Влияние качества управленческой деятельности на качество продукции компании
Качество продукции является результатом всей предыдущей работы,
проводимой в компании по совершенствованию ее деятельности. Это
касается, прежде всего, качества подготовки руководителей, качества
выполняемых функций и качества управленческих решений (рис. 2.7).
При этом происходит цепная реакция повышения качества (эффект по
ложительной эмерджентности, переходящей в положительную синер
гию), когда улучшение качества одной операции вызывает потребность
улучшения качества и сопутствующих ей операций (рис. 2.8). Слово
«операция» трактуется расширительно, применительно к производст
венной, обслуживающей и управленческой деятельности,
Традиционно качество продукции многие руководители связывают с технологией ее производства и профессионализмом персонала — это самый простой и естественный путь повышения качества продукции, Однако он имеет и самый низкий потолок достижения качества.
В практике производственной деятельности выделяют три уровня управления качеством (УК).
Производственный, включающий совершенствование оборудования, материалов, квалификации персонала. По классификации Всеобщей системы управления качеством (Total quality management — TQM) — это хардвер (конструкция и оборудование) и хъюменвер (человеческие ресурсы) (рис. 2.9);
Рис. 2.9. Положение центра управления при первом уровне УК Технологический, предполагающий создание функциональных управленческих структур для координации всей производственной деятельности компании по улучшению качества выпускаемой продукции. По классификации TQM — это софтвер (процедуры и процессы) (рис. 2.10);
Рис. 2.10. Положение центра управления при втором уровне УК
Управленческий, включающий формирование системы управления качеством в высшем и среднем звене управления (рис. 2.11). Это новое направление в TQM, которое по аналогии можно назвать ме-неджвер (управленческие ресурсы). Этот уровень призван создать систему управления качеством в системе управления компанией.
Качество управленческих операций определяет в большей мере качество и производительность производственных и обслуживающих операций.
Управленческие и технологические структуры при первом уровне УК, несомненно, заинтересованы в улучшении качества продукции, но принимают лишь пассивное участие в процессе управления качеством продукции. Они находятся в тени этого процесса, полагая, что и без их участия можно достичь необходимого качества.
Управленческие структуры при втором уровне УК подключают технологические к управлению процессом совершенствования качества продукции. А сами принимают лишь пассивное участие в этом процессе. Однако данный уровень не обеспечивает единой политики в области управления качеством между управленческой и технологической элитой компании.
Третий уровень основан на системном подходе. Он предполагает управление качеством всей деятельности в компании. Управление этим процессом возлагается либо на первого руководителя компании, либо на соответствующие службы вышестоящей организации. Единый подход к формированию качества всей деятельности компании и характеризует системный подход. Данный уровень — это перспектива развития компании. Кроме упомянутых ранее стандартов и нормативов, третий уровень частично поддерживается локальными стандартами на элементы управленческой деятельности, разработанными в Государственном университете управления совместно с ассоциацией консультантов по экономике и управлению. В настоящее время третий уровень используется при проведении внутреннего аудита компаний по инициативе его собственников.
Система управления качеством способствует тому, что каждый может проверить и оценить работу любого. Лишь 15 — 20 % проблем с качеством продукции возникают по вине непосредственных исполнителей, а 80—85 % — по вине управленческого персонала.
Среди 200 компаний в РФ (на 01.01.2000 г.), внедривших систему управления качеством продукции и получивших сертификаты качества, — 54 компании фактически остановились на первом уровне УК, 146 — на втором уровне УК. На третий уровень не вышла ни одна компания.