Методы и формы организации адаптивной физической культуры 222
18 1 Методы формирования знаний 223
182 Методы обучения двигательным действиям 226
18.3. Методы развития физических качеств и способностей............................ 228
18.4. Методы воспитания личности.................................................................. 233
18.5. Формы организации адаптивной физической культуры.......................... 237
Глава 19
Обучение двигательным действиям в адаптивной физической
культуре................................................................................................................. 241
19.1.Факторы, определяющие стратегию процесса обучения.......................... 241
19.2.Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных
действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок................. 248
19.3.Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров.............. 275
19.4.Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической
помощи и страховки..................................................................................... 294
19.5.Формирование эталонной ориентировочной основы действия
в адаптивной физической культуре.............................................................. 305
Глава 20
Развитие физических способностей в адаптивной физической
культуре................................................................................................................. 316
20.1.Основные закономерности развития физических способностей.................. 317
20.2.Принципы развития физических способностей.......................................... 321
20.3.Развитие силовых способностей................................................................... 325
20.4.Развитие скоростных способностей............................................................. 332
20.5.Развитие выносливости............................................................................... 336
20.6.Развитие гибкости....................................................................................... 344
20.7.Развитие координационных способностей................................................. 348
20.8.Развитие координационных способностей школьников
с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта......................................... 361
Глава 21
Врачебно-мсдицинский контроль, организация, планирование
адаптивной физической культуры................................................................. 367
21.1 Организационные основы врачсбно-мсдицинского контроля лиц
с ограниченными функциональными возможностями................................. 367
21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом........ 375
21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными
функциональными возможностями.............................................................. 379
21.4. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической
культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными
функциональными возможностями.............................................................. 382
21.5. Вопросы спортивно-медицинской классификации инвалидов
с различными поражениями......................................................................... 385
Заключение........................................................................................................... 391
Литература............................................................................................................ 392
Приложения.......................................................................................................... 394
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.
Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи:
—сформировать у студентов профессиональное мировоззрение,
интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физи
ческой культуры, основанные на личностно-ориентированной аксио
логической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонени
ями в состоянии здоровья;
—обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний
теории и организации адаптивной физической культуры, целостное
осмысление профессиональной деятельности, методологических под
ходов, общих закономерностей данного вида социальной практики;
—сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор
честву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской
работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;
- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, физиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тератология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология.
В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации.
Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины.
А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала.
Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основной текст), введение, заключение, библиографическое описание основной и дополнительной литературы, приложения.
Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».
В первой части изложены сведения по двум разделам:
—краткому курсу «Введение в специальность»;
—истории адаптивной физической культуры.
Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, дается общая характеристика адаптивной физической культуры.
Рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры.
Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.
Дается характеристика функций, принципов, задач, средств и методов, организационных форм адаптивной физической культуры; раскрываются особенности процессов обучения и развития физических качеств и способностей инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Завершает вторую часть учебника раздел о планировании и комплексном (медико-психолого-педагогическим) контроле за занимающимися.
В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья.
Каждый параграф завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.
При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге.
Второй том «Организация и общие основы различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры» раскрывает вопросы организации и содержания адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.
Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993—1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства.
Однако проблема инвалидности — это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности.
Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин.
Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.
В последние годы в России этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.
В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.
Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторанты проводят научно-исследовательскую работу в этой области.
Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические трудности развивающейся интегративной учебной и научной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др.
Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы.
В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функ-
ций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура.
При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов.
В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области.
При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.
Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализуется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г.
Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.
1. Адаптивная физическая культура является новой для России, ак
тивно развивающейся интегративной областью образования, науки,
культуры, социальной практики.
2. Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум
три крупных области знания - физическую культуру, медицину, кор-
рекционную педагогику и большое количество сведений медико-био
логических и социально-психологических учебных и научных дисцип
лин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных
областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляю
щее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих об
ластей и дисциплин.
3. Адаптивная физическая культура представляет собой значитель
но более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физичес
кой культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в раз
витии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адап
тивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное фи
зическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских
групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.
4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения
ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции
и др. должно быть положено учение об естественных и социальных по
требностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в
состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только
государства, семьи, общественных организаций и институтов.
5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их са
моценности, а также обязанностей государства по созданию особых
условий для их воспитания и развития, творческой самореализации -
основа для формирования отношений с данной категорией населения в
процессе занятий адаптивной физической культурой.
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответ
ствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, мето
дов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с
отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом
и исходя из их конечных целей индивидуального существования, опре
деляющих всю систему жизненных установок (аксиологической кон
цепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь
и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материаль
ных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающих
ся и т.п.).
7. Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе име
ющий инвалидность) рассматривается в адаптивной физической куль
туре как принципиально неделимое и целостное единство, как инди
вид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить
на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как
в научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципи
ально неприемлемым является так называемый дихотомический подход
к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные суб
станции, определяемые методами исследования конкретных наук. По
этому в адаптивной физической культуре акцент делается не на «физи
ческое совершенствование» занимающихся, «формирование физичес
кой готовности к жизни», а на их всестороннее развитие и совершен
ствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое,
этическое, физическое и др.) в процессе занятий физическими упраж
нениями.
8. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной
физической культуре как в стране, так и в отдельно взятом регионе
возможно только в случае учета конкретных социально-экономических
условий, национально-этнических особенностей менталитета населе
ния, климато-географических и ряда других факторов.
Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы: 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 19, заключение, приложения 1 и 2 написаны С.П. Евсеевым, глава 1 (1.1 и 1.2) - В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым, С.П. Евсее-
вым; глава 6 (6.1) — С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 11 - С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым; главы: 5, 14, 15, 16, 17, 18, 20 (20.1-20.7) - Л В. Шапковой; главы 7, 9, 21, приложения 5-10 -В.П. Жиленковой; глава 8 — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 10 — Л Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой; глава 20 (20.8), приложения 3, 4А, 4Б, 4В, 4Г - И Ю. Горской.
В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осознают то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.
I |
I Часть первая
I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
I ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ
• физической культуры
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
Впервые в нашей стране специальность высшего профессионального образования 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специальности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования).
Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень специальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт второго поколения по этой специальности.
Проект Государственного образовательного стандарта первого поколения по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необходимых для открытия новой специальности документов были разработаны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензировании представленных в учебно-методическое объединение по образованию в области физической культуры документов, большую помощь по совершенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Российской государственной академии физической культуры, которые, по
предложению руководителя проекта, были включены в число соавторов этого документа. В первой версии Госстандарта приведен перечень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, С.П. Евсеев (руководитель), В.Е. Каган, В.А. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С. Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жилен-кова, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, Н.О. Рубцова.
Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной форме обучения — 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возможность увеличения сроков освоения программы на 1 год.
Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» должны опираться на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечивающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных сферах физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них:
- образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные,
школьные; начального, среднего и высшего профессионального обра
зования и др.) (контингент лиц, отнесенных к специальным медицин
ским группам);
—специальные (коррекционные) образовательные учреждения I—VIII
видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
—физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры,
лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физ
культурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреа
ционных земель, туристические клубы;
—федерации, клубы, детско-юношеские спортивные школы, сбор
ные команды;
- федеральные, республиканские, региональные государственные
органы управления физической культурой и спортом и др.
Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов):
— спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую,
методическую);
- рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;
— образовательно-профессиональную, коррекционную и консуль
тативную;
— научно-исследовательскую и научно-методическую;
— организационно-управленческую.
Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
— общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
— общие математические и естественнонаучные дисциплины;
— общепрофессиональные дисциплины;
— основные дисциплины специальности;
— дисциплины специализаций;
— факультативы.
Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию циклам Госстандарта по специальности 022300 - Физическая культура и спорт.
Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конкретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.
Что касается содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, то оно представлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).
Первый блок включает в себя традиционные для физической культуры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, биомеханику.
Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые используются в медицинском образовании: комплексная реабилитация больных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физическая реабилитация, массаж.
Таблица 1