Влияние качества управленческой деятельности на качество продукции компании

 

Качество продукции является результатом всей предыдущей работы,
проводимой в компании по совершенствованию ее деятельности. Это
касается, прежде всего, качества подготовки руководителей, качества
выполняемых функций и качества управленческих решений (рис. 2.7).
При этом происходит цепная реакция повышения качества (эффект по­
ложительной эмерджентности, переходящей в положительную синер­
гию), когда улучшение качества одной операции вызывает потребность
улучшения качества и сопутствующих ей операций (рис. 2.8). Слово
«операция» трактуется расширительно, применительно к производст­
венной, обслуживающей и управленческой деятельности,

Традиционно качество продукции многие руководители связывают с технологией ее производства и профессионализмом персонала — это самый простой и естественный путь повышения качества продукции, Однако он имеет и самый низкий потолок достижения качества.

В практике производственной деятельности выделяют три уровня управления качеством (УК).

Производственный, включающий совершенствование оборудования, материалов, квалификации персонала. По классификации Всеобщей системы управления качеством (Total quality management — TQM) — это хардвер (конструкция и оборудование) и хъюменвер (человеческие ре­сурсы) (рис. 2.9);


 

 

Рис. 2.9. Положение центра управления при первом уровне УК Технологический, предполагающий создание функциональных управ­ленческих структур для координации всей производственной деятель­ности компании по улучшению качества выпускаемой продукции. По классификации TQM — это софтвер (процедуры и процессы) (рис. 2.10);

Рис. 2.10. Положение центра управления при втором уровне УК




 


Управленческий, включающий формирование системы управле­ния качеством в высшем и среднем звене управления (рис. 2.11). Это новое направление в TQM, которое по аналогии можно назвать ме-неджвер (управленческие ресурсы). Этот уровень призван создать систему управления качеством в системе управления компанией.

Качество управленческих операций определяет в большей мере качест­во и производительность производственных и обслуживающих операций.

Управленческие и технологические структуры при первом уровне УК, несомненно, заинтересованы в улучшении качества продукции, но при­нимают лишь пассивное участие в процессе управления качеством про­дукции. Они находятся в тени этого процесса, полагая, что и без их уча­стия можно достичь необходимого качества.

Управленческие структуры при втором уровне УК подключают тех­нологические к управлению процессом совершенствования качества продукции. А сами принимают лишь пассивное участие в этом процес­се. Однако данный уровень не обеспечивает единой политики в облас­ти управления качеством между управленческой и технологической элитой компании.

Третий уровень основан на системном подходе. Он предполагает уп­равление качеством всей деятельности в компании. Управление этим процессом возлагается либо на первого руководителя компании, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Единый под­ход к формированию качества всей деятельности компании и характе­ризует системный подход. Данный уровень это перспектива развития компании. Кроме упомянутых ранее стандартов и нормативов, третий уровень частично поддерживается локальными стандартами на элемен­ты управленческой деятельности, разработанными в Государственном университете управления совместно с ассоциацией консультантов по экономике и управлению. В настоящее время третий уровень использу­ется при проведении внутреннего аудита компаний по инициативе его собственников.


Система управления качеством способствует тому, что каждый может проверить и оценить работу любого. Лишь 15 — 20 % проблем с качест­вом продукции возникают по вине непосредственных исполнителей, а 80—85 % — по вине управленческого персонала.

Среди 200 компаний в РФ (на 01.01.2000 г.), внедривших систему уп­равления качеством продукции и получивших сертификаты качества, — 54 компании фактически остановились на первом уровне УК, 146 — на втором уровне УК. На третий уровень не вышла ни одна компания.