В чем проявляется зависимость между особенностями культуры и конфликтности в обществе?
Истоки культурной самобытности находятся в далеком прошлом, в истории этногенеза. Каждый народ живет своей жизнью и всегда стремится сохранить основы социальной самобытности, что нередко находит выражение в таком явлении как этноцентризм.
Этноцентризм как явление исторической реальности был осмыслен достаточно давно. О нем говорил Л. Гумплович, основательно исследовал американский социолог У. Саммер. Последний, представляя древнее общество в виде небольших групп, проживающих на обширной территории, отмечал, что «члены даже самых малых и наиболее примитивных обществ уже склонны, как показали наблюдения, проводить резкое различие между собой и другими», причем к тем, «кто к своим не принадлежит, относятся с подозрением и презрением».
Действительно, каждая этническая группа фиксирует свои отличительные черты, общаясь с представителями других национальных образований, но само общение от этого не всегда принимает вид враждебности или агрессивности поведения по отношению к представителям другого этноса. Этнографические исследования представляют многочисленные данные более сложного наполнения конкретного самосознания этнических групп. Содержание этого самосознания, как правило, отражает характер реальных взаимоотношений, исторически сложившихся в общении между этническими группами. Наряду с враждебностью, здесь часто встречаются отношения дружественности, покровительства и т.д. , что и находит, в конечном счете, отражение в особенностях культуры национальных чувств.
Зависимость между особенностями культуры и конфликтности в обществе проявляется и в национальных чертах восприятия, отношения к конфликту и поведения в конфликтных ситуациях. Так, в нашей истории великое множество примеров бегства от конфликтов не только отдельных лиц, но и целых групп населения, притесняемых духовно или экономически. Уклонением от конфликта, растворением конфликтной ситуации в бескрайних просторах России разрешались многие социальные и политические проблемы, которые в иных, например, европейских условиях приводили к качественным преобразованиям в общественном строе. Нужно время, чтобы русский человек по-настоящему, без оглядки, на полную силу вступил в конфликт. Закаленное в терпении русское общество спокойно переносит такие испытания, которые вывели бы из равновесия граждан любой европейской страны. Однако выведенное из терпения русское общество не скоро возвращается в рамки прежнего состояния. Русский бунт — стихия слабо управляемая и плохо прогнозируемая.
У русского народа исторически еще не сформировалось традиций устойчивого пребывания в состоянии конфликта, порождающего отношение к нему как к социальной норме. В Европе и в других странах, где история приучила людей к пребыванию в состоянии перманентного конфликта, у населения сформировались устойчивые особенности индивидуализма как реакции на необходимость сохранить себя в постоянном поле конфликтного напряжения. В отличие от них, русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, которые и по сей день питают идеи соборности, мессианства, особой роли и предназначения России к спасительному объединению всех пародов во имя всеобщего мира.