Пример социометрической карточки

 

№ п/п Тип Критерий Выборы
            п
Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? п
        б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? п
Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? п
        б) Кого бы вы не хотели пригла­сить на встречу Нового года? п

 

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена гра­фа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждо­го критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, гра­фический и индексологический.

Любой способ обработки начинается с построения простейшей социоматрицы. В первую очередь заполняются таблицы результатов в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали подписываются с соответствующими номерами фамилии всех членов группы, которая подвергается социомет­рическому опросу. По горизонтали - только их номер. На соот­ветствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый опрашиваемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого опрашиваемый не из­бирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обво­дится в таблице (независимо от очередности выбора). После того как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выбо­ров). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). Эта общая алгебраическая сумма баллов для каждого опрашиваемого и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает весьма на­глядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть по­строены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу по­лученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Нa основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта).

Социограмма - графический способ изображения структуры межличностных отношений в малой социальной группе. Социо­грамма - это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а их выборы - стрелками. Если при ответе на вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводит­ся стрелка от точки А к точке Б. Таким образом, социограмма представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее фор­мального анализа может быть использована теория графов.

Существует множество разновидностей социограмм.

Концентрическая социограмма или «мишень»: члены группы располагаютсяв пределах круга, в соответствии с их социометри­ческим статусом. Это означает, что чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка.

Локаграмма: члены группы размещаются на чертеже, пред­ставляющем их реальное расположение в помещении (за партами в школе, на рабочих местах в цеху, офисе и т. п.).

Взвешенная социограмма строится в тех случаях, когда тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств. Тогда интенсивность социометрического выбора может быть отображена стрелкой различной толщины, цвета и т. п.

Социограмма группировок: чем выше интенсивность межлич­ностных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы.

Наглядность социограммы существенно повышается, когда удается выделить социометрические подструктуры (подгруппа, лидер и т. д.). Можно также изображать членов группы не точ­ками, а различными геометрическими значками (квадратиками, треугольниками, кружками) в зависимости от их пола, должности и т. п. Можно совмещать социограммы, построенные по разным вопросам (критериям) на одном графе, используя различные цвета для каждого вопроса.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремя­щихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометричес­ких измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более.

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые харак­теризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характе­ристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

- индекс социометрического статуса i-члена;

- индекс эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интен­сивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбира­емый, j - он же выбирающий, ij - совмещение ролей.

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

- индекс эмоциональной экспансивности, который показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы);

- индекс психологической взаимности («сплоченности группы»), который показывает уровень положительных взаимных связей в группе.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности комплексно-комбинированных методов исследования?

2. В каких случаях используется метод функционально-стоимостного анализа?

3. Почему параметрический метод является одним из наиболее объективных?

4. В чем основные цели и каковы этапы (алгоритм) системного анализа?

5. Назовите основные преимущества эмпирических методов исследования.

6. Какова роль и значение теоретических методов в ИСУ?

7. Что такое моделирование?

8. Какие виды сетевых моделей вы знаете?

9. В чем сущность и какова область применения экспертных метов?

return false">ссылка скрыта

10. В каких случаях используются методы SWOT-анализа и «дерева целей»?

11. Назовите основные направления использования социологических методов исследования.

12. Чем отличается метод анкетирования от метода интервьюирования?

Основная литература

1. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.

5. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

7. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001.

8. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

9. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник/А.Н.Фомичев,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Дополнительная литература

10. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.

11.Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.

12. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

14. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Машиностроение, 1993.

15. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.

16. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979

17. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998

18. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973.

19. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969

20. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992

21. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

22. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

23. Словарь-справочник менеджера./Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996.

24. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 1997.

25. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

26. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. - М.: ИНФРА, 1998

27. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

28. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

29. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

30. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995