Должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


54. Надзорные инстанции хозяйственного суда.

Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


55. Право на подачу жалобы в порядке надзора.

Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, а также если причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.


56. Основания возвращения жалобы в порядке надзора.

Статья 305. Возвращение жалобы в порядке надзора

Вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Жалоба в порядке надзора возвращается, если:

не соблюдены требования, предъявляемые настоящим Кодексом к форме и содержанию жалобы в порядке надзора;

жалоба в порядке надзора подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении, за исключением случаев, указанных в части второй статьи 300 настоящего Кодекса, в том числе при необходимости защиты государственных интересов;

до принятия жалобы в порядке надзора к рассмотрению от лица, подавшего жалобу, поступило заявление о ее возвращении;

жалоба в порядке надзора подана минуя кассационную инстанцию хозяйственного суда без уважительных причин.

Если жалоба в порядке надзора подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на ее подачу решается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, такая жалоба может быть вновь подана лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в порядке, установленном настоящим Кодексом.


57. Основания приостановления исполнения судебного постановления.

Исполнение судебного постановления может быть приостановлено по ходатайству лица, подавшего жалобу в порядке надзора, при условии, если это лицо обосновало невозможность поворота его исполнения или предоставило другой стороне по делу встречное обеспечение возможных убытков путем внесения на соответствующий счет хозяйственного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного постановления.

Вопрос о приостановлении исполнения судебного постановления решается должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.

По результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении исполнения судебного постановления выносится постановление.

Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора.

Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление.

Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления хозяйственного суда первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций.


58. Порядок рассмотрения жалобы в порядке надзора.

Жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела.

Должностные лица, указанные в статье 301 настоящего Кодекса, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии поводов и оснований, предусмотренных настоящей статьей.

Поводами к истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в статье 303 настоящего Кодекса, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям. Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.

Решение об истребовании дела излагается в письменной форме и направляется в хозяйственный суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который должен не позднее пяти дней со дня его получения направить истребуемое дело в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь или Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста принимается, если из жалобы в порядке надзора и представленных документов видно, что доводы, изложенные в ней, не могут повлечь отмену судебного постановления, либо по неуважительным причинам пропущен срок подачи жалобы в порядке надзора, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба (протест).

Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается в письменной форме, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.

Если в результате истребования дела должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, после проверки дела в порядке надзора не найдет оснований для принесения протеста, принимается решение об отказе в принесении протеста, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.

В ответе на жалобу в порядке надзора должны быть указаны:

имя должностного лица, принявшего решение;

время и место принятия решения;

дело, по которому принято решение;

имя (наименование) лица, подавшего жалобу;

основание, по которому отказано в истребовании дела и принесении протеста;

разъяснение лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, права на обжалование принятого по ней решения.

В случае отказа в принесении протеста в порядке надзора жалоба в порядке надзора и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в хозяйственном суде надзорной инстанции или Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.


59. Основания принесения протеста в порядке надзора.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 314 настоящего Кодекса, должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, приносит такой протест и направляет его вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок принесения протеста исчисляется с даты вступления в силу этого судебного постановления.

Срок для принесения протеста в порядке надзора восстанавливается, если жалоба была подана с соблюдением установленного срока ее подачи, но решение по ней не было принято. Восстановление срока для принесения протеста в порядке надзора должно быть в протесте оговорено.

Если протест приносится в связи с жалобой в порядке надзора, поданной с нарушением срока, установленного частью второй статьи 300 настоящего Кодекса, либо без обжалования судебного постановления в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, в нем должны быть приведены мотивы, по которым признается, что это произошло по уважительным причинам.

Копия протеста в порядке надзора направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня принесения протеста в хозяйственный суд надзорной инстанции.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе до начала рассмотрения дела отозвать протест с обоснованием причин его отзыва. При этом лица, участвующие в деле, извещаются об отзыве протеста в порядке надзора.


60. Основания оставления протеста в порядке надзора без рассмотрения.

Хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке надзора без рассмотрения, если:

протест принесен без поводов, предусмотренных статьей 308 настоящего Кодекса, и (или) к нему не приложены соответственно жалоба, представление или ходатайство;

протест принесен по истечении срока, установленного частью второй статьи 309 настоящего Кодекса, и в нем не оговорено о восстановлении срока для принесения протеста в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 309 настоящего Кодекса;

протест не отвечает требованиям, установленным статьей 310 настоящего Кодекса.

Оставление протеста в порядке надзора без рассмотрения по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, не препятствует после устранения выявленных нарушений повторному принесению протеста.


61. Полномочия хозяйственного суда надзорной инстанции.

Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:

оставить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест - без удовлетворения;

отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;

отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

оставить в силе одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;

изменить либо отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или) процессуального права, но все обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимыми доказательствами.


62. Порядок принятия постановления хозяйственного суда надзорной инстанции.

Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым, если на его заседании присутствовало более половины членов Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих. Председательствующий в заседании голосует последним.

Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым, если на его заседании присутствовало семьдесят пять процентов членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих. Председательствующий в заседании голосует последним.

При равенстве голосов хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке надзора без удовлетворения, а судебное постановление - без изменения.

Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции подписывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и соответственно секретарем Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и не позднее десяти дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.


63. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (общие положения).

Статья 320. Возбуждение производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции.

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается заявителем (должностным лицом).

Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются.

В заявлении (представлении) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

наименование хозяйственного суда, в который подается заявление (представление);

обоснованная просьба о возбуждении производства о возобновлении дела;

судебное постановление, подлежащее отмене, и основания для его отмены;

доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств, и момент их открытия;

доказательства, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления (представления) о возобновлении дела и приложенных к нему документов;

полное имя (наименование) лица, подающего заявление (представление), а также дата его подачи.

О возбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственный суд выносит определение.

При подаче заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам по истечении срока, предусмотренного частью третьей настоящей статьи для его подачи, и при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока, а также при непредставлении доказательств, подтверждающих направление лицам, участвующим в деле, копий такого заявления (представления), это заявление (представление) возвращается лицу, его подавшему (внесшему).

О возвращении заявления (представления) выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 321. Исчисление сроков для подачи заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Сроки для подачи заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам исчисляются:

в случае, предусмотренном абзацем вторым части второй статьи 319 настоящего Кодекса, - со дня, когда заявителю стало известно вновь открывшееся обстоятельство;

в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым части второй статьи 319 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу приговора суда;

в случаях, предусмотренных абзацами пятым и шестым части второй статьи 319 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу нового судебного постановления или постановления иного органа, по содержанию противоположного соответствующему акту, на основании которого было принято пересматриваемое судебное постановление;

в случае, предусмотренном абзацем седьмым части второй статьи 319 настоящего Кодекса, - с момента принятия решения Конституционным Судом Республики Беларусь.

Статья 323. Рассмотрение заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается в судебном заседании в срок не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд. Заявитель, должностное лицо, внесшее представление, и другие лица, участвующие в деле, извещаются хозяйственным судом о времени и месте проведения судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления (представления).

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается по правилам, установленным настоящим Кодексом, в том числе с учетом правил, установленных для рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей главой, а также с учетом сущности производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.


64. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 319. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основаниями для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;

установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;

установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с этим делом;

отмена судебного постановления хозяйственного суда или другого суда либо постановления иного органа, послуживших основанием для принятия этого судебного постановления, и принятие соответствующего постановления, противоположного по содержанию соответствующему акту (в целом или его части), на основании которого было принято судебное постановление по этому делу;

признание вступившим в законную силу судебным постановлением хозяйственного суда или общего суда недействительной сделки, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;

признание Конституционным Судом Республики Беларусь законодательных актов, примененных хозяйственным судом в деле, не соответствующими в целом или их части Конституции Республики Беларусь либо не соответствующими в целом или их части нормативным правовым актам большей юридической силы.


65. Хозяйственные суды, рассматривающие заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 322. Хозяйственные суды, рассматривающие заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции рассматривается хозяйственным судом, принявшим это постановление, при условии, что хозяйственные суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций не вносили в него изменений.

Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебных постановлений хозяйственных судов апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций, которыми изменено или принято новое судебное постановление, рассматривается хозяйственным судом той инстанции, в которой изменено или принято новое судебное постановление.


66. Полномочия хозяйственного суда при рассмотрении заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 324. Полномочия хозяйственного суда при рассмотрении заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Хозяйственный суд после рассмотрения заявления (представления) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам вправе:

удовлетворить заявление (представление), отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам;

отказать в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

При отмене судебных постановлений, ранее принятых по делу, и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственный суд принимает решение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

После принятия решения об отмене судебных постановлений, ранее принятых по делу, и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам это дело рассматривается в том же хозяйственном суде в порядке, установленном настоящим Кодексом.


67. Понятие исполнительного производства, его задачи и основания для исполнения.

Исполнительным производством по хозяйственным (экономическим) спорам является стадия судопроизводства в хозяйственном суде, представляющая собой применение хозяйственным судом по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом, мер, направленных на восстановление, в том числе принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере хозяйственной (экономической) деятельности.

Задачей исполнительного производства является своевременное и полное исполнение хозяйственным судом судебного постановления или иного акта в целях восстановления нарушенных прав лица, заявившего на это требование.

Основанием для исполнения является предъявление в хозяйственный суд исполнительного документа для его исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.


68. Компетенция хозяйственных судов в исполнительном производстве.

Хозяйственные суды обеспечивают исполнение судебных постановлений, а в случаях, предусмотренных законодательством, - актов иных органов и должностных лиц.

Хозяйственные суды восстанавливают сроки для предъявления судебного приказа к исполнению, осуществляют поворот исполнения, разрешают заявления сторон, в том числе об изменении способа и порядка исполнения, жалобы сторон на действия судебного исполнителя, а также решают иные вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства.


69. Претензионный порядок урегулирования споров.

В отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства, до обращения в хозяйственный суд с иском установлен обязательный претензионный порядок (ст. 10 ГК, приложение к ХПК).

Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному медиатору).

Обязательный претензионный либо иной досудебный порядок, установленный законодательством или договором, распространяется в том числе и на споры с участием иностранных лиц, если из договора следует, что применимым правом является законодательство Республики Беларусь.

Лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором.
2. В претензии указываются:
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
дата предъявления претензии;
обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
перечень документов, прилагаемых к претензии.
3. К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них.
4. Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
5. При рассмотрении претензии стороны при необходимости сверяют расчеты, проводят экспертизу или совершают другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.
6. Получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
7. При частичном или полном отклонении претензии к ответу прилагаются копии документов, обосновывающие отклонение претензии.
8. Неполучение ответа на претензию в установленный пунктом 6 настоящего Приложения срок не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд с иском в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.


70. Третейские суды.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2011 г. № 301-З

О третейских судах

Настоящим Законом определяются порядок создания (образования) и деятельности третейских судов (за исключением международных арбитражных (третейских) судов), требования, предъявляемые к третейскому соглашению, порядок третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также регулируются иные вопросы, связанные с деятельностью этих судов.

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие третейского суда

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о третейском суде

Законодательство Республики Беларусь о третейском суде основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Постоянно действующий третейский суд

Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица.

Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут образовывать третейские суды.

Для создания и деятельности постоянно действующего третейского суда учредители (один из учредителей по соглашению между ними) в случае, когда постоянно действующий третейский суд создается в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо в случае, когда постоянно действующий третейский суд создается в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица, должны утвердить регламент постоянно действующего третейского суда, которым определяются порядок его деятельности, правила третейского разбирательства, список третейских судей, содержащий сведения о третейских судьях (дата рождения, образование, специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, круг вопросов, в сфере которых специализируется третейский судья).

Регламент постоянно действующего третейского суда должен соответствовать типовому регламенту постоянно действующего третейского суда, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве некоммерческой организации, действует на основании утвержденного его учредителями устава, который должен содержать помимо сведений, установленных законодательными актами Республики Беларусь, сведения о структуре и компетенции органов управления постоянно действующего третейского суда, порядке образования и использования его имущества.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, действует на основании положения, утвержденного руководителем юридического лица.

Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве некоммерческих организаций, подлежат государственной регистрации. Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, подлежат постановке на учет. Решения постоянно действующего третейского суда, не зарегистрированного или не поставленного на учет в порядке, установленном настоящим Законом, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.

Статья 4. Третейский суд для разрешения конкретного спора

Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется сторонами третейского соглашения и прекращает свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору.

Порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора определяется третейским соглашением с учетом положений настоящего Закона.

Статья 5. Принципы деятельности третейского суда

Деятельность третейского суда основывается на принципах:

законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь;

независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;

состязательности и равенства сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;

автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;

конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;

соблюдения права сторон на юридическую помощь;

содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;

обязательности для сторон решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;

окончательности принятых третейским судом решений, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;

возмездности деятельности третейских судей, означающей, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. Деятельность третейских судей не является предпринимательской.

Статья 6. Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда

Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Постановка на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, осуществляется главным управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета по месту нахождения юридического лица (далее – соответствующее главное управление юстиции).

Для государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

заявление о государственной регистрации, подписанное учредителями (одним из учредителей по соглашению между ними);

устав постоянно действующего третейского суда в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

регламент постоянно действующего третейского суда;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

соглашение учредителей постоянно действующего третейского суда, предусматривающее право подписи заявления о государственной регистрации одним из них.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в месячный срок со дня их внесения в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, подписанное учредителями (одним из учредителей по соглашению между ними);

изменения и (или) дополнения, внесенные в устав постоянно действующего третейского суда, в двух экземплярах, оформленные в виде приложения к уставу постоянно действующего третейского суда либо его новой редакции, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf);

оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования постоянно действующего третейского суда;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

соглашение учредителей постоянно действующего третейского суда, предусматривающее право подписи заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, одним из них.

Для постановки на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, в соответствующее главное управление юстиции представляются:

заявление о постановке на учет, подписанное руководителем юридического лица;

положение о постоянно действующем третейском суде;

регламент постоянно действующего третейского суда;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции принимают одно из следующих решений:

о государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда;

об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда.

Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, осуществляются в десятидневный срок со дня подачи в Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции надлежащим образом оформленных документов, указанных в частях второй–четвертой настоящей статьи. Зарегистрированному или поставленному на учет постоянно действующему третейскому суду выдается свидетельство о государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, форма которого утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, могут быть приостановлены на срок до одного месяца в случае наличия устранимых недостатков в оформлении документов, представленных для государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда. При устранении в течение установленного срока нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, рассмотрение представленных документов осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Решения об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, принимаются в случае:

несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Беларусь;

нарушения установленного порядка создания постоянно действующего третейского суда.

Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции в пятидневный срок со дня принятия решения о приостановлении государственной регистрации или постановки на учет постоянно действующего третейского суда либо об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда в письменной форме сообщают о принятом решении соответственно учредителям (учредителю) постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, руководителю юридического лица, в котором создан постоянно действующий третейский суд в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица.

Решения Министерства юстиции Республики Беларусь, соответствующего главного управления юстиции об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, могут быть обжалованы в месячный срок со дня их получения соответственно в Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд.

Запись о государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, вносится в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством юстиции Республики Беларусь в день принятия решения о государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, ведется в журналах учета постоянно действующих третейских судов по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 7. Ликвидация (прекращение деятельности) постоянно действующего третейского суда

Ликвидация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется по решению учредителей или уполномоченного уставом органа управления постоянно действующего третейского суда либо суда, входящего в судебную систему Республики Беларусь (далее – суд), в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь.

При ликвидации постоянно действующего третейского суда по решению учредителей или органа управления постоянно действующего третейского суда в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

решение о ликвидации.

На основании документов, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи, Министерство юстиции Республики Беларусь:

в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов вносит сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что постоянно действующий третейский суд находится в процессе ликвидации;

не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление о начале процедуры ликвидации постоянно действующего третейского суда налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению). Указанные органы (организации) представляют в Министерство юстиции Республики Беларусь документы, предусмотренные абзацем третьим части пятой настоящей статьи, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь:

печати постоянно действующего третейского суда либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный учредителями или органом управления постоянно действующего третейского суда, принявшими решение о ликвидации;

оригиналы устава постоянно действующего третейского суда и свидетельства о его государственной регистрации или заявление об их утрате с приложением сведений о публикации объявлений об их утрате;

копию публикации в печатном средстве массовой информации о ликвидации постоянно действующего третейского суда, порядке и сроках заявления требований его кредиторами.

Министерство юстиции Республики Беларусь вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него постоянно действующего третейского суда при наличии в совокупности следующих условий:

ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи;

органами (организациями), указанными в абзаце третьем части третьей настоящей статьи, не представлены справки о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления Министерством юстиции Республики Беларусь уведомления о начале процедуры ликвидации постоянно действующего третейского суда прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности и информация об отсутствии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов постоянно действующего третейского суда, в том числе по личному составу.

При наличии у постоянно действующего третейского суда непогашенной задолженности, обязательств перед органами (организациями), указанными в абзаце третьем части третьей настоящей статьи, а также при несдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, исключение постоянно действующего третейского суда из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления документов, подтверждающих погашение такой задолженности и выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.

Ликвидация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, прекращает свою деятельность по решению руководителя юридического лица, в котором постоянно действующий третейский суд был создан в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица.

Юридическое лицо, в котором постоянно действующий третейский суд был создан в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица, при прекращении деятельности такого суда в месячный срок направляет в соответствующее главное управление юстиции заявление о снятии с учета постоянно действующего третейского суда с приложением копии решения о прекращении его деятельности. На основании указанных документов соответствующим главным управлением юстиции в журналах учета постоянно действующих третейских судов производится запись о снятии с учета постоянно действующего третейского суда.

Статья 8. Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов

Сведения о третейских судьях, а также постоянно действующих третейских судах подлежат включению в Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов (далее – Реестр третейских судов), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Порядок ведения Реестра третейских судов определяется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Реестр третейских судов формируется на основании сведений Министерства юстиции Республики Беларусь о государственной регистрации, ликвидации постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, письменной информации соответствующих главных управлений юстиции о постановке на учет, снятии с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, письменных уведомлений постоянно действующих третейских судов об изменении сведений о третейских судьях, включенных в список третейских судей, а также письменных уведомлений о физических лицах, избранных третейскими судьями третейских судов для разрешения конкретного спора.

Письменные уведомления постоянно действующих третейских судов об изменении сведений о третейских судьях, включенных в список третейских судей, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь не позднее десяти дней со дня внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в регламент постоянно действующего третейского суда.

Письменные уведомления о физических лицах, избранных третейскими судьями третейских судов для разрешения конкретного спора, должны содержать сведения о таких физических лицах (фамилия, собственное имя и отчество, дата рождения, образование, специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности), а также сведения о заключенном третейском соглашении, времени и месте третейского разбирательства. Письменное уведомление направляется в Министерство юстиции Республики Беларусь физическим лицом, избранным третейским судьей третейского суда для разрешения конкретного спора (председателем состава этого суда в случае коллегиального разрешения спора), не позднее трех дней до начала третейского разбирательства.

При несоблюдении требований, установленных частью пятой настоящей статьи, решения третейского суда для разрешения конкретного спора не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.

ГЛАВА 2
ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 9. Понятие и форма третейского соглашения

Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки – отдельного положения, содержащегося в договоре.

Третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого.

Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.

Статья 10. Субъекты третейского соглашения

Субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.

Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения.

В случае перемены сторон в обязательстве по договору, содержащему третейскую оговорку, указанная оговорка не распространяется на новую сторону обязательства.

Полномочия представителя стороны на заключение третейского соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.

Статья 11. Содержание третейского соглашения. Изменение и (или) дополнение, прекращение третейского соглашения

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в третейском суде, а также наименование постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора.

В третейском соглашении могут содержаться сведения о количестве третейских судей, месте, языке третейского разбирательства и иные сведения, предусмотренные настоящим Законом.

При передаче спора в третейский суд для разрешения конкретного спора стороны в третейском соглашении также должны указать сведения о третейском судье (судьях), порядокего (их) избрания, в том числе путем использования списка третейских судей одного или нескольких постоянно действующих третейских судов.

По соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также третейское соглашение может быть прекращено. Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.

Статья 12. Недействительность третейского соглашения

При несоблюдении требований, предусмотренных статьями 9–11настоящего Закона, третейское соглашение считается недействительным.

ГЛАВА 3
ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЬИ. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 13. Требования, предъявляемые к третейским судьям

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.

Третейским судьей не может быть физическое лицо:

являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде;

признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

имеющее судимость;

полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего,частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Дополнительные требования, предъявляемые к третейским судьям, могут определяться регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Статья 14. Состав третейского суда. Количество третейских судей

Формирование состава постоянно действующего третейского суда производится в порядке, установленном настоящим Законом и регламентом постоянно действующего третейского суда, а третейского суда для разрешения конкретного спора – в соответствии с настоящим Законом и третейским соглашением.

Количество третейских судей для разрешения спора определяется регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением и должно быть нечетным. Если в регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении не определено количество третейских судей, избираются (назначаются) три третейских судьи.

Формирование состава третейского суда для третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде производится путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны не избрали третейских судей – путем назначения третейских судей председателем постоянно действующего третейского суда.

Формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится путем избрания третейских судей сторонами. При этом, если стороны не договорились об ином, формирование состава такого суда производится в следующем порядке:

при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одной из сторон не избран третейский судья в течение пяти дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение пяти дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда;

если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение пяти дней не избирают третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда.

Статья 15. Отвод, самоотвод третейского судьи

Отвод третейскому судье может быть заявлен в случае:

несоблюдения требований, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона;

наличия прямой или косвенной личной заинтересованности судьи в исходе третейского разбирательства;

наличия иных обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи.

В случае обращения к какому-либо физическому лицу в целях его возможного избрания (назначения) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода.

В случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

Сторона может заявить отвод третейскому судье в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для его отвода, стали известны этой стороне после избрания (назначения) отводимого третейского судьи.

Письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней со дня, когда ей стали известны обстоятельства, являющиеся основанием для отвода третейского судьи.

Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, вопрос об отводе третейского судьи при коллегиальном разрешении спора разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок со дня получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, решается этим же третейским судьей, если иное не предусмотрено регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Статья 16. Прекращение полномочий третейского судьи

Полномочия третейского судьи прекращаются:

после принятия решения третейского суда по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 38–40 настоящего Закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения действий, предусмотренных этими статьями;

в связи с отводом, самоотводом третейского судьи;

в случае неспособности третейского судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности третейского судьи;

в случае смерти третейского судьи.

В регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении могут быть установлены дополнительные основания для прекращения полномочий третейского судьи.

Статья 17. Замена третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи до принятия решения третейского суда по конкретному делу другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) третейского судьи, подлежащего замене.

ГЛАВА 4
ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 18. Понятие и правила третейского разбирательства

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.

Правила третейского разбирательства определяются настоящим Законом, а также регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением, которые не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Республики Беларусь.

Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда.

Статья 19. Споры, разрешаемые третейским судом

Третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

Статья 20. Язык третейского разбирательства

Третейское разбирательство ведется на белорусском или русском языке, если стороны не договорились об ином.

Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке третейского разбирательства, обеспечивает их перевод на язык третейского разбирательства.

Статья 21. Место третейского разбирательства

Место третейского разбирательства определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон, если стороны не договорились об ином.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства.

Статья 22. Стороны третейского разбирательства и их права

Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик.

Истцом является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение и предъявившее в третейский суд иск в защиту своих прав и законных интересов.

Ответчиком является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение, к которому в третейском суде предъявлен иск.

Стороны третейского разбирательства имеют право:

знакомиться с документами и иными материалами третейского разбирательства, делать выписки из них и снимать копии;

представлять доказательства;

заявлять отвод третейским судьям;

задавать вопросы другим участникам третейского разбирательства, давать устные и письменные объяснения;

представлять свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе третейского разбирательства;

заявлять ходатайства, возражать против ходатайств и доводов другой стороны;

знакомиться с протоколом заседания третейского суда и представлять по нему письменные замечания;

ходатайствовать перед судом о принудительном исполнении решения третейского суда;

обжаловать решение третейского суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

иные права, предусмотренные настоящим Законом, регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Статья 23. Разъяснение третейским судом сторонам, другим участникам третейского разбирательства их прав и обязанностей

Третейский суд разъясняет сторонам, другим участникам третейского разбирательства их права и обязанности, связанные с участием в третейском разбирательстве, а также предупреждает о последствиях ненадлежащего осуществления прав, отказа от их осуществления либо неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих обязанностей.