PR и неформальные коммуникации

Слухи, их типы и типологии. Возникновение и циркуляция слухов. Трансформация слухов. Слухи в политике. Сплетни как инструмент PR. Анекдоты.

Помимо формализованных, институционализированных каналов и средств массовой коммуникации, весомой сферой политического PR являются неформальные коммуникации. Под неформальными (иногда называемыми «личными») понимаются внешне не направляемые, не управляемые и не контролируемые коммуникации между отдельными людь­ми и группами, возникающие и развивающиеся как бы стихий­но, самостоятельно. Не случайно неформальные массовые коммуникационные процессы в политической психологии всегда рассматривались в разряде «стихийного поведения». Только в последние десятилетия выяснилось, что они не на­столько стихийны, как было принято считать. Более того, они оказались в значительной степени управляемыми, на­правляемыми и контролируемыми. Выяснилось, что очень часто именно неформальные массовые коммуникацион­ные процессы являются наиболее эффективными каналами PR-воздействия. Хотя работа с ними наиболее сложна, тре­бует максимальных усилий и времени, она оказывается наи­более результативной. Именно поэтому лучшими примерами политического PR являются ситуации, когда через доступ­ные формализованные, институционализированные сред­ства массовой информации удавалось «запустить» действие механизма неформальных коммуникаций. Например, такое воздействие оказывают публикации в официальных средства массовой информации, связанные с распространением тар называемого компромата. В наиболее эффективных фор­мах они становятся «точкой отсчета» для возникновение слухов, порочащих или, напротив, возвеличивающих тоге или иного политика. Далее слухи и сплетни начинают фун­кционировать сами по себе, самостоятельно. Со временем «точка отсчета» забывается, тогда как компрометирующая информация еще долгое время продолжает самостоятельно функционировать но неформальным каналам. Среди достоинств, привлекающих практиков политического PR, выделим особую долговечность оказываемого через них воздействия, их практическую «бесплатность», а также относительную непо­датливость контракциям, предпринимаемым оппонентами.

В аналитической записке Фонда эффективной политики для штаба ельцинской президентской кампании 1996 года формулировалось жестко: «Средства массовой информации значимы только в той степени, в которой они поставляют содержание идеологемы и фактуру (поводы) для массового "трепа" — т.е. реальной политиче­ской дискуссии в низах, не прекращающейся в России ни на минуту. Политические инициативы и ситуации способны протранслироваться на низовой уровень (уровень массовых коммуникаций) в той степени, в какой они "драматургичны", "драматизи­рованы", то есть превратились в интересный и доступный человеку сюжет (анек­дот, сценарий, миф — все это разновидности общественно-политической драматур­гии)».

К неформальным коммуникационным процессам в рамках политического PR относят слухи и сплетни. Именно они и составляют основу так называемого массового разговора, который выделяется некоторыми исследователями как специфический феномен российской политической культуры. Это и есть та самая «кухонная политика» — обсуждение происходящих событий с друзьями, родствен­никами и товарищами по работе, основанное не на четких источниках политиче­ской информации, а на так называемом «агентстве АБС» («одна бабушка сказала»).