Краткий очерк политической истории ислама

Итак, в 632 г., после смерти пророка Мухаммеда, духовным и светским гла­вой мусульман стал назначенный им халифом (араб. - “преемником”) его тесть Абу-Бекр, а после гибели последнего власть захватил сподвижник пророка (од­нако уже не родственник), а выходец из рода Омейя – Омар. Возглавляемое им политическое объединение стало именоваться арабским халифатом. Объединив под своим началом арабские племена, Омар начал завое­вательные походы. Арабы захватили земли Византии и Персии, в 640 г. Сирию и Пале­стину, в 642 г. – Еги­пет, в VIII в. – Северную Африку, Пиренейский полуостров, Закавка­зье и Сред­нюю Азию. На этом их военный потенциал был исчерпан: они потерпели ряд чувствительных поражений и стали закрепляться на завоёванных землях.

Дальнейшее распространение ислама происходило с помощью странствую­щих про­повед­ников и купцов, они принесли веру в Аллаха в Центральную Аф­рику, Индию, Ма­лайзию, Поволжье. Тактика везде была сходная: прежде всего обратить в ислам правящую вер­хушку и уже с её помощью влиять на местное на­селение. К существующей на данной тер­ритории вере мусульмане относились терпимо, однако облагали верующих повышен­ным налогом, заставляли носить особую одежду, запрещали занимать государственные долж­ности.

Как уже было сказано в 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз подни­мали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой по­томок Мухаммеда – Хусейн. В на­чале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Му­хаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад.

В IX в. начинается распад халифата на независимые государства: Египет, Ту­нис, Ал­жир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье.

В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Араб­ского халифата.

Однако у халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформиро­валась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.

Дело в том, что в середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья склады­вается мощное племенное объединение тюрок, начинает формироваться государствен­ность. В VIII в., поддавшись на пропаганду арабских проповедников, они принимают ис­лам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку пра­вовую основу государственности у них состав­лял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.

В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную уг­розу всему христи­анскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ис­лама по всему миру. Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России. Во всех завоёван­ных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям пред­лагался ультиматум: “ислам или полное уничтожение”. Действия турок-ос­манов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).

В ХIХ в. архаическое политическое устройство Османской империи, отрази­лось на её экономике, и она пришла в состояние полного упадка, чем не преми­нули воспользоваться европейцы, быстро установив абсолютный контроль над её экономикой и политикой.

Это положение не устраивала молодых турецких политиков, понимавших, что без из­бав­ления от прямого вмешательства религии в политику перспективы развития у государ­ства нет. В начале ХХ в. в Турции происходит революция, во главе которой встаёт моло­дой, честолюбивый политик Кемаль, прозванный Ата­тюрком (отцом турок). В результате ре­волюции Турция стала светским государ­ством. Политическое, а затем и экономическое развитие значительно ускорились.