Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых в данном курсе

Аудитория –1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.

 

Аудитория зрительская – потенциальная или реальная аудитория реципиентов (получателей информации), воспринимающих или готовых воспринимать визуальную информацию (кино, телевидение и др. зрительные образы).

Аудитория потенциальная – категории людей, которые могут быть включены в определенные виды коммуникации. Потенциальная аудитория формируется на базе общих закономерностей, связанных с общечеловеческими потребностями, включая потребность в информации. И ситуативных, связанных с закономерностями, проявляющимися в связи с предложенными внешней средой услугами (прежде всего – информационными, познавательными).

 

Аудитория слушателей (слушатели) – потенциальная или реальная аудитория, принимающая или готовая принимать определенную информацию посредством слуха (радиоаудитория, участники митингов и др.).

Аудитория читательская (читатели) – потенциальная или реальная аудитория определенных печатных средств массовой информации (газет, журналов, пресс-релизов и др.).

 

Аудитория целевая –конкретная группа людей с определенными демографическими, географическими, психологическими, поведенческими и др. Характеристиками, отношениями, предпочтениями.

 

Валидность (лат. validus- сильный, крепкий) –обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации (валидность информации) – способность отражать фактическое состояние объекта.

 

Вторичная социализация – освоение социальных норм, исходя не из жизненного опыта, а из информации, представленной в телевизионных новостях с их собственными кодами, временем и пространством. Вторичной социализации могут подвергаться люди, не имеющие прочного опыта, минуя первичную социализацию.

 

Диагностика социальная – диагностика объектов, относящихся к социальной сфере (социальных общностей и институтов, социальных организаций, массовых социальных действий, движений, жизнедеятельности; отдельных индивидов во взаимодействии с социальной средой, условиями и образом жизни масс).

 

Диагностика социологическая –основанная на анализе противоречий в некоторых видах коммуникации. не нарушающих целостности коммуникативного акта.

 

Интерпретация (от лат. interpretatio) – истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.

 

Латентный – скрытое, внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления.

 

Лидеры мнений – люди, способные оказывать сильное влияние на установки или поведение других индивидов. Понятие впервые введено в оборот П. Лазарсфельдом как часть модели, в которой предполагалось, что потоки сообщения от источника по каналам средств массовой информации к лидерам мнения, передающим эти сообщения тем, кому они считают нужным. Лидеры мнений имеют доступ к внешним источникам информации, могут обеспечить контакты между группами людей и лидерами, достаточно доступны для их последователей, сами являются приверженцами норм, существующих в возглавляемых ими группах или сообществах.