Маркетинговые характеристики

Немного отвлекаясь от темы статьи, задам читателям вопрос. Задумывались ли вы над тем, что современная монетарная система в своем принципе инфляционная? То, что центральные банки всех стран дают коммерче­ским банкам деньги под проценты, означает, что объ­ем денежной массы в обороте должен постоянно уве­личиваться (или нарастать скорость обращения денег, но здесь есть свои пределы). Вот мы и получаем ин­фляцию.

В маркетинге есть аналогичная закономерность. Для успешного продвижения продукции на рынке заявлен­ные характеристики новой модели должны быть хотя бы немного лучше, чем старой. Пока промышленная технология находится на начальных стадиях развития, этот принцип удовлетворяется сам собой. Так, ЖК-мо­ниторы с середины 1990-х гг. начали быстро дешеветь, совершенствуясь в точности цветопередачи, расшире­нии углов обзора, уменьшении времени отклика пик­села и т. д. С акустическими системами дело обстоит, увы, иначе. Технология производства высококачествен­ных АС была доведена почти до совершенства еще па­ру десятилетий назад. Сегодня, к сожалению, у изго­товителей часто не получается заметно повысить каче­ство, им даже не удается снизить цены, поскольку до­рожают все сырьевые товары, необходимые в производ­стве: нефть, из которой делается пластмасса, дерево для корпусов, металл для динамиков и всевозможных конструктивных элементов. Но законы маркетинга тре­буют своего... в результате заявленные характеристи­ки все больше отрываются от реальности.

В конце 2004 г. автор этой статьи стал свидетелем любопытного диалога между маркетинговым предста­вителем одной компании (не будем ее называть) и жур­налистом.

Наши шестикомпонентные акустические системы дают превосходную выходную мощность — 505 Вт! (заходя сзади сабвуфера и читая надпись на его металлическом шилъдике около сетевого шнура) 230 В, 1,5 А, значит, потребляемая от 220-В сети мощность не может превышать 220x1,5 = 330 Вт. Откуда же берутся 505 Вт?

— Вы не путайте, это среднеквадратичная мощность RMS, а не пиковая мощность РМРО!

Каким же образом завышаются паспортные характе­ристики? Обычно из всех возможных указывается наи­более выигрышная величина. Например, в качестве мощности активных акустических систем приводится мощность встроенного усилителя или даже трансфор­матора питания, а не динамиков, хотя именно они вос­производят звук. Впрочем, мощность динамиков тоже бывает разная (различают четыре ее вида в зависимо­сти от способа измерения, см. «Словарь»),

Другой традиционный источник путаницы — частот­ный диапазон. Фирмы ради улучшения паспортных ха­рактеристик меняют способ измерения полосы частот, скажем, допуская снижение звукового давления на краях АЧХ до -16 вместо —8 дБ.

В принципе методики измерения должны опреде­ляться классом акустических систем, как описано в отечественных и международных стандартах. Речь идет о ГОСТах СССР (ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88), рекомендациях МЭК (публикации 268-56 581-5 и 581-7), немецком стандарте DIN 45500 и американских специ­фикациях AES и EIA. Но беда в том, что ни соответ­ствие стандарту, ни неравномерность АЧХ в докумен­тации часто не указываются, в результате сравнивать акустические системы по паспортным параметрам ста­новится невозможно.

Готовя однажды сравнительный обзор недорогих акустических систем для игрового журнала, я с ужа­сом обнаружил, что самый узкий заявленный диапазон частот оказался у полустудийных акустических систем M-Audio Studiophile LX4, которые в процессе тестиро­вания использовались в качестве образцовых! Все ос­тальные колонки по этому показателю были «лучше».

Компании, особенно изготовители недорогой продук­ции, любят указывать величину пиковой музыкальной мощности (РМРО), которая практически ничего не го­ворит о силе и качестве звучания колонок. Учитывать ее при выборе акустических систем не рекомендует­ся — это типичная маркетинговая характеристика.

Единственный параметр, который нельзя фальсифи­цировать, — это цена. Она обычно более или менее адекватно отражает качество колонок. Но и здесь ну­жна осторожность: некоторые изготовители выпускают специальные маркетинговые серии АС, предназначен­ные не для массовой продажи, а для демонстрации на выставках и в компьютерных салонах, а также переда­чи в тестовые лаборатории СМИ. Цены на такие ко­лонки обычно завышенные. Типичный пример — шес-тикомпонентный комплект Logitech Z680 с деревянным сабвуфером, пятью пластмассовыми сателлитами и проводным пультом ДУ.

Эмпирическое правило гласит: чем больше характе­ристик приводит изготовитель (и тем самым обязует­ся их соблюдать), тем больше вероятность, что данные акустические системы имеют приличное качество. Ис­следуя акустические системы, обратите внимание на потребляемую от сети мощность (обычно она указыва­ется на задней стенке усилителя). Еще раз подчерк­нем, что средняя выходная мощность не может превы­шать 0,5 от потребляемой.

Поскольку паспортные параметры мало говорят о ка­честве компьютерных акустических систем, рачитель­ному покупателю приходится становиться специали­стом в аудиотехнологиях.