Маркетинговые характеристики
Немного отвлекаясь от темы статьи, задам читателям вопрос. Задумывались ли вы над тем, что современная монетарная система в своем принципе инфляционная? То, что центральные банки всех стран дают коммерческим банкам деньги под проценты, означает, что объем денежной массы в обороте должен постоянно увеличиваться (или нарастать скорость обращения денег, но здесь есть свои пределы). Вот мы и получаем инфляцию.
В маркетинге есть аналогичная закономерность. Для успешного продвижения продукции на рынке заявленные характеристики новой модели должны быть хотя бы немного лучше, чем старой. Пока промышленная технология находится на начальных стадиях развития, этот принцип удовлетворяется сам собой. Так, ЖК-мониторы с середины 1990-х гг. начали быстро дешеветь, совершенствуясь в точности цветопередачи, расширении углов обзора, уменьшении времени отклика пиксела и т. д. С акустическими системами дело обстоит, увы, иначе. Технология производства высококачественных АС была доведена почти до совершенства еще пару десятилетий назад. Сегодня, к сожалению, у изготовителей часто не получается заметно повысить качество, им даже не удается снизить цены, поскольку дорожают все сырьевые товары, необходимые в производстве: нефть, из которой делается пластмасса, дерево для корпусов, металл для динамиков и всевозможных конструктивных элементов. Но законы маркетинга требуют своего... в результате заявленные характеристики все больше отрываются от реальности.
В конце 2004 г. автор этой статьи стал свидетелем любопытного диалога между маркетинговым представителем одной компании (не будем ее называть) и журналистом.
Наши шестикомпонентные акустические системы дают превосходную выходную мощность — 505 Вт! (заходя сзади сабвуфера и читая надпись на его металлическом шилъдике около сетевого шнура) 230 В, 1,5 А, значит, потребляемая от 220-В сети мощность не может превышать 220x1,5 = 330 Вт. Откуда же берутся 505 Вт?
— Вы не путайте, это среднеквадратичная мощность RMS, а не пиковая мощность РМРО!
Каким же образом завышаются паспортные характеристики? Обычно из всех возможных указывается наиболее выигрышная величина. Например, в качестве мощности активных акустических систем приводится мощность встроенного усилителя или даже трансформатора питания, а не динамиков, хотя именно они воспроизводят звук. Впрочем, мощность динамиков тоже бывает разная (различают четыре ее вида в зависимости от способа измерения, см. «Словарь»),
Другой традиционный источник путаницы — частотный диапазон. Фирмы ради улучшения паспортных характеристик меняют способ измерения полосы частот, скажем, допуская снижение звукового давления на краях АЧХ до -16 вместо —8 дБ.
В принципе методики измерения должны определяться классом акустических систем, как описано в отечественных и международных стандартах. Речь идет о ГОСТах СССР (ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88), рекомендациях МЭК (публикации 268-56 581-5 и 581-7), немецком стандарте DIN 45500 и американских спецификациях AES и EIA. Но беда в том, что ни соответствие стандарту, ни неравномерность АЧХ в документации часто не указываются, в результате сравнивать акустические системы по паспортным параметрам становится невозможно.
Готовя однажды сравнительный обзор недорогих акустических систем для игрового журнала, я с ужасом обнаружил, что самый узкий заявленный диапазон частот оказался у полустудийных акустических систем M-Audio Studiophile LX4, которые в процессе тестирования использовались в качестве образцовых! Все остальные колонки по этому показателю были «лучше».
Компании, особенно изготовители недорогой продукции, любят указывать величину пиковой музыкальной мощности (РМРО), которая практически ничего не говорит о силе и качестве звучания колонок. Учитывать ее при выборе акустических систем не рекомендуется — это типичная маркетинговая характеристика.
Единственный параметр, который нельзя фальсифицировать, — это цена. Она обычно более или менее адекватно отражает качество колонок. Но и здесь нужна осторожность: некоторые изготовители выпускают специальные маркетинговые серии АС, предназначенные не для массовой продажи, а для демонстрации на выставках и в компьютерных салонах, а также передачи в тестовые лаборатории СМИ. Цены на такие колонки обычно завышенные. Типичный пример — шес-тикомпонентный комплект Logitech Z680 с деревянным сабвуфером, пятью пластмассовыми сателлитами и проводным пультом ДУ.
Эмпирическое правило гласит: чем больше характеристик приводит изготовитель (и тем самым обязуется их соблюдать), тем больше вероятность, что данные акустические системы имеют приличное качество. Исследуя акустические системы, обратите внимание на потребляемую от сети мощность (обычно она указывается на задней стенке усилителя). Еще раз подчеркнем, что средняя выходная мощность не может превышать 0,5 от потребляемой.
Поскольку паспортные параметры мало говорят о качестве компьютерных акустических систем, рачительному покупателю приходится становиться специалистом в аудиотехнологиях.