Краткий очерк политической истории ислама
Итак, в 632 г., после смерти пророка Мухаммеда, духовным и светским главой мусульман стал назначенный им халифом (араб. - “преемником”) его тесть Абу-Бекр, а после гибели последнего власть захватил сподвижник пророка (однако уже не родственник), а выходец из рода Омейя – Омар. Возглавляемое им политическое объединение стало именоваться арабским халифатом. Объединив под своим началом арабские племена, Омар начал завоевательные походы. Арабы захватили земли Византии и Персии, в 640 г. Сирию и Палестину, в 642 г. – Египет, в VIII в. – Северную Африку, Пиренейский полуостров, Закавказье и Среднюю Азию. На этом их военный потенциал был исчерпан: они потерпели ряд чувствительных поражений и стали закрепляться на завоёванных землях.
Дальнейшее распространение ислама происходило с помощью странствующих проповедников и купцов, они принесли веру в Аллаха в Центральную Африку, Индию, Малайзию, Поволжье. Тактика везде была сходная: прежде всего обратить в ислам правящую верхушку и уже с её помощью влиять на местное население. К существующей на данной территории вере мусульмане относились терпимо, однако облагали верующих повышенным налогом, заставляли носить особую одежду, запрещали занимать государственные должности.
Как уже было сказано в 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз поднимали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой потомок Мухаммеда – Хусейн. В начале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Мухаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад.
В IX в. начинается распад халифата на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье.
В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Арабского халифата.
Однако у халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.
Дело в том, что в середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья складывается мощное племенное объединение тюрок, начинает формироваться государственность. В VIII в., поддавшись на пропаганду арабских проповедников, они принимают ислам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку правовую основу государственности у них составлял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.
В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную угрозу всему христианскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ислама по всему миру. Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России. Во всех завоёванных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям предлагался ультиматум: “ислам или полное уничтожение”. Действия турок-османов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).
В ХIХ в. архаическое политическое устройство Османской империи, отразилось на её экономике, и она пришла в состояние полного упадка, чем не преминули воспользоваться европейцы, быстро установив абсолютный контроль над её экономикой и политикой.
Это положение не устраивала молодых турецких политиков, понимавших, что без избавления от прямого вмешательства религии в политику перспективы развития у государства нет. В начале ХХ в. в Турции происходит революция, во главе которой встаёт молодой, честолюбивый политик Кемаль, прозванный Ататюрком (отцом турок). В результате революции Турция стала светским государством. Политическое, а затем и экономическое развитие значительно ускорились.