ИСЦЕЛЕНИЕ

 

Исцеление, напротив, идет от души и стремится рас­познать, трансформировать и устранить всяческие пре­пятствия, мешающие ей, уму и телу работать в единстве и слаженности. Задача процесса исцеления — сделать нас лучше, чем мы были до болезни, и восстановить «целост­ность» ради здоровья. Для этого следует создать гармо­ничное внутреннее пространство, чтобы у нас появилась возможность заняться скрытыми факторами болезни на глубинном уровне. Мы связываемся со своей истинной сущностью и обретаем способность увидеть, насколько сильными можем быть, если освободимся от ограниче­ний обусловленности.

С точки зрения исцеления, здоровье — это физичес­кое, умственное, эмоциональное и духовное равновесие. Органы, железы и системы тела не испытывают никакого стресса или эмоционального напряжения; ум свободен от ментальных барьеров и искаженного самовосприятия. Душа не встречает препятствий для физического выра­жения себя. Исцеление обращается к источнику болезни и требует от нас покопаться в наших психологических хранилищах, чтобы достать оттуда нездоровые мысли, эмоции, установки, верования и глубинные убеждения, ответственные за возникновение болезни. Исцеление — это воссоздание нашего самовосприятия и изменение образа жизни таким образом, чтобы они благоприят­ствовали хорошему здоровью. Мы устраняем источники разобщенности души, ума и тела.

Исцеление начинается с осознания и заканчивается переменами. Оно побуждает нас высвободить душев­ные травмы, захороненные глубоко внутри, и отпустить идентичности, созданные нами на основе этих травм. Мы должны избавиться от привычек и зон комфорта, порвать с нездоровым поведением, скрывающим нас ис­тинных, даже если такое поведение дарует нам чувство безопасности или помогает не выделяться из толпы.

Исцеление предполагает активное участие в заботе о теле и не приветствует перепоручение этой заботы другим. Оно требует отдачи, решимости и просьбы о помощи; оно порождает отношения сотрудничества и способствует возникновению доверия.

Врач и пациент работают командой, обсуждают, иссле­дуют, наблюдают и привлекают альтернативные методы в дополнение к традиционным. Отсутствует всякая авто­ритарность, врач не пытается единолично избрать верное направление. Наоборот, он видит пациента участником процесса принятия решений, крайне ответственным за каждый шаг, касающийся его здоровья.

Задача исцеления — не устранить, а создать: создать здоровое самовосприятие, здоровые мысли и здоровые отношения. Данный подход воплощает в жизнь такие качества души, как любовь, приятие, одобрение, состра­дание, терпение и терпимость. Он чтит духовную при­роду и воздает нам за наши усилия прекрасным здоро­вьем. Он освобождает нас от прошлого, чтобы мы были вольны заново творить. Это все — длительный процесс, предполагающий смех и слезы, игру и дурачество, а так­же спонтанность. Это возвращение к состоянию ребенка, который жаждет учиться и приобретать всяческий опыт просто ради познания границ возможного.

Впрочем, исцеление тоже может порой проходить трудно и болезненно, ибо всплывает на поверхность про­шлое и все его ошибки. Бывают даже моменты, когда мы задаемся вопросом: а действительно ли мы все это одоле­ем и стоит ли результат затраченных усилий? Однако если мы проявим настойчивость, то впоследствии поразимся тому, сколько всего приобрели и сколь насыщенной стала наша жизнь. Мы обнаружим довольство тем, кем являем­ся, и сможем коснуться той части себя, которая ценнее и дороже всего когда-либо достигнутого вовне. Мы воссо­единимся с нашей душой.

Если мы будем в состоянии помнить, что исцеление — это образ жизни, а не то, чего мы безумно жаждем, когда больны, то у нас появится больше шансов жить разумно, просто, достойно, плодотворно и согласованно с нашей ду­ховной природой. Тогда каждый день станет целительным.

 

ПСИХОДУХОВНЫЙ ПОДХОД К ИСЦЕЛЕНИЮ

 

В своих трудах Эдгар Кейси прекрасно описал основ­ные принципы психодуховного исцеления: «Дух есть жизнь. Ум — это строитель. Физическое — результат», Такой подход рассматривает исцеление как процесс сотворчества души, ума и тела, а болезнь считает нарушением этого процесса. Проблема, выливающаяся в болезнь, отражает нечто глубинное, внутреннее, ослабляющее защитные способности тела, то, что становится открытым к внешним факторам болезни — вирусам, бактериальным инфекциям, загрязнению окружающей среды, составу пищевых продуктов. Психодуховное исцеление рассмат­ривает болезнь как способ души сообщить уму: то, о чем мы думаем, идет вразрез с нашей духовной природой, и необходимо что-то срочно изменить, прежде чем это ска­жется на теле.

Данный подход к исцелению основан на трех предпо­сылках:

1. Нездоровый образ мыслей влечет за собой нездоровое состояние тела.

2. Исцеление возможно лишь тогда, когда удается об­наружить и устранить нерешенные психологические проблемы.

3. Исцелить себя можем только мы сами. Никто другой не сделает этого за нас.

Эта модель вскрывает глубинные взаимосвязи между болезнями и мыслями, эмоциями, верованиями, пред­ставлениями и глубинными убеждениями и рассмат­ривает, как все перечисленные факторы затрагивают взаимоотношения между душой, умом и телом. Ее зада­ча — показать нам, как обнаружить нездоровые причины недугов, тщательно сокрытые за нашими психологичес­кими масками, как устранить эти проблемы, высвободив их эмоциональный заряд, и как соединиться с нашей ду­ховной природой, чтобы высвободились целительные ка­чества души и духа. Данный подход возносит исцеление на еще более высокий уровень.

 

 

Глава 2

БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: ИСЦЕЛЕНИЕ

 

Конечная задача исцеления — помочь душе в ее эволюции, т. е. устранить любые препятствия, ме­шающие нашей духовной природе в полной мере быть познанной и с радостью выраженной в наших мыс­лях, словах и поступках. Однако для того, чтобы эта зада­ча осуществилась, мы должны произвести некоторые пе­ремены в наших представлениях, среди которых можно выделить пять наиважнейших:

1. Необходимо изменить наше представление о самих себе — увидеть себя не просто как физическое тело. Следует помнить, что мы существуем в двух измерени­ях: в материи (физическом теле и уме) и в энергии (духе и душе). Наша духовная природа охватывает все.

2. Взамен прежних представлений о том, что болезнь производит изменения в физическом теле, нам следует понять: она влияет также на ум, энергетическое тело и душу. Лучше считать ее разладом во взаимодействии и общении между всеми аспектами, из которых склады­вается наше «Я».

3. Мысли следует воспринимать не как закрытое содер­жимое мозга, но как энергетическую точку притяже­ния опыта и одну из важнейших составляющих здоро­вья и благополучия физического тела.

4. Необходимо считать, что все происходящее с нами взаимосвязано и обусловлено и не бывает ни случай­ностей, ни совпадений. Мы должны осознать, что лю­бые события — как хорошие, так и плохие — играют существенную роль в процессе нашего развития.

5, Следует прийти к пониманию того, что душа и дух — не одно и то же, несмотря на то что слова эти нередко используют как синонимы. Нам следует знать: хотя душа и неосязаема, она является движущей силой, импульсом, толкающим процесс развития вперед и стимулирующим перемены. Дух же служит жизненно важным энергетическим связующим звеном между душой, умом и телом.

 

ДУША

 

Душа является нашей стержневой сущностью, ис­точником жизни. Она служит внутренним навигатором в жизненном путешествии, указующим путь эволюции. Она обеспечивает нашу энергетическую жизнеспособ­ность, вдыхает жизнь в физическое тело и помогает пере­живать самые мрачные времена, даруя утешение, надеж­ду и вдохновение. Она наш внутренний целитель, конт­ролирующий работу тела во время болезни.

Душа взывает к нам посредством интуиции, предлагая бесконечное множество возможностей, предостерегая о возникновении нездоровых мыслей или неверно избран­ном пути. В ней записана история всего, что происходило с нами на земном физическом плане — как в этой жизни, так и в прошлых воплощениях.

Душу нельзя увидеть, но можно ощутить посредством живой материи нашего тела и мыслей. Она пользуется ими обоими как средством физического выражения, да­вая возможность нашей духовной природе проявиться во внешнем мире. Во многих религиозных учениях душа описана как Сердце Бога, Небесная Колесница, соединяющая нас с Источником и Вселенной, а также как средс­тво личной эволюции и духовного развития. Главное для нее — качество жизни и отношения, которые у нас скла­дываются с другими. По мере того как одни циклы бытия сменяются другими, душа ведет энергетические записи всего происходящего с нами в наших клетках и энерге­тическом теле. Эти уроки имеют колоссальную важность; они — истинный дар жизни.

Посредством возникающих в уме мыслей душа из­вещает нас, когда мы действуем в согласии с нашей ду­ховной природой, а когда нет. Ей на помощь приходят эмоции: когда мы счастливы, радостны и довольны, мы с ней созвучны. Если же мы рассержены, подавлены и не удовлетворены — этого нет. Эти послания легко про­честь: все, что требуется от нас, это настроиться на волну собственных эмоций.

Всякого рода боли, неприятные ощущения, напря­жение, стресс, эмоциональные кризисы, негативные те­лесные проявления и сами болезни — все это попытки души привлечь наше внимание к нездоровым мыслям. Их задача — повысить наше осознание существующего сопротивления, нежелания или неготовности изменить отжившие модели, отпустить прошлое и выйти за преде­лы зоны комфорта и всего привычного.

Когда с нами случается что-то из перечисленного, это не значит — ни в коем случае, — что душа желает причи­нить телу вред. Она понимает, что, будучи людьми, мы имеем склонность порождать мыслеформы, вызываю­щие ограниченность мышления. Мы поддаемся желанию поглубже спрятать эмоциональные раны, питающие наш страх перемен и порождающие неуверенность в себе. Душа прекрасно осведомлена: чтобы мы сделали шаг впе­ред в развитии личности и духовности, нас нужно пнуть чуть посильнее, вот она и пользуется разными телесными неприятностями, чтобы донести до нас необходимость что-то в своей жизни изменить.

В процессе эволюции именно душа вызывает к жизни все события и определяет Божественную работу, которую нам предстоит совершить, давая возможность учиться, рас­ти и преодолевать нездоровые привычки мышления. Это позволяет нам изменять ограничивающие модели поведе­ния, мешающие нам наслаждаться желаемым состоянием здоровья и качеством жизни. Когда энергия души покидает тело в момент смерти, все, что остается, — это физическая оболочка, тут же начинающая разрушаться и разлагаться. Душа возвращается к своей энергетической природе и ожи­дает новой возможности возродиться в физическом теле.

 

ДУХ

 

Дух — это энергетическая линия жизни между душой, умом и физическим телом. Он выступает «коммуника­тивным интерфейсом» между ними и дает возможность душе выражать свои побуждения посредством челове­ческого опыта. Дух — это аура, образующая энергетичес­кое тело, которое окружает и пронизывает физическое тело человека. Он соткан из вибраций; своими волнооб­разными колебаниями и энергетическими рисунками он воспроизводит обитель души и магнетически привлекает события, способствующие личностному росту и продви­жению души по пути ее эволюции.

Он невидим, однако его присутствие ощущается через живую материю физического тела. Являясь интерфейсом для ума, дух, между тем, не вносит свой вклад в порожде­ние мыслей наравне с душой. Он выступает скорее пере­датчиком этих мыслей во внешний мир, а затем принимает их в виде информации, соединенной с энергией, которая не доступна восприятию физическими органами чувств.

Дух занимает то же пространство, что и физическое тело, и создает электромагнитную оболочку души. Эта структура, пусть и скрытая от обычного глаза, повторя­ет физическое тело и соединяет его в единое целое с душой. Соответственно, то, что влияет на одно, влияет и на другое. Раз нездоровые мысли рушат защитные силы фи­зического «Я», открывая его всем недугам, то и энергию духа они портят — блокируют ее, мешая духу выступать интерфейсом для души, ума и тела.

Дух — это энергетический «переводчик» побуждений души, отвечающий за распределение их по телу. Вибра­ции духа, как и вибрации души, более тесно связаны с той частью головного мозга, которая пользуется симво­лами и метафорами, а также эмоциями для обратной свя­зи. Он — независимый посредник между душой и умом, и его основная задача — следить за тем, чтобы создаваемое нами в уме передавалось вовне. Это и позволяет нашим мыслям возвращаться к нам в виде событий. Вместе душа и дух составляют энергетическое тело — внутренний от­ражатель происходящего во внешнем мире.

Дух не просто наблюдает за тем, что болезнь делает с те­лом. Он рисует расширенную картину: как проблема влияет на способность души выполнять ее эволюционную задачу. Благодаря своей вибрационной природе он воздействует на тело, чтобы устранить все, что мешает душе проявить себя физически. Поскольку дух не может повлиять на качество порождаемых нами мыслей, он отражает их влияние на нас — ментально, эмоционально и физически. Так привле­кается внимание к разобщенности души, ума и тела. Эта ут­рата единства может проявить себя усталостью, недомога­нием, смятением мыслей, взрывом эмоций или депрессией.

В момент смерти дух открывает душе путь, по кото­рому она, покидая тело, вновь перемещается в царство Света и энергии.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТЕЛО — МИКРОКОСМ ТЕЛА ФИЗИЧЕСКОГО

 

Со всем его сложным устроением систем, органов и же­лез, наше физическое тело получило многомерную систему обратной связи, которая помогает отслеживать и регулиро­вать его работу. Энергетическое тело предоставляет мгно­венную картину происходящего с нами на физическом и ментальном планах; его движение отражает, как одно влия­ет на другое. Оно отвечает за поддержание жизненных сил, движущихся в физическом теле, а также управляет телом, помогая поглощать и распределять последствия наших мыслей, эмоций, установок и верований по клеткам, мыш­цам, органам, железам и всем важнейшим системам.

Энергетическое тело не только следит за энергетичес­кой, электромеханической и метаболической активнос­тью физического тела, но и контролирует, как все эти фак­торы влияют на взаимодействие души, ума и самого тела. В сущности, оно двойник души, ума и тела и посредством своей информации предоставляет четкую картину того, что происходит в них на энергетическом уровне. Эта ин­формация показывает:

♦ нормально ли функционируют системы, органы и железы, и если нет, где именно случился сбой и как он влияет на общую работу тела;

♦ как стресс и внешние факторы влияют на физичес­кое «Я»;

♦ свободно ли движется энергия по всему телу, и если нет, то в каком конкретно месте она блокируется, застаивается либо утекает;

♦ присутствуют ли какие-либо психологические фак­торы, влияющие на процесс взаимодействия и об­мена информацией между душой, телом и умом; не появилась ли между ними разобщенность;

♦ где происходит сбой и как он влияет на физическое тело — затрагивает ли он лишь отдельные органы и железы или же основные системы жизнеобеспече­ния и их части;

♦ в чем первопричина разобщенности — в нездоро­вых мыслях, установках, верованиях или моделях поведения;

♦ что необходимо предпринять для восстановления равновесия в физическом теле, чтобы оно могло са­моисцелиться и восстановить связи с душой и умом. Энергетическое тело сообщает немало сведений о здо­ровье физического «Я» и о том, как задачи души соотно­сятся с его физиологией. Психодуховный подход к ис­целению придает огромное значение этой информации, используя ее для того, чтобы отыскать скрытые факторы болезни и локализацию их энергетического накопления.

 

ВЫСОКОРАЗВИТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ

 

Энергетическое тело — это высокоразвитая комму­никационная сеть, пребывающая в постоянном контак­те со всеми системами физического тела. Оно — единый интерфейс, посредством которого мы взаимодействуем со всем — как снаружи, так и внутри. Оно служит свое­образной антенной, передающей и принимающей энер­гетически наполненную информацию на частотах своих вибраций.

Когда энергетическое тело работает в режиме внешней трансляции, оно передает наши мысли и потребности души во внешний мир. Отправленные им послания ищут события, совпадающие с тем, о чем мы думаем, и помога­ющие нам расти и продвигаться по пути эволюции. В ре­жиме восприятия элементы энергетического тела, душа, сердце, чакры, вегетативная сосудистая система и цент­ральная нервная система — все вбирают в себя поступа­ющую извне энергетически наполненную информацию. Они ее перекодируют, распределяют по телу и наполня­ют соответствующей энергией органы, железы, мышцы и кости; эта энергия откладывается ментальными отпечат­ками, определяющими нынешнее и последующее реаги­рование данных частей тела.

С другой стороны, когда энергетическое тело находит­ся в режиме внутренней трансляции, оно делает запрос о текущем состоянии физического тела, души и ума. В ре­жиме внутреннего восприятия энергетическое тело запи­сывает собранную им информацию и служит системой обратной связи. Получив сигнал о том, что какой-то из аспектов нашего «Я» работает со сбоем, оно распределит эти данные. При этом оно направит уму команду прове­рить и определить проблему, а телу — устранить ее.

Мы, по большей части, ни умом, ни телом не осознаем работу энергетического тела и замечаем его лишь тогда, когда появляется какая-то проблема. В такие моменты мы ощущаем его физически — через усталость, мышеч­ное напряжение и стресс, а также ментально — в виде эмоциональной подавленности и смятения.

 

КОГДА МЕНЯЮТСЯ МЫСЛИ, МЕНЯЕТСЯ И ЭНЕРГИЯ

 

В повседневной жизни бывает немало случаев, влияю­щих на способность нашего тела самоисцеляться. Однако наибольшее влияние оказывают на нас мысли. Вспомним слова Эдгара Кейси: «Ум — это строитель», и когда его содержимое — яд, то физическое и энергетическое тела отравляются. И что бы мы себе ни представляли, доста­точно одной сильной негативной мысли, дабы этот про­цесс запустился.

Высказывание «Энергия следует за намерением» объ­ясняет это явление: мысли — это то место, куда мы посы­лаем нашу энергию, и наша энергия там, куда мы посыла­ем свои мысли.

Позвольте объяснить. Мысли есть энергия; они вы­страивают рисунки, проходящие через все энергетичес­кое тело для передачи во внешний мир. Они также дви­жутся по энергетическому телу в поисках информации о реакции физического тела на новую мысль.

Для сбора этой информации энергетическое тело ска­нирует органы, железы и основные системы физического тела на предмет наличия в них схожей памяти. Если она есть, то сканируемые участки направляют свой ответ, со­держащий данные о том, что эта новая мысль здорова, не вызывает разобщенности между душой и телом или что она нездорова и порождает волнение в энергетическом теле, а также разобщенность душевного и физического. Как только ответ получен, он электрохимически посыла­ется уму для оценки ситуации. Нездоровая информация отправляет уму послание, заряженное стрессом и физи­ческим недомоганием, а здоровая реакция посылает об­щее чувство благополучия.

У ума есть выбор: он может начать действовать в со­ответствии с полученной информацией, изменив мысль или породив подобную первой. Он может выбрать по­следнее, если эта мысль согласуется со старыми установ­ками, верованиями и глубинными убеждениями. Между тем только лишь то, что мысли нам привычны, вовсе не означает, что они здоровы, — как в случае хронических болезней. Большинство из них отражают какой-то упа­док — либо разрушение нездоровых мыслей, либо разру­шения в теле из-за этих идей.

Такие состояния, как артрит, расстройства пище­варительной системы, кардиологические заболевания, аутоиммунные расстройства, включая волчанку, хрони­ческую усталость и фибромиалгию и даже рак, — все это способы тела предупредить ум, что настала пора отпус­тить отжившие модели, порождающие нездоровые мен­тальные состояния. Эти болезни указывают: годы подоб­ных мыслей подтачивают тело до такой степени, что оно превращается в развалину под гнетом длительного стрес­са. Они, помимо этого, сообщают, как эти модели бьют по способности энергетического тела производить точное считывание физического «Я» и обеспечивать отклик, не­обходимый для поддержания здоровья и эффективного общения между душой, умом и телом.

 

ПРАВДА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ

 

Известна одна древняя философская истина об исце­лении: это не просто наука, это образ жизни. Исцеление случается каждый миг, а не только тогда, когда у нас по спине заструится холодный пот оттого, что возникшая вдруг боль или недомогание могут предвещать что-то страшное. Чтобы наслаждаться полнокровной здоровой жизнью, от нас требуется согласовывать внешние собы­тия с побуждениями нашей души. Наши мысли должны отражать наши потребности, а не навязанную нам обу­словленность или требования и желания других. Прос­тым упорядочением мыслей мы создадим жизнь, которая обеспечит и прекрасное здоровье. Если с нами случилась болезнь, значит, для исцеления нам нужно заглянуть вглубь себя и отыскать мотивы, таящиеся за нездоровы­ми мыслями. И даже когда со здоровьем все в порядке, мы все равно должны анализировать то, о чем наши думы, — в целях профилактики. Если же в мыслях неразбериха, нужно их изменить — пусть и очень не хочется.

Исцеление велит пересмотреть наши взаимоотноше­ния — не являются ли они источником негативных мыс­лей. Порой это влечет за собой прекращение исчерпав­ших себя или опутавших нас сетями зависимости связей и создание новых. Оно требует развивать интуицию — голос взывающей к нам души, который поможет нам чи­тать послания энергетического и физического тела. Мы должны расширить представления об исцелении, увидев в нем освобождение от всех скрытых «возбудителей» бо­лезни — включая те, что погребены в глубоких тайниках нашего ума и тела.

И самое главное: жизнь, дарующая исцеление, при­зывает исполниться доброты и благодати Духа, а также сострадания и любви Души, ибо они — величайшие из целителей, основа основ Божественного искусства исце­ления.

 

 

Глава 3

БОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ИСЦЕЛЕНИЯ

 

Если принять тело за вершину айсберга, то станет понятно: видимое глазу — всего лишь крошечная часть того, что определяет, насколько хорошим здоровьем мы обладаем. Громадная доля остается под по­верхностью и играет решающую роль в целостности всей структуры; мы можем не иметь ни малейшего представ­ления о ее существовании — пока не заболеем. Метафора айсберга позволяет нам понять, что требуется для того, чтобы наслаждаться прекрасным здоровьем, и сколько всего влияет на тело — гораздо больше, чем видно гла­зу. Мы получаем наглядную картину того, что отличное здоровье — это больше чем удовлетворение нужд одного лишь физического тела, ведь есть еще потребности души и ума. Нам открывается, почему исцеление — это способ поведения и образ жизни в целом.

Используя образ айсберга, мы видим, что слой, лежа­щий прямо под поверхностью, — это наше поведение: действия, поступки, питание, взаимоотношения с други­ми людьми, способы преодоления стрессовых ситуаций, забота о себе и защита себя от болезней. Если наши при­вычные модели не создают дисбаланса в образе жизни и удовлетворяют потребности души, ума и тела, тогда со здоровьем у нас все в порядке. Если же наше поведение — сплошное вредительство самим себе, не выпускает нас за рамки пагубных моделей мышления и приветствует дурные привычки, то мы увеличиваем собственную от­крытость болезням. Мы также менее склонны ладить со своим телом или предпринимать срочные меры по изме­нению привычных действий, вредящих его здоровью.

Следом за этим расположен слой наших верований — повторяющихся мыслей, прочно закрепившихся у нас в уме, а также глубинных убеждений — верований, зафик­сированных в нашем поведении. Верования отвечают за формирование привычек и зон комфорта и трудно под­даются изменениям, поскольку уму они кажутся истин­ными. Соответственно, он станет цепляться за них даже ценой угрозы нашему ментальному и физическому со­стоянию.

Глубинные убеждения заставляют нас навечно ук­репиться в наших верованиях, возникших благодаря обусловленности, социальным традициям, взаимоотно­шениям с другими людьми, материальному статусу и на­деждам, возлагаемым на нас родителями. Как верования, так и глубинные убеждения являются причиной неестес­твенного поведения и служат источником умственного и физического дискомфорта и душевных страданий. Они искажают наше восприятие реальности.

Следующий слой айсберга представляет наше эмоцио­нальное состояние, охватывая эмоции и установки. Имен­но здесь открываются наши главные взгляды на жизнь и прячется ранимое внутреннее дитя. Эта часть обнаружи­вает, как обусловленность повлияла на восприятие нами самих себя и как общение с другими людьми повлияло на наше самоуважение и самооценку. Тут отсиживаются все страхи и наша крепкая к ним привязанность. Они влия­ют на верхние слои, выливаясь в нездоровые верования, глубинные убеждения и пагубные пристрастия.

Слой, пролегающий под эмоциями, отражает наш образ мыслей. Если большинство порождаемых нами моделей мышления согласуется с намерениями души и потребностями тела, то айсберг будет перемещаться сво­бодно. Он выстоит в тяжелые времена, и его верхушка не даст крен. Если же, напротив, наши модели мышления нездоровы — то есть не позволяют нам быть самими со­бой, создают ложное либо искаженное самовосприятие и не способствуют здоровому поведению, то основание айсберга будет непрочным и неразвитым. Испещренная трещинами, наша льдина окажется на грани развала.

Самую большую и практически невидимую часть айс­берга составляет духовный слой — энергетическое тело и душа. Эта часть служит основанием, на котором возво­дятся здоровые физические, ментальные и эмоциональ­ные состояния. Он содержит внутри себя целительные силы, способные трансформировать, преобразовывать и преодолевать болезни. Это уровень нашей духовной при­роды, отражающий наше «Я», которое следит за эволю­ционным путешествием к целостности. Энергетическое тело и душа олицетворяют наш способ существования и общее восприятие жизни. Этот духовный уровень обес­печивает руководство, необходимое для восстановления хорошего здоровья — ментального и физического. Он дает ответ на вопросы: «Кто я?» и «Какова цель моего су­ществования?». Эта часть айсберга всегда остается ста­бильной и держит всю конструкцию на плаву даже тогда, когда прочие слои расползаются в основании. Духовный уровень — это место, где рождаются целительные эмоции любви и надежды, сопровождаемые прощением, опти­мизмом и благодарностью. Они обладают такой мощью, что создают мгновенные изменения в энергетическом теле и восстанавливают баланс всего остального.

Впрочем, целительные силы этого слоя доступны, лишь если предшествующий ему — слой мыслей — от­крыт бытию и верит, что мы можем исцелить себя. Чтобы так и произошло, у души припасен метод, способный из­менить расстройства на всех уровнях одновременно. Все, что необходимо, — это наше желание изменить мысли.

 

МОДЕЛЬ ИСЦЕЛЕНИЯ

 

Шаги, предусмотренные в этой модели, — оценка, уроки, действия и освобождение — просты, трансформи­рующи, доступны для понимания, несложны в осущест­влении и с ходу приложимы к любой ситуации. И все же, несмотря на кажущуюся простоту, воздействие, которое они оказывают на душу, ум и тело, невероятно.

 

ОЦЕНКА

 

Оценка — это процесс самодиагностики, позволяю­щий нам сонастроиться с тем местом, где мы ментально, эмоционально и физически пребываем в данный момент. Она заставляет нас обратить внимание на то, как мы проводим свою жизнь, и удостовериться, заботимся ли мы о здоровье или же терзаем физическое тело стрессами.

Оценка ментального состояния направляет наше внимание вовнутрь и создает среду, в которой мы мо­жем увидеть себя за пределами ментальных ограниче­ний и условностей. Ее рефлективная природа позволяет нам прислушаться к беседам с самим собой и понять их тон — критический, осуждающий либо же самоуничи­жительный. Если они токсичны, то они отравят и тело. Если саморазрушительны, то нарушат естественный баланс души, ума и тела и приведут к разобщенности. Ментальная оценка дает нам возможность понаблюдать за качеством мыслей и отследить, как на них влияет наш внутренний диалог.

Оценка эмоционального состояния позволяет обна­жить раны, погребенные глубоко внутри, и увидеть, ка­кие мы привязали к ним страхи. Когда они обнаружены, перед нами встает выбор. Продолжим ли мы позволять им влиять на нашу жизнь, держа себя заложником ста­рых душевных ран? Или снимаем претензии к ним — ос­вобождая, таким образом, себя от их уз — и начинаем жить, прислушиваясь к потребностям души, ума и тела?

Оценка физического состояния дает нам возможность по-настоящему «сверить пульс» работы и ощущений тела.

Случается ли телу терпеть боли, хронические недомо­гания или любые иные сбои в нормальной работе?

Достаточно ли мы отдыхаем?

А наше питание — способствует ли оно поддержанию здоровья?

Даем ли мы телу необходимую физическую нагрузку? Управляем ли стрессом — или стресс управляет нами?

 

УРОКИ

 

Болезнь — великий учитель, поскольку заставляет нас задуматься и понять, почему мы думаем и действуем именно так, а не иначе. Благодаря ей мы больше узнаем о своей личности, верованиях, глубинных убеждениях, страхах, обусловленности, биологической истории, силе, слабостях и самовосприятии (как положительном, так и отрицательном). Она воодушевляет к переменам, иссле­дованию наших возможностей и поиску путей обраще­ния отравляющих ситуаций в исцеляющие.

Болезнь открывает нам глаза на то, насколько огра­ничено наше восприятие действительности и как важ­но вскрывать в себе нездоровые верования, касающие­ся благополучия. С ней мы постигаем, что свои эмоции очень важно выражать, а не прятать поглубже внутрь просто из страха, что другие не примут или не одобрят нас. Состояние болезни дарует нам возможность отыс­кать действенные способы высказаться о своих чувствах и обучает необходимости устанавливать здоровые эмо­циональные границы.

Когда нас атакует болезнь, ее голос ясно и четко гово­рит нам о том, что происходит под поверхностью, глубоко под кожными покровами, побуждая нас больше узнать о функционировании нашего тела и воочию убедиться, что с ним случается, когда оно не получает достаточной за­боты. Случившееся учит нас, какую следует употреблять пищу для поддержания жизненных сил. Мы понимаем, например, что, когда рацион перенасыщен сладостями и простыми углеводами, мы вроде бы ощущаем внезапный прилив сил, но он тут же сменяется сильнейшей усталос­тью и снижением умственной активности. Мы узнаем о последствиях стресса и о том, как важно выработать стратегии управления, чтобы свести к минимуму его воз­действие.

Болезнь учит также, что необходимо следить за сво­ими мыслями, что качество мыслей определяет качество нашего здоровья. Ее голос велит не бояться нового и про­бовать все варианты, которыми мы располагаем.

 

ДЕЙСТВИЯ

 

Это шаг, с которого начинается путь. Теперь мы пол­ным ходом движемся к исцелению — перемены неизбеж­ны. Это также процесс, который дарует нам чудесную возможность на опыте познать, какой огромной силой мы наделены.

Потратив достаточно времени на оценку своего состо­яния и постижение науки о том, что следует делать, что­бы толкнуть вперед процесс исцеления, душа, ум и тело перестают быть сторонниками подхода «посидим-по­смотрим». Вряд ли они теперь позволят нам по-прежне­му ограниченно мыслить, иметь нездоровые установки, дурные привычки и саморазрушительные модели поведе­ния. Мы, конечно, можем попробовать, однако менталь­ный и эмоциональный дискомфорт, который мы тут же ощутим, подчас более неприятен, чем вся боль, сопутс­твующая болезни.

На этапе действия перед нами открывается возмож­ность применить что-либо из найденного нами на этапе уроков и заняться поправкой здоровья. Нам представ­ляется случай расширить осознание и порадовать себя переменами в восприятии себя. На этом этапе целитель­ного процесса мы обнаружим, что начали испытывать больший вкус к жизни и отношениям с другими людьми. Наши поступки и мышление станут другими, и мы до­стигнем уровня актуализировавшихся людей, о которых говорил Абрахам Маслоу в своей знаменитой книге «На подступах к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being). Он описал актуализировавшихся людей не как тех, у кого вообще нет проблем, но как индивидуумов, научившихся переходить от нереальных проблем к ре­шению проблем реальных. Они умело внедрили в жизнь необходимые перемены, благодаря чему трансформиро­вали свое восприятие болезни. Они освободились от уз прошлого.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ

 

Эта стадия целительного процесса — награда за целе­устремленность и решимость пройти весь путь, несмотря на то, что порой он доставлял множество неудобств. Ре­зультат — наша способность ступить за пределы текуще­го образа мыслей и подняться над ними. Освобождение от прошлого дает нам возможность жить радостно, не испытывать боли и страданий, вызванных душевными ранами. Свободные от искажений самовосприятия, мы способны понять, кто мы есть на самом деле, и узнать, ка­ких высот можем достичь.

Освобождение распространяется и на мышление, и на взаимодействие с внешним миром. Смена поведенческих моделей происходит потому, что наши поступки больше не продиктованы старыми верованиями и глубинными убеждениями. Освободиться не значит, отречься от про­шлого; мы просто переводим информацию в иное русло. Прошлое больше не руководит нашей жизнью, благодаря его урокам мы теперь можем распознавать, как посту­пать: это то, чего мы сами хотим, или же другие считают, что так нужно.

На стадии освобождения мы отпускаем отжившее и создаем новое — по-новому мыслим, по-новому ведем себя, по-новому живем и по-новому реализуем потреб­ности души, ума и тела. Для этого мы прибегаем к недав­но выученным урокам и мудрости души, в энергетике которой заложены Семь Универсальных Принципов Ис­целения.

 

СЕМЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЦЕЛЕНИЯ

 

1. У вас есть силы, чтобы исцелить себя. В физическом теле заложены механизмы самоисцеления, оно снаб­жено защитной системой, которая не пропускает вне­шних и внутренних возбудителей болезней. Устрой­ство тела предусматривает процесс саморегенерации путем ежедневного создания новых клеток. Мы можем остановить этот процесс, только если не верим в эту способность и не даем телу то, что ему нужно: отдых, должное питание и нагрузку.

2. Только вы можете исцелить себя. Никто другой не сделает это вместо вас. Создать команду, помогающую в исцелении, очень важно — ее участники могут пред­ложить свои знания, идеи, различные взгляды и, что самое ценное, — свою поддержку. Однако эти люди не могут исцелить вас — лишь вам это под силу. Это лич­ное путешествие самопознания и духовной эволюции. Никто не может испытать ваши эмоции, понять, как работает ваш ум или породить ваши мысли. Другие могут помочь вам отследить нездоровые модели, но изменить их можете вы, и только вы.

3. Вначале исцелите душу; за ней последует исцеление ума и тела. Душа, ум и тело имеют различные потреб­ности, и если все получат необходимое, то все будут здоровы. Но если хоть чем-то пренебречь, появится разобщенность и болезнь атакует все. Исцеление вос­станавливает связь души, ума и тела. В то время как медицина работает прежде всего с телом, божествен­ное искусство исцеления напоминает нам о необходи­мости начинать с души, ибо она — источник нашего существования, вдыхающий жизнь как в ум, так и в тело. Если мы начнем отсюда, то все остальное под­тянется автоматически. А каковы потребности души? Жить в радости и со смыслом, развиваться, расти и выражать свои побуждения посредством мыслей, слов и поступков.

4. Исцеляет только любовь. Энергия любви исполнена невероятной целительной силы. Посылаемая вами в любую часть тела, где есть боль или сбой в работе, любовь наполнена обновляющей силой души и ума. В уме происходит перемещение внимания от обнаружения проблемы к поиску решения, а душа «видит» больное место и напитывает его безусловной любовью. Это чувство живет в настоящем, именно там, где и проис­ходит исцеление, — не в прошлом и не в будущем.

5. Прощение освобождает в сердце место для любви.

Когда наше сердце полно страха, гнева, грусти или отчаяния, в нем нет места для теплых чувств, без ко­торых трудно оставаться здоровым. Любовь связана с душой, а прощение — с умом; оно высвобождает эмо­циональный заряд, наполняющий болезненные мыс­ли — те, которые вызывают поведение жертвы и за­ставляют нас вести жизнь «на птичьих правах» вместо нормальной и полнокровной. Прощение устраняет застои в энергетическом теле, чтобы содержащаяся в нем информация могла течь свободно, обеспечивая связь с душой, умом и телом для поддержания здоро­вья. С помощью правильных вибраций оно устраняет нездоровые установки и страхи, залегающие в позво­ночнике, отравляющие эмоциональные заряды в ор­ганах, железах и мышцах. Оно запускает целительный процесс и усиливает иммунитет, а мы становимся ме­нее восприимчивыми к болезням.

6. Изменения — вот единственный план действий. Эво­люционное путешествие — это одна из перемен, иного выбора в жизни нет. Это то, что происходит от мысли к мысли. Изменения преобразуют наше мышление и помогают продвигаться из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Первый шаг в трансформа­ции — прощение, следующий за ним — любовь. Когда мы прощаем себя и своих обидчиков, мы увеличиваем пространство своего ума для новых мыслей и расши­ряем сердце, чтобы оно могло вместить больше любви. Когда мы болеем, наша душа, ум и тело требуют перемен. Они шлют сигналы тревоги о том, что что-то не так, что между ними утратилось единство — и все это влияет на наше состояние. Модель психодуховно­го исцеления, предложенная душой, напоминает нам: если больны мысли, то заболевает и тело. Единствен­ный способ исцелить их — изменить мышление. Генри Бергсон лаконично сказал о целительной силе перемен так: «Жить — значит меняться; меняться — значит взрослеть; взрослеть — значит всякий раз бесконечно творить себя заново».

7. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите, а не на том, чего не желаете. Исцеление согласуется с Законом Привлечения: О чем ты думаешь, тем и становишься. Чем становишься, о том и думаешь. Лучший способ проверить, здоровы ли ваши мысли, — проанализиро­вать свой образ жизни, отношения с другими людьми и состояние здоровья. Если то, что вы обнаружите в результате, не есть то, чего вы хотите, тогда меняй­те что-то. Есть один общий для всех нас недуг, рано или поздно атакующий каждого в жизни: мы начи­наем притягивать к себе то, чего не желаем, вместо того, что хотим. Это случается потому, что мы так сосредоточиваемся на мыслях о том, чего не хотим, что прокручиваем их в голове снова и снова, одновре­менно заряжая их сильными негативными эмоциями. Это все равно что пытаться не думать о белой обезья­не — чем больше мы велим себе о ней не думать, тем больше думаем. И чем больше у нас мыслей, тем боль­ше мы расстраиваемся, обвиняя себя в неспособнос­ти выбросить их из головы. Действительно, картина выходит довольно смешная: мы напоминаем собачку, гоняющуюся за своим хвостом. Единственный способ остановить этот процесс — изменить его.

 

БОЛЕЗНЬ НЕ АТАКУЕТ ВНЕЗАПНО

 

Если бы мы изменили наши представления о болезни и поняли, что она развивается на протяжении какого-то времени, тогда больше бы любили и прощали себя и от­носились бы к процессу исцеления с большим терпением. Возможно, у нас бы даже появилось иное представление о том, как исцелиться, и вместо того, чтобы ждать, пока кто-то придет и вылечит нас, мы бы заняли более актив­ную позицию в этом процессе, изменив в жизни то, что делает ее нездоровой.

Возьмем, к примеру, рак. Эта болезнь не возникает ни с того ни с сего. На физическом уровне требуется какое-то время, чтобы она сформировалась и заявила о себе в той мере, чтобы ее можно было обнаружить при помощи медицинских анализов. Требуются месяцы — а в некото­рых случаях и годы, — чтобы в клетках произошли изме­нения и они бы мутировали до состояния опухоли или новообразования. На ментальном уровне нужны годы ложной обусловленности, пребывания в окружении, где человеком управляют нездоровые мысли, годы потака­ния вредным привычкам, годы и годы негативного мыш­ления — сосредоточенности на мыслях о жизненных не­урядицах и негативе вообще. На уровне эмоциональном нужно годами подавлять эмоции, отсекать способность выражать свои эмоциональные потребности, не быть са­мим собой и позволять своим душевным ранам влиять на качество жизни.

Болезнь — грипп, обычная простуда или что-то посе­рьезнее вроде рака — это результат нездорового образа мыслей, ослабившего со временем иммунную систему так, что она перестала справляться и защищать тело как от внешних агрессоров (вроде вирусов и бактерий), так и от внутренних (нездоровых мыслей, отрицательных эмо­ций и установок). Болезнь не случается внезапно. Для ее развития нужно время.

Если мы научимся прислушиваться к тихим преду­преждениям, посылаемым нам телом, пока они не пре­вращаются в сигнал тревоги, по которому нужно уже срочно действовать, мы сможем значительно снизить вероятность болезни. Мы поймем, что тело постоянно посылает отчет о текущем ментальном и физическом состоянии, оно может даже подсказать, что именно нам следует изменить, чтобы оно было в хорошей форме. Од­нако для этого мы должны понимать природу болезни и разобраться, что за ней в действительности кроется.

 

 

Часть II

ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КРОЕТСЯ ЗА БОЛЕЗНЬЮ

 

Правда нашего детства хранится в нашем теле, и хотя мы можем ее подавить, мы не в состоянии изме­нить ее. Можно обмануть разум, можно манипулиро­вать чувствами, можно спутать представления, а тело обхитрить лекарствами. Но в один прекрасный день тело выставит нам счет, ибо оно неподкупно, как ребенок, целостный духом, который не примет ни­каких отговорок или компромиссов и не перестанет терзать нас до тех пор, пока мы не прекратим бежать от правды.

Из книги Элис Миллер «Трагедия одаренного ребенка»

Эмоция — это момент, когда сталь встречается с камнем и высекается искра, ибо эмоция есть основной источник сознания. Тьма не станет светом, и покой не сменится движением без эмоции.

Из книги Карла Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное»

Люди повсюду любят верить в то, что заведомо не яв­ляется истинным. Это позволяет им не утруждать себя самостоятельными размышлениями и не прини­мать на себя ответственность за свои знания.

Из книги Брукс Аткинсон «Однажды вокруг Солнца»

 

 

Глава 4

У КАЖДОГО СВОЯ ИСТОРИЯ

 

Сохранились ли у вас воспоминания о временах, когда вам было 3 года... или 6,10, 13? У меня — да, хотя, если честно, я бы предпочла не вспоминать. Я была «скороспелкой», сыпавшей направо и налево сво­ими бесконечными «Почему?». И сейчас, вспоминая те деньки, я понимаю, почему мои родители, учителя и все остальные так расстраивались, мрачнели и сердились на меня. Мне тогда казалось, что я просто пытаюсь понять и познать... и показать им, какая же я умница, потому что именно за это меня хвалили.

Помню, как отец говаривал друзьям: «Кэрол — самая умная из моих детей и первой в нашем семействе окончит колледж». Он гордился мной, и эти его слова наполняли меня чувством значимости и неординарности. Между тем теперь я понимаю, что они стали для меня тяжким грузом, так как я старалась оправдать его надежды, и, уверена, они сыграли огромную роль в формировании у меня неуемной тяги к самосовершенствованию.

Я помню также, что все те вопросы из уст девчушки воспринимались с умилением, но обернулись большой проблемой, когда я подросла. Мне живо вспоминаются повышенный тон и гневные речи моих родителей и учи­телей, адресованные мне, стоявшей в растерянности и недоумевающей, что же такого плохого я сделала. В моей памяти всплывает, что в те моменты я чувствовала себя смущенной, отверженной, глупой, обиженной, разочарованной, несостоятельной и порой даже нелюбимой.

Еще припоминаю, как во втором классе произошло Что-то подобное, а затем в старших классах средней шко­лы и в выпускном классе. Сейчас, размышляя о каждом из тех случаев, я понимаю: хоть с виду они и были разные, На самом деле все были повторением одной и той же си­туации, и то, что я чувствовала в разном возрасте — в 4, 7, 13 и даже в 16 лет, — все повлияло на меня одинаково. Мои чувства были глубоко задеты, уверенность в себе резко упала, мое представление о самой себе и своих ин­теллектуальных способностях значительно поблекло. Все ВТО произвело на меня столь сильное воздействие, что продолжает жить по сей день — и не только в уме, но и в теле — болями и дискомфортом, случающимися, когда я оказываюсь в схожих ситуациях.

Такова моя история. А что можете рассказать вы? У всех есть чем поделиться. Какие-то истории приятны, какие-то — просто ужасны; какие-то полны драматизма, иные трогают до слез; что-то смешно, а что-то даже шокирует. Правда в том, что у всех нас имеется в запасе хотя бы одна хорошая история, которую мы рассказываем направо и налево с целью привлечь к себе внимание или объяснить, почему мы столь низкого о себе мнения. Мы пересказы­ваем эти истории, чтобы объяснить, почему мы влачим свой эмоциональный «багаж» — тащим на себе всю эту тя­жесть. Мы находим оправдание тому, что боимся любить, исцеляться, меняться и преуспевать и полны беспокойства и прочих проблем. Мы хотим заставить других утешать нас, жалеть нас, помогать нам и даже любить нас.

Любопытно, но все эти истории и тот эмоциональный заряд, которым мы их наполняем, остаются неизменны­ми всю нашу жизнь. Однако используем мы свои байки, пусть и правдивые, не всегда одинаково. Иногда они слу­жат средством понять, почему мы застряли в прошлом, в другой раз помогают нам не делать того, чего мы делать не хотим. Мы «подсаживаем» людей на свои драмы и травмы для того, чтобы и они поварились в нашем беспокойстве и боли; мы можем даже вызвать у них чувство вины за то, что они сделали нам, или за то, что могли, но не сделали.

Но настают времена, когда мы используем свои исто­рии иначе. Они уже не помогают нам загонять себя в рам­ки или продолжать оставаться неудачником, с их помощью мы, напротив, понимаем, почему мы о себе такого мнения. Мы вскрываем пробелы и искажения в представлениях о самих себе. Воспринимая их именно так, мы можем обна­ружить ментальные ограничения, сдерживающие нас, ког­да мы уже выросли, и внушающие нам ложную веру в то, что мы не способны достичь своих целей или воплотить в жизнь мечты. Теперь наши рассказы служат мощным по­зитивным катализатором и стимулом к переменам. Они могут даже исцелять — если мы поделимся ими с теми, кто пережил подобные эмоциональные травмы.

Уверена, вам доводилось слышать истории о настой­чивости, упорстве, решимости, бесстрашии; о людях, отважившихся проникнуть в темную ночь души и вый­ти просветленными. А как насчет случаев, когда кто-то сражался с раком и вышел победителем или преодолел неимоверные трудности и построил жизнь, которой же­лал бы каждый из нас? О таких ситуациях рассказывать вновь и вновь не просто нужно — обязательно, ибо они воодушевляют других. Мы все нуждаемся в ежедневной дозе мотивации, чтобы радоваться жизни и здоровью. Такого рода истории трогают душу и наполняют отвагой не сдаваться, когда тучи над головой сгущаются.

Остерегаться нужно лишь тех историй, которые по­буждают жалеть себя, быть жертвой и зарождают в нас разрушительные чувства — уныние, беспомощность, от­чаяние, разочарование, ненависть и гнев. Такие рассказы не сослужат нам хорошую службу, потому что мы вос­пользуемся ими в качестве оправдания и уже не сможем реализовать свой истинный потенциал. Они подрывают вepy в себя, мы застреваем в моделях поведения, мешаю­щих нам рискнуть и попробовать что-то новенькое. Это сюжеты, питающие наши страхи, терзающие эмоции и не дающие быть самими собой. Они вызывают боязнь про­пилить себя и заявлять о своих потребностях. Эти исто­рии нужно менять, поскольку рано или поздно они ося­дут в теле в виде какой-то болезни или недуга.

 

ДОКОПАТЬСЯ ДО ИСТОКОВ

 

Наше развитие и становление — процесс воистину экстраординарный. Мы приходим в этот мир открыты­ми, наивными и невинными. Все, что мы делаем, для нас ново. Жизнь дарит радость, благоговение, удивление и восхищение; мы находим огромное удовольствие в делах абсолютно простых. В младенчестве мы кричим от вос­торга, впервые услышав собственный голос и обнаружив в себе способность смеяться, можем долго и пристально разглядывать движения своих рук и пальцев. Малыша­ми веселимся, когда дотягиваемся до стола, и заливаемся смехом, сделав первые шаги.

Мы оглядываемся, чтобы посмотреть, видит ли нас кто-нибудь, и учимся распознавать выражение родитель­ских лиц — так ли радостно и им. Если они хлопают в ла­доши и подбадривают нас, нам хорошо, и мы хотим ходить и ходить, пока не научимся твердо и самостоятельно сто­ять на ножках. Если же нас ругают за то, что мы касаемся стола и хватаем все подряд, познав радость самостоятель­ного передвижения, нас охватывает смятение от смешан­ных посланий. Мы начинаем понимать, что их радует, а что нет. Однако в этом возрасте, когда осознание того, что доставляет родителям радость, возрастает, мы все равно сосредоточены на своих собственных потребностях и по­лучении того, чего мы хотим, и тогда, когда хотим. Если нужно, мы вовсю пользуемся эмоциями как средством по­казать, что желаем этого. Нас ничем не остановить.

В возрасте от трех до шести лет все кардинально меня­ется. Мы вступаем в фазу социализации — когда нужно перестать быть центром Вселенной и начать делить пред­назначенное только нам внимание с другими. В результа­те мы втягиваемся в борьбу за внимание и ищем похвалы, признания, одобрения и приятия с целью получить лю­бовь и испытать довольство собой.

Наша мотивация смещается с собственных желаний к удовлетворению потребностей других. Мы узнаем, что для всего есть время и правила, и обнаруживаем: наши желания удовлетворятся лишь в том случае, если мы на­учимся ладить с другими и подстраиваться под их нужды. Наши истерики больше никто не терпит, нас бранят за то, что сходило нам с рук еще совсем недавно. Наша эмоцио­нальная реакция начинает отражать чужую: родитель­скую, братишек-сестренок, нянечек и воспитателей.

Но даже пройдя всю эту перестройку, наш внутрен­ний ребенок остается любопытным, непреклонным, мя­тежным и готовым открывать новое. В качестве примера возьмем обучение езде на велосипеде. Мысль о новеньком двухколесном друге приводит нас в восторг, ведь это пер­вый вкус свободы, независимости и осознания, что нам что-то подчиняется. Когда мы впервые взбираемся на «ве­лик», мы чувствуем себя в безопасности — родители нам сказали, что есть вспомогательные колесики, которые не дадут нам упасть. Мы понимаем, что на эти колесики мож­но положиться, они помогут устоять и ехать вперед. Когда их отцепляют, мы пытаемся научиться держать равновесие и управлять этой машиной. Мы падаем, встаем и пробуем снова, пока не освоим искусство езды на велосипеде. И не важно, что иногда приходится плакать, — мы не сдаемся. Мы лишь тогда падаем духом и обижаемся, когда кто-то говорит, будто мы ведем себя не очень хорошо, и мы усва­иваем: плакать — это плохо, раз за это ругают.

В возрасте от 6 до 13 лет нас настигает новая волна проблем и испытаний: это период, когда мы наиболее впечатлительны и восприимчивы к мнениям и взглядам других, даже совсем незнакомых людей. Вообще-то боль­шинство историй, которые мы затем пересказываем всю жизнь, уходят корнями именно в этот период — именно Сейчас закладывается наша самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и будущее само-восприятие. Как раз в эти годы обусловленность и делает свое «грязное» дело по отношению к нашей индивидуаль­ности и самовыражению, ведь тогда мы и совершаем со­знательный выбор подавить своего внутреннего ребенка. Мы усваиваем, что выражать эмоции или говорить о сво­их потребностях не всегда приветствуется и одобряется, а порой и вовсе бывает неуместно. Наши представления о любви и ожидания начинают вырисовываться только в отношении к нам тех, кто старше.

В этом возрасте мы также начинаем искать признания, поддержки и одобрения, в которых так нуждаемся, вне семьи. Мы хотим нравиться и слышать от других, что мы особенные, умные, одаренные, веселые, любезные, наход­чивые и талантливые. Именно в это время наши истории становятся нашей идентичностью. Если нам говорят, что мы хорошие дети, способные ученики, приятны в об­щении, симпатичны или даже красивы, перспективны и вообще далеко пойдем, мы охотно верим и у нас фор­мируется здоровое представление о самих себе. Если же, наоборот, нам говорят, будто мы тупые, безнадежные, неполноценные, смутьяны, отвратительные ученики, не­удачники в социальном плане, неспособны сделать пра­вильный выбор или просто недостаточно хороши — или что никогда ничего в жизни не достигнем, — мы им тоже верим и у нас складывается нездоровое восприятие себя.

В результате мы живем, опираясь на — или споты­каясь об — эти мнения всю последующую жизнь. Если наши представления о себе здоровы, то «здоровы» и наши истории, и наоборот: нездорово самовосприятие — ему под стать и наши рассказы о себе. Однако, сколь бы замечательным ни было наше детство и связанные с ним истории, у каждого из нас найдется по меньшей мере одна тема, с которой мы боремся и о которой то и дело повествуем, когда не удовлетворены собой. Правильно это или нет, справедливо или несправедливо, но это пе­риод в жизни, когда ожидания других и их собственные нездоровые истории влияют на нас больше всего и служат самосбывающимися предсказаниями нашей зрелости.

Видя, как обусловленность влияет на нас и наши исто­рии, нетрудно догадаться, почему мы всю жизнь с чем-то боремся и страдаем и почему все эти байки оказывают столь сильное воздействие на наше здоровье. Легко понять, как каждое событие, ситуация и сюжет, возникшие в этот период, становятся источниками мыслей, которые раз за разом возникают в наших головах в зрелом возрасте. Они цементируют идеи, питают наше представление о себе и влияют на мировосприятие в целом. Эти мысли начинают определять то, как мы переносим трудности и справляемся с неприятностями, формируя, таким образом, установки, верования, привычки и зоны комфорта — они и побужда­ют нас пересказывать одно и то же по тысяче раз.

Все эти мысли увенчаны нашими взаимоотношени­ями с другими людьми — нашими симпатиями и анти­патиями, душевными травмами и ранами, радостями и разочарованиями, успехами и неудачами. Они тоже не­зримо присутствуют в виде историй, они закодированы в уме и теле. Они просто ждут своего времени, места и благоприятной ситуации, чтобы заявить о себе — словес­но или физически.

 

ЗАГЛЯНЕМ В ХРАНИЛИЩА НАШИХ ИСТОРИЙ

 

Процесс развития — кто мы есть и кем становимся — изначально не должен быть статичным, неизменным, лишенным вызовов, безопасным или непременно при­ятным. Он задуман как динамический эволюционный процесс, с помощью которого ум, тело и душа учатся сосуществовать в физическом мире, а мы — эффектив­но общаться друг с другом. Это должен быть процесс, при котором жизненные события и взаимоотношения с людьми служат катализатором перемен, помогающих нам понять, кто мы есть, и отыскать смысл своего собствен­ного жизненного путешествия. Это развитие в движении, при котором акцент делается не на жизненных вопросах «что?..», но скорее на «почему?..». Например, почему мы мыслим и поступаем определенным образом, почему со­вершаем именно эти выборы, почему заболеваем? Почему обзаводимся именно этими историями и почему цепля­емся за них, даже когда они не идут нам на пользу?

Если мы действительно хотим найти ответы на эти «почему?», тогда придется копнуть поглубже и заглянуть в те уголки, которые скрыты под слоем обусловленности и социального давления. Мы поговорим о глубинных ис­точниках — личности, культурных верованиях, религии, отношениях «мать — ребенок», поскольку они также вли­яют на то, какие истории мы рассказываем.

 

ЛИЧНОСТЬ

 

Личность, несомненно, из самых весомых «вклад­чиков», поскольку именно благодаря ей мы мыслим и поступаем именно так, а не иначе; она определяет наши предпочтения и сильнейшим образом влияет на химичес­кий диалог между умом и телом. Именно личность знает, почему мы испытываем напряжение, почему позволяем давить на себя, почему склонны постоянно пребывать в состоянии тревоги и почему заболеваем — допускаем, чтобы стресс стал причиной недугов и болезней. Лич­ность также устанавливает границы, согласно которым мы выстраиваем свою жизнь, и является организующим принципом, в ведении которого пребывает любой аспект нашего существования — ментальный, эмоциональный, физический и духовный.

Личность в целом состоит из двух аспектов: 1) качества и 2) особенности. Каждый из этих аспектов создает свои истории. Те, что созданы качествами, олицетворяют при­обретенное поведение и отражают нашу обусловленность. Соответственно, они отображают влияние, оказанное на нас другими людьми, и копируют эти привнесенные извне мнения и взгляды. Они также наполнены более мощным отрицательным эмоциональным зарядом, поскольку несут в себе информацию о том, как мы ущемляем себя в угоду желанию вписаться в окружение, быть им принятыми и одобренными. Кажется, они и есть те истории, что вызы­вают жалость к себе и порождают ту внутреннюю борьбу, которая ведется внутри нас уже во взрослой поре.

Качества личности считаются ложной индивидуаль­ностью и ответственны за:

♦ возникновение привычек, зон комфорта, ограничи­вающих мыслей и искаженного самовосприятия;

♦ порождение ограничивающих мыслей, установок и верований, которые препятствуют личностному росту и тормозят процесс исцеления;

♦ подавление эмоций, особенностей характера и про­явлений нашей уникальности;

♦ принятие нами решений под влиянием мнения дру­гих людей — а не наших собственных — и, следова­тельно, подавление наших глубинных ценностей и принципов;

♦ удерживание нас в рамках моделей мышления и по­ведения, которые побуждают повторять трагедии и травмирующие события, существующие в наших историях.

Особенности личности, напротив, олицетворяют нашу истинную индивидуальность, ибо они врожденные. Ины­ми словами, они образуют изначально присущую нам не­врологическую схему мозга, определяющую то, как мы на­капливаем и обрабатываем информацию, как принимаем решения. Они также управляют тем, как мы внутренне реагируем на внешние раздражители. Следовательно, истории, созданные присущими нам особенностями, согласуются с нашей внутренней природой и лишены компромиссов с самими собой. Они наполнены положительной энергией и выступают стимулами к изменению мыслей и поведения, идущих от обусловленности. Они диктуют главные цен­ности и принципы и отражают наше подлинное «Я». В мо­менты стресса они «отправляют» нас в места, где царит по­кой, — как с помощью разума, так и химией тела. Особенности личности отвечают за:

♦ создание устойчивых и предсказуемых моделей по­ведения, согласующихся с нашими базовыми по­требностями;

♦ становление восприятия нами внешнего мира и реакции на происходящие в нем события, умения приспособиться к жизни;

♦ умение отличать истину нашу от чужой, таким об­разом давая возможность принимать решения, от­вечающие нашим, а не их потребностям;

♦ нашу эмоциональную восприимчивость — без крайностей — и рациональность, не переходящую в безрассудство;

♦ воплощение в жизнь перемен, необходимых для вы­ражения нашей аутентичности, и посильные дейс­твия — освобождающие нас от ограничивающих историй.

Если мы хотим понять, почему нас постигают болезни и каким образом наши истории способствуют им, то на­чинать нужно с изучения собственной личности и прису­щих ей потребностей. Лишь потом мы сможем осознать, сколь велика ее роль для здоровья. Это единственный способ понять, как подавление наших врожденных осо­бенностей увеличивает склонность к неврологическим расстройствам вроде головных болей, болезни Паркинсона, слабоумия, рассеянного склероза и заболеваний пе­риферической нервной системы.

 

КУЛЬТУРНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

 

Влияние культурных верований на развитие сюжетов нашей жизни начинается в день, когда мы появляемся на свет, и продолжается все детство, юность, зрелость и даже в старости. Однако истории эти отличаются от тех, что возникают в результате ежедневных впечатлений. Они замешаны на культурных традициях и отражают верования и паттерны многих поколений. Они говорят миру, как нас воспринимать и общаться с нами, и, что прискорбно, также повинны в возникновении предрас­судков, вызывающих массу страданий и боли.

Верования диктуют все правила и уклады жизни — от любимых блюд до способа приготовления пищи, от чувс­тва ответственности до умения распоряжаться деньгами, от степени образованности до выбора религии. Истории, отражающие культурные ценности, обусловлены наши­ми этническими корнями, они незыблемы. Они создают неоспоримые правила, управляющие нашим поведени­ем, пусть даже мы и пытаемся бунтовать против них в детстве. Они глубоко укоренились в наших душах и на­правляют нас вступать в отношения с «соплеменника­ми», веля хранить чистоту рода. В этом есть свой плюс — мы не станем изгоями и избежим конфликтов, неизменно случающихся при попытках смешать разные культуры.

Такие истории гарантируют сохранение традиций предков и продолжение основополагающей философии конкретной культуры. К примеру, если ваша культура тре­бует присутствия отца при рождении ребенка, усматривая в этом его роль в заботе о детях и их воспитании, то вы должны будете следовать этим традициям, выстраивая свою жизнь согласно им. Меньшее сочтут за непочтение. В этом случае культурные верования первенство отдают мужчине, а истории будут рождаться патриархальные, укрепляющие роль мужскую и принижающие женскую.

Но существуют и другие культуры, в которых лишь женщине отводится роль единственной участницы процесса зарождения новой жизни и лишь на нее возлагается ответственность за воспитание следующего поколения. Мужчины в них будут цениться меньше. И истории будут матриархальными — равно как и обычаи с традициями.

Повторюсь: до тех пор пока мы не трогаем наши куль­турные корни, ничего страшного не произойдет. Но стоит нам создать отношения с человеком иной культуры и иных взглядов на роль мужчины и женщины, как мы столкнем­ся с принципиальными философскими различиями. И они положат начало совершенно новым историям.

Это сразу же бьет по здоровью, и напряжение, возник­шее вследствие культурно-философских противоречий, заявит о себе в виде аллергии, депрессии, пристрастий, посттравматического стрессового расстройства или об­щего ослабления иммунной системы. Создавшееся на­пряжение настраивает ум и тело друг против друга, исто­щая и то, и другое.

 

ОТНОШЕНИЯ «МАТЬ — РЕБЕНОК»