XII. Дидактические методы

 

Из многообразия дидактических методов рассмотрим лишь некоторые. Предлагаемая классификация методов сделана на основании выполняемых ими функций в катехетическом обучении. Разумеется, как и все методы, разработанные в общей дидактике, их можно использовать в процессе обучения всем школьным предметам. Их приспособление для целей катехизации обогащает воспитательно-дидактическое воздействие катехизатора и в некотором смысле оказывается сохранением верности человеку. На встречах необходимо обращаться к знаниям участников занятий, полученным в школе и вне ее, а также к методам, с которыми они познакомились, изучая другие школьные дисциплины.

 

1. Методы, повышающие заинтересованность

 

Заинтересованность участников катехизации ведет к более глубоким размышлениям и помогает лично пережить присутствие Божие. По всей вероятности, без нее невозможно эффективно передавать слово Божие. Методы, повышающие заинтересованность, побуждают их к поиску самостоятельных решений и позволяют лично включиться в некоторые проблемы.

 

РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ. Этот метод заключается в демонстрации различных фотографий или иллюстраций с изображениями людей, событий, пейзажей и т.д. Каждый участник занятия выбирает одну фотографию, которая у него сразу ассоциируется с выбранной темой. Затем все по очереди или в небольших группах обосновывают свой выбор иллюстрации или фотографии.

 

МЕДИТАЦИЯ ПЕРЕД КАРТИНОЙ. Участники группы некоторое время в тишине или под спокойную музыку рассматривают картину. Они обращают внимание на краски, тона, сюжет, размышляют над возможной идеей картины. Затем можно поделиться своими впечатлениями (это можно сделать и в форме молитвы).

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД МЕТАФОРОЙ. Метод похож на предыдущий, но предмет медитации - выбранная или придуманная участниками метафора.

 

Примеры метафор: "Радость - это бурный поток горного ручья", "Для меня Слово Божие - это дом, храм и крепость", "Прощение Бога - это теплый, непромокаемый плащ, защищающий от холодного дождя".

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ, или "звезда ассоциаций" заключается в выписывании или перечислении возникающих ассоциаций со словами и понятиями. Использование этого метода помогает определить, что участники встречи уже знают на данную тему, и учесть это при ее проведении.

 

Пример: напиши, какие ассоциации вызывает у тебя слова "любовь".

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ выполняет такую же функцию, как и предыдущий метод.

 

Пример: закончи предложение: "Когда я иду на Святую Мессу, то…"

 

"ЗВЕЗДА АССОЦИАЦИЙ" В КОМАНДЕ. В группах из четырех человек участники заполняют лист бумаги. В центре написано слово, над которым необходимо размышлять. Каждый пишет в углах листа одно предложение, связанное с данным словом, затем лист поворачивают, чтобы можно было добавить к высказываниям коллег свои мысли.

 

КРУГОВАЯ ДИАГРАММА. В нарисованной от руки окружности участники отображают в виде диаграммы время, которое они посвятили какому-нибудь занятию (например, молитве, чтению Священного Писания) в течение определенного срока (например, месяца, недели и дня).

 

ОПРОС-ИССЛЕДОВАНИЕ. Этот метод заключается в собирании высказываний различных лиц на определенную тему. Участники могут собрать высказывания в своем кругу перед встречей или записать во время занятий собственные размышления.

 

"МОЗГОВОЙ ШТУРМ" (иначе - "биржа идей") заключается в поиске возможно большего числа ответов на поставленный вопрос. Речь идет о перечислении всех идей, которые приходят в голову участникам встречи, при этом не проводится предварительный отбор. На начальном этапе необходимо сосредоточиться на количестве решений, а не на их качестве. Метод "мозгового штурма" можно использовать в различных вариантах: для всего класса, в небольших группах, индивидуально.

 

Для всей группы метод используется только во время первой части катехетической встречи. Идеи записываются на доске до тех пор, пока хватает места. Затем начинается отбор идей. В первую очередь вычеркиваются идеи, которые повторяются или предлагают одни и те же или равнозначные действия. Затем исключается то, что не связано с темой. Наконец, выбираются самые важные идеи, и определяется их очередность. Недостаток этого варианта метода - быстрота действий: участники быстро находят идеи и также быстро их стирают, часто отказываясь от ценных предложений. Эта проблема решена во втором варианте данного метода.

 

В небольших командах участники записывают на листке все идеи. Листок можно по очереди передавать участникам. Затем идеи всех групп обобщаются, некоторые выбираются для совместного обсуждения, но это не значит, что от остальных отказываются. Если сбор идей начать во время третьей части занятий, а в начале следующей встречи разделить их на группы, есть возможность добавить новые идеи. Таким образом, две встречи будут объединены. На первой встрече с помощью метода "мозгового штурма" можно побудить участников к поиску самостоятельных решений, которые могут стать ответом Богу. На второй встрече использование результатов работы носит проблемный характер: ведутся поиски наиболее приемлемых решений, которые можно осуществить.

 

МЕТОД СИТУАЦИИ - один из методов, повышающий заинтересованность участников занятия. Он относится к дидактическим играм, отличительная особенность которых - развлекательно-образовательный характер. Метод ситуации заключается в прослушивании вымышленного, хотя и правдоподобного, рассказа экзистенциального характера и его обсуждении по трем пунктам: 1) анализ позиций персонажей рассказа и собственная оценка; 2) совет персонажу, попавшему в сложное положение (должна быть четко сформулирована проблема); 3) идентификация с данным персонажем - что бы в данной ситуации сделал я? (реалии рассказа заменяются реалиями собственной жизни).

 

МЕТОД СИМУЛЯЦИИ похож на метод ситуации, однако, он основан на анализе реальных проблем. Предложенные решения можно сравнить с тем, что произошло на самом деле. При использовании этого метода за основу берутся реальные факты.

 

Атмосфера первой части встречи создается благодаря постановке проблемы, поиску различных решений, идентификации с персонажами, которые попадают в различные ситуации. Формулируются вопросы, на которые будет найден ответ Бога, заключенный в формальных источниках катехизации: в Библии, Предании и Литургии. Передавать учение Бога помогают методы, посвященные структуре дидактического содержания.

"ПАУТИНА". Этот метод позволяет наглядно показать роль каждого человека в общине. Участники становятся в круг. Катехизатор берет клубок шерсти и, держа конец нити, бросает клубок одному из участников; тот бросает его другому, держа свою часть нити. Необходимо, чтобы клубок двигался в разных направлениях. Когда все держат нить, можно поднять руки вверх, чтобы увидеть, как она всех связывает. Если несколько человек выпустят нить, то все увидят, как легко разорвать эту связь.

МЕТОД СОБЫТИЙ. Как и в двух предыдущих методах участники анализируют случаи, взятые из жизни. Ведущий дает очень мало информации, лишь сообщает о проблеме. Сначала все готовят вопросы, которые дадут им возможность собрать необходимую информацию для анализа ситуации. Катехизатор дает краткие ответы (в основном, "да" или "нет").

 

2. Методы, служащие передаче содержания

 

В процессе осуществления дидактической цели катехизатор исполняет пророческую миссию. Беря на себя труд проповеди спасительного учения Бога, он задает себе вопрос: как точно передать превечное Слово Божие? В общей дидактике разработаны методы, позволяющие передавать информацию в определенном порядке в виде системы в зависимости от задуманной цели. К ним относятся различные виды "живой" лекции, беседы, а также менее известные методы антитезы, двойной антитезы или "пример - неправильный пример".

 

ОПИСАНИЕ - это характеристика свойств определенных предметов, то есть того, что относительно постоянно. В катехизации этот метод используется в младших группах. Описание используется, например, при знакомстве с интерьером храма, церковной утварью и литургическими облачениями.

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ - показ участникам занятия предметов или их моделей и описание их основных свойств. Этот наглядный метод имеет большую дидактическую ценность. Обычно демонстрацию объединяют с описанием, так как наблюдатель не всегда способен отличить основные особенности от менее существенных и случайных.

 

ПОКАЗ фильма или слайдов нуждается в комментарии катехизатора. Чтобы этот метод был эффективным, нельзя ограничиваться звуковой дорожкой фильма или надписями. Рекомендуется, чтобы катехизатор прерывал показ, дополняя фильм своим комментариями, и давал возможность всем высказаться или задать вопросы.

ЭКСКУРСИЯ относится к наглядным методам. Это связующее звено между словесной информацией о действительности и ее эмпирическим познанием. На катехетической экскурсии можно познакомиться с жизнью прихода, с людьми, которые в нем работают, с интерьером храма, с различными церковными структурами. В отличие от демонстрации или показа, экскурсия не нуждается в подробном комментарии ведущего. В первую очередь необходимо "прочувствовать" определенную действительность, а не отслеживать ее основные особенности.

 

МЕТОД "ЖИВОЙ" ЛЕКЦИИ можно использовать только в старших группах. Лекция должна основываться на многогранном воздействии на катехизируемых (использование аудио- и наглядных пособий) и занимать не слишком много времени. Вместе с методом беседы или работой в небольших группах она может занимать всю вторую часть встречи (20-25 минут). Схемы лекций отличаются в зависимости от композиции или уровня подготовки слушателя и выступающего. Следует помнить о том, что определенная схема подходит не для всех тем. Некоторые из них, например, линейная и концентрическая схемы взаимно исключают друг друга. Во время лекции можно использовать и две схемы. Отправной точкой будет линейная схема, которую позже можно будет заменить на концентрическую, если контекст лекции позволит это сделать. В связи с обобщающим характером спиральной схемы ее можно использовать как вместо линейной, так и концентрической схемы.

 

Линейная схема основана на взаимосвязи отдельных элементов содержания и их постепенной передаче. Каждый элемент ведет за собой следующий, они обладают общими свойствами. Их можно обсуждать только в определенном порядке.

 

Концентрическую схему можно использовать для таких тем, в которых порядок работы над отдельными вопросами произволен, причем необходимо помнить, что все элементы составляют единое целое, то есть содержание основной темы.

 

В случае обсуждения относительно большой темы используется спиральная схема, хорошо подходящая для обобщений. Обсуждение темы начинается с предварительного анализа главной проблемы, затем обсуждается первый элемент, чтобы снова соотнести его с основной темой. Катехизатор обсуждает очередные составные элементы, постоянно возвращаясь при этом к основной теме.

 

Наиболее трудна для восприятия лекция с линейной схемой, так как она требует постоянного усиленного внимания слушателей. Непонимание одного из элементов нарушает логическую структуру всего содержания. Преподавателю также сложно читать такую лекцию, так как он должен обсуждать отдельные элементы в определенной последовательности. Легка для восприятия и чтения лекция с концентрической схемой, так как отдельные элементы не имеют тесных связей. Лекцию со спиральной схемой легко слушать, но наиболее трудно подготовить и прочитать в связи с постоянными ссылками и возвратами к основной теме и обсуждением в этом контексте отдельных элементов.

 

ДИАЛОГИ СОКРАТА - это диалог на определенную тему, который ведет катехизатор. С помощью этого метода можно вводить новый материал, закреплять старый, а также пытаться изменить критерии нравственной оценки. В принципе, данный метод предназначен для младших групп, но опытный катехизатор может использовать его и в старших группах. Чем младше возраст, тем больше следует задавать закрытых вопросов (например: кто? что?), но нельзя ограничиваться только ими. Необходимы также "открытые" вопросы (например: как? почему?) - они побуждают детей к размышлениям и собственным открытиям. В случае "закрытых" вопросов нельзя подсказывать ответ, например, произносить незаконченное предложение, чтобы дети назвали недостающее слово, или использовать уточняющие вопросы (с частицей "ли"). Такая форма беседы недопустима.

 

Диалог, цель которого - введение нового материала, проводится во второй части занятия. Он следует "от известного к неизвестному" и "от старого к новому". При подготовке диалога необходимо найти отправные точки и продумать логические связи. Опасность этого метода кроется в том, что после получения правильного ответа от одного из участников ведущий переходит к следующим вопросам, воспринимая всю группу как один субъект (невозможно проверить, действительно ли каждый понял вопрос и смог бы правильно ответить).

Чаще всего диалог используется для закрепления пройденного, для проверки знаний участников занятий. Иногда таким образом делаются неправильные попытки ввести новый материал. Обычно дидактическая цель расписана на отдельные вопросы, и если участники встречи должны сами сказать все, что касается нового материала, то дидактическая цель указана неверно.

 

АНТИТЕЗА заключается в замене проблемы на противоположную и поиске ее решения. Этот метод используется тогда, когда все участники дают стереотипные ответы на поставленный вопрос. Например, трудно найти оригинальные ответы на вопрос: почему мы должны быть святыми? Однако, если заменить проблему на противоположную и спросить: "почему мы должны стать грешниками?", появляется новый взгляд на первый вопрос (который нас интересует), а ответы перестают быть банальными.

 

ДВОЙНАЯ АНТИТЕЗА - это двойное использование метода антитезы. Пример основного вопроса: почему мы должны ходить на воскресную Мессу? Первая антитеза: как можно использовать свободное время, освободившиеся из-за отказа присутствовать на Святой Мессе? Вторая антитеза: что мы все-таки теряем?

 

"ПРИМЕР - НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПРИМЕР" используется для изучения точных терминов. К таким понятиям относятся: таинство, Священное Писание, Папа и др. Сначала дается правильный пример данного понятия, а затем неправильный. Рассказывая о таинствах, катехизатор перечисляет в качестве примера отдельные таинства, а затем, в качестве неправильного примера, называет катехетическую встречу, пасхальную освященную пищу - т.е. понятия, которые к таинствам отношения не имеют. Этот метод может использоваться только в старших группах, так как для детей младшего школьного возраста может оказаться слишком сложным. Он не подходит для общих понятий, таких как спасение или милосердие, для которых не существует единого определения.

 

Данный метод может носить более широкий характер, что можно показать в виде таблицы:

 

Понятие Определение Пример Неправильный пример Ключевые понятия
таинство установленный Иисусом Христом видимый знак, передающий дар Бога покаяние, миропомазание, крещение, брак и т.д. катехетическая встреча, освящение пищи 1) Христос 2) знак 3) дар Божий
библейское вдохновение особое действие Св. Духа, благодаря которому книги Священного Писания могут считаться Словом Божиим Ис, Откр, Мф молитвенник, катехизис, апокрифы 1) Святой Дух 2) только Священное Писание

 

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

 

· Поиск необходимой информации. Этот метод заключается в поиске ответов на вопросы во время чтения. Участники встречи приучаются находить необходимую информацию, пользоваться источниками, комментариями к Библии, энциклопедиями, словарями, учебниками и научными работами.

 

· 2. Составление конспекта прочитанного фрагмента. Этот метод учит обобщать и отделять важную информацию от второстепенной.

 

· 3. Использование дополнительной литературы. Это основной метод для развития интереса к определенной сфере.

 

МЕТОД ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ может охватывать довольно широкий спектр действий, в которых преобладает использование теоретических знаний на практике. Он включает осознание значения данного навыка, определение порядка действий, образцовое выполнение задания катехизатором, первые самостоятельные попытки выполнения заданий участников группы под постоянным контролем катехизатора, а также совершенствование данного навыка до тех пор, пока они не научатся выполнять это задание самостоятельно, правильно и четко. В катехизации этот метод используется для обучения умению пользоваться Священным Писанием, другими дидактическими пособиями, а также при совершенствовании навыков литургических служений (например, чтения, пения, прислуживания во время Святой Мессы).

 

Иногда к практическим методам относят артистические и конструкционно-практические занятия.

 

3. Методы, служащие формированию установок и убеждений

 

Сложно найти какие-то особые методы воздействия на установки и убеждения людей. Речь идет о методах, которые способствуют формированию убеждений, мотиваций и т.д. К ним относятся диалоги Сократа, дискуссия и метод самостоятельного контролируемого обучения.

 

ИМПРЕССИОНЫЕ МЕТОДЫ заключаются в проведении мероприятий, воздействующих на эстетические чувства участников. К ним можно отнести организацию показа (иллюстраций, картин, слайдов) с музыкальным сопровождением, а также подготовку медитаций со звуковым и видеорядом (иллюстрации, картины, слайды). Катехизатор должен позаботиться о том, чтобы техническое качество пособий было безупречным.

 

ЭКСПРЕССИОННЫЕ МЕТОДЫ заключаются в том, чтобы предоставить участникам возможность выразить свои чувства в различных доступных формах: танце, инсценировке, драме, пении, рисунке, живописи и других видах художественного творчества.

 

ДИАЛОГИ СОКРАТА, которые должны влиять на выбор ценностей, заключаются в обсуждении конкретной жизненной позиции. При использовании данного метода обобщаются выводы, указываются противоречия и отрицательные стороны выбранной позиции, а также приводится другая, альтернативная позиция, лишенная указанных недостатков. Чтобы убедить собеседников, демонстрируется ее превосходство.

 

Данная форма беседы не нарушает структуры встречи. Ей можно отвести все время занятия, при этом во второй части встречи будет обсуждаться альтернативная позиция - предложенный образ жизни, к которому нас призывает Христос.

 

ДИСКУССИЯ - это метод, предназначенный для старших групп. В дискуссии участвуют все, даже те пассивные зрители, которые обычно только прислушиваются к репликам. В школе данный метод связан с гуманитарными предметами. Его цель- расширение и углубление знаний на какую-либо тему. На встречах дискуссия может касаться определения общих понятий: любовь, справедливость, милосердие. С помощью примеров из жизни необходимо раскрыть общие формулировки, привязав их к конкретной ситуации. В дискуссии можно искать аргументы для обоснования своих высказываний, убеждений, использовать свои знания и опыт.

 

Дискуссия:

 

ü - тренирует грамотное мышление, и умение четко формулировать свои мысли и высказывать их;

 

ü - учит, как правильно относиться к людям, придерживающимся иной позиции;

 

ü - вырабатывает умение оценивать и анализировать предлагаемые аргументы.

 

Дискуссия служит также формированию нравственной позиции. Последний вид дискуссии напоминает диалоги Сократа - с той разницей, что в дискуссии человек объективно представляет свои убеждения и позволяет собеседнику остаться при своей точке зрения. Нельзя навязывать свои взгляды, следует попытаться убедить в них других.

 

Ведущий должен открыть дискуссию, то есть изложить проблему, попросить ее прокомментировать и выразить свое отношение к ней. Затем он предоставляет слово участникам, повторяя их высказывания, чтобы убедиться, что их поняли правильно. Ведущий направляет дискуссию в нужное русло, подводя предварительные итоги и задавая вопросы. В конце он подводит итоги. Необязательно, чтобы именно катехизатор вел дискуссию, однако он должен выразить свое отношение к ее итогам.

 

Виды дискуссий:

 

· Обычная дискуссия. Обсуждается одна проблема, затем ее альтернатива.

· 2. Сложная дискуссия. Состоит из трех фаз:

 

ü - постановка основных проблем, которые необходимо решить;

 

ü - разделение на небольшие группы и обсуждение отдельных вопросов;

 

ü - представление отдельными группами своих решений проблемы и подведение итогов.

 

· 3. Публичная дискуссия. Дискуссия нескольких специалистов, придерживающихся противоположных взглядов (или заранее выбранных и подготовленных участников) перед широкой аудиторией, которая вначале только прислушивается, а затем включается в дискуссию.

 

· 4. Круглый стол. Неформальный, свободный обмен мнениями. В начале обычно задается общий вопрос: "Что вы об этом думаете?" Как и в обычной дискуссии, противоположные мнения не рассматриваются.

 

· 5. Дискуссия-семинар. Участники его готовятся к теме, заранее изучают литературу и самостоятельно пишут доклады и рефераты.

 

МЕТОД, ПОВЫШАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (управляемого самообразования) можно использовать при активном участии детей старших групп. Он заключается в определении темы, над которой они будут работать, уточнении, каким образом они покажут свои достижения, перечислении пособий, из которых они будут черпать информацию (это могут быть книги, аудио- и наглядные пособия, интервью, дискуссии), установлении порядка отдельных действий в ходе работы и назначении реальных сроков исполнения.

 

Важно, чтобы дети могли сами ставить перед собой задачи. Это условие эффективности данного метода, цель которого - не только выполнение поставленной задачи, но и определение участниками занятий своих собственных сил и возможностей, планирование и внесение изменений в отдельные этапы работы. Образцы таблиц и примеры помещены ниже.

 

Образец таблицы (А)

Что ты будешь изучать? Как ты покажешь то, чему научился?
     

 

 

Образец таблицы (Б)

 

Отдельные этапы   обучения Контрольные задания Сроки
     
       
     
     

 

 

Примеры таблиц

 

Таблица (А1)

Что ты будешь изучать? Как ты покажешь то, чему научился?
познакомлюсь с небольшими группами, действующими в приходе сделаю информационный стенд: кто? (кто они?), что? (чем занимаются?), когда? (проходят их встречи?)

 

 

Таблица (Б1)

 

Отдельные этапы обучения Контрольные задания Сроки
просмотреть объявления о приходской жизни проверить у настоятеля сентябрь
участвовать во встречах данных групп побеседовать с участниками встреч до конца календарного года
подготовить проект информационного стенда показать катехизатору январь
сделать стенд показать коллегам свою работу и вывесить стенд на доске с приходскими объявлениями до конца января

 

 

Таблица (А2)

Что ты будешь изучать? Как ты покажешь то, чему научился?
познакомлюсь с историческими книгами Ветхого Завета сделаю график, на котором в хронологическом порядке покажу основные события из истории Израиля, представленные в исторических книгах Ветхого Завета, с указанием, в каких книгах и в каких главах о них говорится

 

 

Таблица (Б2)

Отдельные этапы обучения Контрольные задания Сроки
определить, какие книги я должен прочитать согласовать с катехизатором сентябрь
выяснить, какие исторические события упоминаются чаще всего проверить в работах, посвященных истории Израиля до конца календарного года
подготовить черновик графика показать катехизатору январь
нарисовать график показать коллегам свою работу и вывесить график в комнате для занятий с группой до конца января