Православие.

Формирование православия происходило в IV – VIII вв., организационная самостоятельность была оформлена в ходе раскола 1054 г.

Православие сложилось в восточной части бывшей Римской империи – Ви­зантии. Для Византии этой эпохи были характерны замедленные темпы развития феодальных отношений, что наложило отпечаток на религиозную жизнь, в кото­рой закрепляется на многие века верность традиционным формам вероучения и обрядности, неприятие, а иногда и гневное отторжение всех инноваций и нетра­диционных течений. Такая традиционность и ортодоксальность – важные от­личительные признаки православия. (Само слово «православие» является перево­дом, калькой греческого слова «ортодоксия».) Главные социальные особенности православия тоже сформировались под воздействием социально – политической атмосферы Византии того времени: это подчиненность церковных иерархов силь­ной императорской власти и децентрализация церковного управления.

На основе четырех равнозначных религиозных центров – Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима – в Византии образовались четыре само­стоятельных православных церкви, возглавляемых патриархами. К началу 1990-х годов число таких церквей достигло 19. Из них 15 церквей имеют статус автоке­фальных (административно самостоятельных) - (Константинопольская, Александ­рийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская), 4 – автономных (последняя по вре­мени автономизации – Украинская православная церковь, получившая этот статус в 1990 г.) Пределы самостоятельности автономных церквей определяются согла­шением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. Константинопольский пат­риарх считается вселенским, но ему не предоставлено право вмешиваться в дея­тельность других православных церквей.

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, канони­ческая деятельность.