Что такое древнегреческий «полис»?
Полис (греч. polis) — город. Своеобразие греческой экономической, политической и общественной жизни отчетливо выражено в переводе данного термина на русский язык: город-государство. Древнегреческий город имел свои законы и государственные органы и пользовался полной самостоятельностью во взаимоотношениях с такими же городами-государствами. Территория каждого города (первоначально это было сельское поселение) включала в себя близлежащие сельские угодья (поля, пастбища, рощи и виноградники), а коренные жители города были, по преимуществу, собственниками этих угодий. Город, будучи не просто местом поселения крестьян, ведущих свое хозяйство, а оборонительным центром, как бы притягивал к себе близлежащие местности, поскольку брал их под свою защиту. В результате в Греции города-государства создавались на основании объединения окружающих его сельских поселений, сипойкизма (объединения) мелких племен. При этом полис не выходил за пределы легко обозримой территории, а число его жителей оставалось весьма ограниченным. Это связано с особенностями местности: горы в Греции отделяли одну земледельческую местность, в которой господствовал один полис, от другой. С этим же связана изолированность и автаркия (самостоятельность) греческих полисов, которые лишь временно вступали в различные военно-политические союзы, предпочитая полную самостоятельность. Лишь угроза персидского ига заставила греков объединиться на короткий период.
Политическое развитие греческих полисов проходило по-разному. Но основное содержание его состояло в переходе от племенного быта к гражданскому; полис формировался как гражданская община, т.е. прежние поселяне, объединенные прежде родственными связями и подчинявшиеся родовой знати, объединялись по гражданскому принципу, признавая над собой лишь верховенство закона, но не человека. Это стало возможным в условиях кодификации права и замены «фемистей» (божественных установлении, передаваемых басилеям от богов) на «номой» — правовые становления, принятые людьми на договорной основе, в соответствии с нормами Дике — божественной справедливости. Подобный правовой переворот стал возможен лишь в условиях сформировавшегося личностного сознания. К этому времени греки обладали глубоким чувством собственного достоинства, восприятием собственности как продолжения личности, что и подготовило, в конечном счете, почву для формирования полиса.