Что такое древнегреческий «полис»?

 

Полис (греч. polis) — город. Своеобразие гре­ческой экономической, политической и обществен­ной жизни отчетливо выражено в переводе данно­го термина на русский язык: город-государство. Древнегреческий город имел свои законы и госу­дарственные органы и пользовался полной само­стоятельностью во взаимоотношениях с такими же городами-государствами. Территория каждого го­рода (первоначально это было сельское поселение) включала в себя близлежащие сельские угодья (поля, пастбища, рощи и виноградники), а корен­ные жители города были, по преимуществу, соб­ственниками этих угодий. Город, будучи не про­сто местом поселения крестьян, ведущих свое хо­зяйство, а оборонительным центром, как бы при­тягивал к себе близлежащие местности, посколь­ку брал их под свою защиту. В результате в Гре­ции города-государства создавались на основании объединения окружающих его сельских поселений, сипойкизма (объединения) мелких племен. При этом полис не выходил за пределы легко обозри­мой территории, а число его жителей оставалось весьма ограниченным. Это связано с особенностя­ми местности: горы в Греции отделяли одну зем­ледельческую местность, в которой господствовал один полис, от другой. С этим же связана изоли­рованность и автаркия (самостоятельность) гре­ческих полисов, которые лишь временно вступали в различные военно-политические союзы, предпо­читая полную самостоятельность. Лишь угроза персидского ига заставила греков объединиться на короткий период.

Политическое развитие греческих полисов про­ходило по-разному. Но основное содержание его состояло в переходе от племенного быта к граж­данскому; полис формировался как гражданская община, т.е. прежние поселяне, объединенные прежде родственными связями и подчинявшиеся родовой знати, объединялись по гражданскому принципу, признавая над собой лишь верховен­ство закона, но не человека. Это стало возмож­ным в условиях кодификации права и замены «фемистей» (божественных установлении, передавае­мых басилеям от богов) на «номой» — правовые становления, принятые людьми на договорной ос­нове, в соответствии с нормами Дике — божествен­ной справедливости. Подобный правовой перево­рот стал возможен лишь в условиях сформировав­шегося личностного сознания. К этому времени греки обладали глубоким чувством собственного достоинства, восприятием собственности как про­должения личности, что и подготовило, в конеч­ном счете, почву для формирования полиса.