательно-профессиональную, коррекционную и консуль­
тативную;

— научно-исследовательскую и научно-методическую;

— организационно-управленческую.

Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусмат­ривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

— общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

— общие математические и естественнонаучные дисциплины;

— общепрофессиональные дисциплины;

— основные дисциплины специальности;

— дисциплины специализаций;

— факультативы.

Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию циклам Госстандарта по специальности 022300 - Физическая культура и спорт.

Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими об­разовательную деятельность по специальности «Адаптивная физичес­кая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наимено­ваний (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конк­ретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.

Что касается содержания основной образовательной программы под­готовки специалиста по адаптивной физической культуре, то оно пред­ставлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).

Первый блок включает в себя традиционные для физической куль­туры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельнос­ти и методики обучения, биомеханику.

Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые исполь­зуются в медицинском образовании: комплексная реабилитация боль­ных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физичес­кая реабилитация, массаж.


Таблица 1