Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?

 

Реформация стала первым решительным выс­туплением поднимавшейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Через пре­образование христианской религии, изменение со­знания и мироощущения человека она дала мощ­ный толчок развитию новых, капиталистических отношений.

Изменения, происходившие в недрах позднефеодального общества — рост городов, развитие товарно-денежных отношений, торговых связей и коммуникаций, становление городской культуры и появление свободных от феодальной зависимос­ти сословий, — все это подрывало основы феода­лизма.

Необходимость развития производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а по­требность в свободном от внешнего принуждения труде порождает новые представления о челове­ке, его свободе и достоинстве. Интегральным вы­ражением этих общественных потребностей ста­новится идеология гуманизма эпохи Возрождения как «первая форма буржуазного просвещения» (Ф. Энгельс).

Однако созданная на ее основе культура но­сила элитарный характер, была достоянием узко­го круга образованных горожан и не могла ока­зать действенного влияния на массовое сознание, чтобы способствовать победе нового общественного строя. Ведь духовную жизнь огромного боль­шинства люден того времени определяла религия.

Однако господствующая римско-католическая церковь, несмотря на ее тысячелетний опыт ду­ховного попечительства, авторитет в глазах масс верующих и силу светской власти, находящейся у нее в подчинении, была в принципе неспособна выразить в религиозной, доступной народу форме культуры исторические потребности прогрессив­ного развития. Ибо она сама была крупнейшим феодалом, погрязшим в борьбе за власть и богат­ство, в неприличной для истинного христианина роскоши и постоянном стремлении к наживе. Пе­режив эпоху высшего светского владычества, цер­ковь не смогла устоять перед таким опасным ис­кушением, как безграничная светская власть, что закономерно привело ее к внутреннему перерож­дению и нравственному разложению.

Именно внутреннее разложение католической церкви под воздействием развращающего влия­ния безраздельной власти и могущества сделало ее абсолютно неспособной возглавить прогрессив­ные преобразования и породило внутри нее самой мощный нравственный протест. Он выражал ши­рокие общественные настроения, но для своей дей­ственности нуждался в энергичном религиозном выражении, чем и стала Реформация.

Именно порожденные протестантской Рефор­мацией ценностные установки и принципы мироу­стройства и организации жизни оказались чрез­вычайно созвучны «духу капитализма» и явились важнейшим фактором становления современной западной цивилизации и культуры.

Протестантизм обрушился на претензии ка­толической церкви опосредовать связь человека с Богом, в результате чего она фактически монопо­лизировала волю и милость Божью, сделав их ис­точником наживы для себя и постоянного сата­нинского искушения для верующих, — например, торгуя индульгенциями (грамотами об отпущении грехов) и освобождая человека от необходимости внутреннего покаяния и очищения.

Протестантизм отверг саму скомпрометировав­шую себя церковную иерархию во главе с Папой как «антихристово установление», искушающее и провоцирующее человека на плохие поступки, ко­торые легко искупить внешним благочестием, уча­стием в церковных таинствах и обрядах или, как поступают самые закоренелые грешники, покуп­кой отпущения грехов. Церковь по сути дела ук­рала у бедного человека Бога и занялась спеку­лятивной продажей его милости — Бог «труждающихся и обремененных» превратился здесь в Бога богатых и самодовольных!

Вместо сложной иерархии, системы культов и обрядов, протестантизм настаивает на необходи­мости одной только личной веры, непосредственно связывающей человека с Богом, и собственного усилия, направленного на воплощение в мирских делах божественного промысла. Центральное ме­сто занимает положение «асе от Бога» и спасение одной только личной верой и божественной благо­датью. Ибо если бы было иначе, если бы спасение не было бы только благодатью божьей и его мож­но было заслужить, это порождало бы самоуспо­коенность и самодовольство, влекло человека к гордыне и отвращало от покаяния.

По сути дела протестантизм выдвинул новую нравственную установку для человека, сопроводив ее религиозным обоснованием, — жить с по­стоянной готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные человеку свыше и стремясь лишь к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере. Всегда сохранять в душе образ Божий, не сломиться и не упасть ду­хом, а делать свое дело методично и хорошо воп­реки всяким неблагоприятным обстоятельствам не для того, чтобы разбогатеть или преуспеть, а преж­де всего потому, что это угодно Богу.

Ну, а если такое дело, без особой надежды на удачу, свободное от корыстных мотивов и лишь укрепляющее веру и возвышающее душу челове­ка, вдруг оказывается действительно успешным — это является здесь явным знаком божественно­го благоволения и возможности спасения!

Систематический упорный труд, выполнение долга в рамках своей мирской профессии — выс­шая задача человека, и возможное материальное благополучие не является здесь целью, не должно служить для развлечений и разгульной жизни, а дает лишь чувство удовлетворения от собственно­го избранничества, выступает знаком собственной угодности Богу.

Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога, даже если сословие его низко, а должность еле приметна.

Тот же, кто трудится нерадиво, — чернь в гла­зах Творца, кем бы он ни был! Подлинная христи­анская вера трактуется тут как бескорыстное ус­тремление к добру посредством усердного и тща­тельного выполнения своей обычной мирской ра­боты, составляющих одну из взаимопригодных служб устроенного Богом миропорядка. При этом успешность человеческих занятий сама по себе безразлична для спасения, но поскольку отлично выполненная работа свидетельствует об упорстве и добросовестности работника, а стало быть, и прочности его веры, успешный результат может рассматриваться как внешняя примета спасения.

Этим протестантская Реформация заложила духовные основы нового типа работника и культу­ры труда, основанных на истовом, добросовестном исполнении работы как высшего долга, без кото­рых оказывается невозможным никакое высоко­эффективное производство.

Новое понимание религии как непосредствен­ной связи человека с Богом, сильнейший удар по оплоту феодализма — католической церкви, огра­ничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, утверждение свободы совести как неотчуждаемого достояния личности, защита нрав­ственной ценности труда и освящение деловой предприимчивости, выработка особой нравствен­ной мотивации трудовой деятельности, — все это составляет важнейший вклад Реформации в ста­новление раннебуржуазной культуры. Не провоз­глашая никакого социально-политического идеа­ла, не требуя переделки общества, не совершая никаких научных открытий или достижений в об­ласти художественного творчества. Реформация из­менила сознание человека, открыла ему новые ду­ховные горизонты.

Реформация способствовала процессу появле­ния человека буржуазного общества — автоном­ного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих сужде­ниях и поступках.

И уже через этого человека она оказала силь­нейшее воздействие на развитие современной за­падной цивилизации и культуры со всеми их дос­тижениями — эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим пра­вовым государством, цивилизованным образом жизни и духовной культурой.