Роль чувств при исследовании отношений потребителей

До сих пор мы говорили исключительно о том, как с помощью познавательного компонента знаний можно изучать факторы, формирующие отношение потребителей. Однако отношения могут зависеть и от эмоциональной составляющей, т. е. от чувств, связанных с объектом отношения. Когда отношение хотя бы частично основано на чувствах, рассмотрение одного лишь познавательного компонента приведет к неполному пониманию влиятельных факторов.

Потребители испытывают чувства, которые воздействуют на отношение в самых разных ситуациях. Кроме того, некоторые виды потребления ценятся именно за их способность вызывать определенные чувства, будь то спокойствие, возникающее при звуках волн, ласкающих берег какого-нибудь тропического курорта, или невероятное возбуждение от прыжков с парашютом.

Чувства могут возникать даже при использовании товаров, относительно свободных от эмоций (например, пластиковых мешков для мусора). Если продукт не способен правильно выполнять свои функции, появляется чувство расстройства и сожаления.

Разработка средств измерения чувств опираются на том, чтобы потребители указывали то, насколько часто они испытывают положительные или отрицательные эмоции во время потребления продукта (Рис. 11.4.).

 

Рис.11.4. Принципиальная схема измерения чувств относительно объекта