Православие.
Формирование православия происходило в IV – VIII вв., организационная самостоятельность была оформлена в ходе раскола 1054 г.
Православие сложилось в восточной части бывшей Римской империи – Византии. Для Византии этой эпохи были характерны замедленные темпы развития феодальных отношений, что наложило отпечаток на религиозную жизнь, в которой закрепляется на многие века верность традиционным формам вероучения и обрядности, неприятие, а иногда и гневное отторжение всех инноваций и нетрадиционных течений. Такая традиционность и ортодоксальность – важные отличительные признаки православия. (Само слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия».) Главные социальные особенности православия тоже сформировались под воздействием социально – политической атмосферы Византии того времени: это подчиненность церковных иерархов сильной императорской власти и децентрализация церковного управления.
На основе четырех равнозначных религиозных центров – Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима – в Византии образовались четыре самостоятельных православных церкви, возглавляемых патриархами. К началу 1990-х годов число таких церквей достигло 19. Из них 15 церквей имеют статус автокефальных (административно самостоятельных) - (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская), 4 – автономных (последняя по времени автономизации – Украинская православная церковь, получившая этот статус в 1990 г.) Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей.
Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.