Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование
Поскольку рассматриваемый ряд динамики не имеет трендовой составляющей, экстраполяция сводится к расчету сезонных средних и их интервальной оценке. С учетом того, что ряд динамики содержит показатели за 2004-2005 гг., прогноз можно дать только на следующий 2006 год.
Квартальный прогноз рассчитываем с учетом индекса сезонности. Для этого необходимо прогнозную оценку умножить на соответствующую величину среднего индекса сезонности isjср:
хjпр = храсч*isjср.
Рассчитаем для каждого квартала, соответствующие прогнозные значения коммерческого грузооборота транспорта:
x2006-1=1112*0,979=1088,6 млрд. тонно-км. в квартал
x2006-2=1112*0,990=1100,9 млрд. тонно-км. в квартал
x2006-3=1112*0,998=1109,8 млрд. тонно-км. в квартал
x2006-4=1112*1,033=1148,7 млрд. тонно-км. в квартал
Сведем полученные точечные прогнозы и фактические значения показателя «Коммерческий грузооборот транспорта» по кварталам 2006 года в таблицу 9.
Т а б л и ц а 9
Наименование показателя | Кварталы 2006 год | Фактические значения | Прогнозные значения |
Коммерческий грузооборот транспорта, млрд. тонно-км. | I | 1088,6 | |
II | 1100,9 | ||
III | 1109,8 | ||
IV | 1148,7 |
Помимо точечных прогнозных оценок, находим нижние и верхние доверительные границы, в которых с 95%-ной доверительной вероятностью будут находиться фактические значения коммерческого грузооборота транспорта.
Найдем коэффициент вариации и среднее квадратическое отклонение (СКО) показателя.
Коэффициент вариации V(x) (относительная числовая характеристика изменчивости изучаемого показателя)
V(x) = V(is);
V(x) = 100%×(СКО / храсч);
СКО(х) = V(x)∙xрасч /100%,
где xрасч – среднеквартальный грузооборот транспорта за весь период.
СКО(х) = 0,067∙1112/100 = 0,75 млрд. тонно-км.
Для нахождения 95% доверительных границ воспользуемся правилом «двух сигм», согласно которому
95% ВДГ(х) = xjпр + 2∙СКО(х);
95% НДГ(х) = xjпр – 2∙СКО(х),
где xjпр – прогнозные квартальные значения коммерческого грузооборота транспорта.
Этот прогноз верен при предположении, что принятая нами модель не изменится и в дальнейшем.
Полученные результаты сводим в таблицу 10.
Т а б л и ц а 10