Взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти со СМИ.

 

В любом государстве существуют законы, ограничивающие право публикации и доступа к информации. Нарушение их СМИ преследуется через суд.

 

Законы, ограничивающие право публикации. Общие для всех государств черты. Существенные ограничения на СМИ накладывает в англо-саксонских странах закон о клевете. В самом начале становления правовых норм клеветнические акции были разделены на две категории. Первая – акции, рассматриваемые в гражданском порядке по иску пострадавшей стороны. Вторая – акции уголовные, которые преследуются при участии гособвинителя. К клевете первого рода относятся заявления и публикации, наносящие ущерб личности или ее профессиональной репутации. А к клевете второго рода относятся заявления и публикации, касающиеся главным образом государственных деятелей, правительственных институтов, законов, а также оскорбляющие религию и мораль.

 

Гражданские. Значительные штрафы. Во многих штатах правда не рассматривается как полная защита от судебного преследования, если публикация была сделана по злобным мотивам. В других штатах наряду с правдивостью фактов требуется доказать, что публикация была сделана с оправданными целями или что поднятый в ней вопрос является предметом общественного интереса.

 

Еще в 1964 году в трех штатах рассматривалось 70 дел о клевете против СМИ. Иски предъявлялись на сумму $288 млн. СМИ борются с такими вещами. За период с 60-х годов ситуация улучшилась. СМИ ощущают самоцензуру с точки зрения того, чтобы их не привлекли к ответственности. С этой целью редакции многих СМИ держат в своих штатах юристов, которые проверяют материалы, нарушают ли те закон.

 

Клеветническими по своей сути, не требующими доказательств в причинении ущерба считаются такие заявления: мошенническая реклама, ограбление народа, скупщик голосов избирателей и т.д.

 

Закон о неуважении к суду. В Англии особая строгость. Органам информации запрещается комментировать судебные дела, пока по ним не вынесен приговор. При этом различными способами караются материалы, которые вышли до процесса и повлияли на суд. Отказ журналиста раскрыть источники своей информации – в Англии неуважение к суду. Запрещено фотографировать и вести прямые радиотелепередачи из зала суда.

 

Мнение журналистов об этом законе еще более негативное, чем о законе "о клевете". Здесь помимо штрафа может быть тюремное заключение. В основном запрещается комментировать, когда рассматриваются дела о коррупции и т.д.

 

30 января 1972 года в Ирландии произошло Оэсторское кровавое воскресенье, когда во время демонстрации за гражданские права было убито 13 участников. После первых сообщений об этом был создан трибунал по расследованию. Все комментарии этого дела были прекращены, потому что они все попадали под закон о неуважении к суду.

 

Есть группа законов, охраняющих устои общества. Сюда относятся законы об уголовно-наказуемой клевете. Когда шло становление правовых норм в Англии слово клевета не всегда принималось юристами в буквальном значении. За клевету принимаются и вполне правдивые заявления, которые имеют тенденцию нарушать мир в обществе. В США в 1917 был принят акт о шпионаже. В 1918 году как поправка – закон о мятеже. По этим законам преступниками объявлялись те люди, которые сознательно делали или передавали фальшивые репортажи с намерением помешать операциям или успехам военных сил США или содействовать успеху их противника. Нельзя было препятствовать вербовке, призыву в армию, неподчинению, выступать с антивоенными заявлениями. В 1950 году в США был принят акт о внутренней безопасности или закон Маккарена-Вуда.

В соответствии с этим законом, по сути, запрещалась деятельность компартии США. Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности возглавил Маккарти. Стали бороться против либеральных высказываний интеллигентов, отдельных писателей, актеров.

 

15 октября.

В Англии на страже устоев общества стоят законы об охраны гостайны. Принимались они четыре раза, последний раз в 1939 году. Положения этих законов касаются не только обороны, но и международных отношений, банковского дела, эффективности правительственной деятельности.

 

Во Франции подобного рода закон называется законом о государственной безопасности. Особенно активно действовал в 1958-1968 годы, когда шла война с Алжиром (боролся за свою независимость). За этот период 300 раз предъявлялось СМИ обвинение в оскорблении главы государства (генерал де Голль), более 150 раз назначались следствия в отношении газет в связи с публикациями об алжирских событиях.

 

Эти законы наряду с ограничением права публикации ограничивают и право получения информации. Кроме того, законодательство очень сурово преследует лиц, которые передают неугодную правительству информацию для опубликования. Парламентская власть иногда выпускает законы, которые работают на сам парламент – законы "О парламентских привилегиях". В соответствии с этими законами журналисты не допускаются на заседания парламента автоматически. Парламент может ограничивать присутствия журналистов на своих заседаниях.

 

Исполнительная власть. Она также может ограничивать право публикации и доступ к информации. В Англии существует комитет ВС и СМИ, работает он при Минобороны. Комитет заседает и периодически направляет по результатам своих заседаний в редакции т.н. де-уведомления, которые предписывают не публиковать определенную информацию. При этом предупреждается, что разглашение этой информации будет наказано по закону об охране гостайны. Затрагивают эти рассылки далеко не только вопросы безопасности. Это приводит к самоцензуре. В случае отказа может вводиться прямая цензура. Приобретает это полуофициальный характер.

 

Когда Америка готовила вторжение на Кубу. За несколько дней до этого в заливе Качинас один из корреспондентов вашингтонских узнал, что готовится вторжение. Он к руководителю бюро прилетел с такой информацией. Однако редактор решил, что нужно советоваться – и посоветовался с ЦРУ. Публикация не прошла, журналиста на несколько дней изолировали.

 

В случае прохода таких публикаций наказания: запрет на распространение изданий по почте, лишение льготных тарифов на пересылку, на перевоз бумаги и т.д.

 

Ограничение доступа к информации. Опросы показывают, что 13-25% опрошенных в США всегда имеют доступ к федеральной информации. Остальная информация выдается дозировано. 50% на местном уровне всегда имеют доступ к административной информации (Англия). Сильно ограничивается доступ к военной информации. В начале войны со Вьетнамом (1962 г) госдеп предложил не допускать журналистов к месту операции, если сообщения могут быть неблагоприятными. Мир узнал, что происходят бомбардировки населения от газеты "Унитар", корреспондент присутствовал на месте. Француженса Мадлен Реффо создала цикл репортажей, и ей поверили. Американцам пришлось это признать.

 

Газету "Дэйли Уоркер" во время второй мировой не приглашали на пресс-конференции. Им запрещалось иметь военных корреспондентов. Газета выходила так – сочувствующие давали информацию, в редакцию присылали письма.

 

Военным ведомствам предъявляют много претензий. Пентагон в начале 80-х годов ввел правило, по которому к освещению операций вооруженных сил допускались только специально отобранные группы репортеров (пулы). Впервые это было опробовано в 1989 году во время вторжения американских войск в Панаму. Журналисты работали в условиях совершенной секретности, давалась только та информация, которая приходила от военных.

 

Следующая операция – 1991 год – "буря в пустыне", когда возникает военный конфликт между Ираком и Кувейтом, и американцы выступают в поддержку Кувейта, загоняя иракцев обратно на свою территорию. На пул было подано 800 заявок, отобрали 112 человек. Крупнейшие ТВ-компании возмущались, но военные заявили, что делается это в интересах журналистов. После этого 83% американцев были удовлетворены освещением хода событий. Репортеры-представители 17 крупнейших органов СМИ США составили заявление с обращением к Пентагону, которое требовало обеспечить журналистам доступ к объективной информации.

 

Проведенный анализ свидетельствует о том, что государство старается влиять на СМИ.