Разрушение обмуровки и нагревание каркаса котла до красна.
Причинами разрушения обмуровки, сводов топки могут быть:
неудовлетворительный режим горения в топке, сосредоточение высоких температур вблизи незащищённых экранов участков обмуровки, работа с давлением в топке;
взрывы и хлопки в газоходах, пульсации факела;
неудовлетворительный ремонт обмуровки, укладка и подвеска щитов с обитыми кромками, углами, допущение повышенных размеров температурных швов или недостаточные их размеры, недостаточная просушка обмуровки после ремонта или чрезмерно быстрая растопка после ремонта и тому подобное;
неудовлетворительное качество обмуровочных материалов.
Персонал, обслуживающий котлоагрегат, обязан следить за состоянием обмуровки котла и газоходов котла, осматривая их через гляделки, лазы, проверяя на ощупь наружную температуру обмуровки и каркаса котла.
Контролировать присосы воздуха в топку и газоходы котла. Большие присосы указывают на трещины и не плотности в обмуровке.
Признаками повреждения обмуровки и сводов топки являются:
просветы при разрушении внутренней и внешней стороны обмуровки;
нагревание обшивки котла или каркаса котла (имеет место при наносе и обрушении внутренней части обмуровки котла).
Меры по предупреждению развития и ликвидации аварии с обмуровкой:
при незначительных разрушениях обмуровки, когда образовавшиеся просветы незначительны, допускается работа котла с принятием мер по защите каркаса котла от нагревания. Одновременно должна быть снижена нагрузка на котле, увеличено разряжение в топке. Тщательно контролировать состояние обмуровки и каркаса;
средством облегчения работы обмуровки является снижение температуры в топке путем увеличения избытка воздуха, что, однако, допустимо только при наличии достаточной тяги.
Действия персонала при разрушении обмуровки и разогрева каркаса котла до красна:
в случае повреждения обмуровки, угрожающем обвалом, или при нагревании каркаса котла до красна, котел должен быть немедленно остановлен;
доложить НС КТЦ-1 о необходимости немедленного останова котла;
с разрешения НСС произвести нормальный останов котла;
подпитать котел под верхнюю образующую;
следить за состоянием обмуровки, каркаса, температурой металла барабана производить нормальное расхолаживание котла.
Загорание сажи в хвостовой части газоходов и РВП.
Неполное сгорание топлива с сажеобразованием, помимо больших потерь с механическим недожогом, грозит отложением сухим, легко воспламеняющих продуктов неполного сгорания в газоходах котла.
Эти отложения при неудовлетворительной очистке поверхностей нагрева и газоходов смогут накопиться в значительном количестве и при соответствующих условиях воспламениться и надолго вывести из строя котлоагрегат или его отдельные элементы.
Для предупреждения загорания сажи в газоходах котла необходимо:
не допускать работу топки с химическим и механическим недожогом в следствии недостаточного избытка воздуха или неправильного его распределения;
не допускать установку форсунок с неудовлетворительным распыливанием мазута;
форсунки, у которых в процессе работы ухудшилось распыливание топлива, необходимо заменить;
не допускать затягивание факела в верхнюю часть топки;
вести процесс горения таким образом, чтобы обеспечить полное сгорание топлива, при минимально допустимом избытке топлива;
своевременно и тщательно производить очистку поверхностей нагрева и газоходов котла, обмывку РВП.
Загорание сажи, скопившейся в газоходах котла, может быть обнаружено по разности температур между уходящими газами и горячим воздухом.
При загорании топлива в газоходах котла немедленно:
погасить топку котла;
отключить котел закрытием главных паровых задвижек ПП-3, 4;
открыть продувку пароперегревателя;
остановить ДС и ДВ, плотно закрыть их направляющие (РВП остаются в работе);
вызвать пожарную команду по телефону 01, открыть воду на водотушение РВП, при пожаре в РВП (при этом открыть лазы на газовоздуховодах котла для слива воды);
поддерживать уровень в барабане котла в заданных пределах, подпитывая котел по мере необходимости;
внимательно следить за температурой газов в области РВП и ВЭ.
РВП останавливаются только после прекращения горения в газоходах и снижения температуры газов до 90 оС.
После прекращения горения и достаточного остывания обмуровки котла осмотреть газоходы и убедиться в отсутствии в них очагов горения.