Обслуживающей базы АПК на период до 2010 г.

1990 году в целом по России объем сервисных услуг, выполненный для сельхозпроизводителей, составил в суммовом выражении 24% от всех затрат по содержанию техники (при этом 75% из них составляли работы по сложным ремонтам тракторов, уборочной техники, автомобилей и их основных агрегатов).

В 2001 году этот объем снизился до 7%. Таким образом более 93% всех затрат по содержанию сельскохозяйственной техники выполнялись непосредственно самими сельхозпроизводителями. При этом около половины их не располагают элементарными сервисными возможностями, квалифицированными кадрами и необходимым диагностическим инструментарием. В связи с этим в большинстве хозяйств диагностирование машин ведется по упрощенной схеме, а ремонт сводится лишь к замене вышедших из строя деталей и узлов без одновременного выполнения необходимых других сопутствующих технологических операций, определяющих надежность машин в целом.

В результате в последние годы в несколько раз возросло число и продолжительность отказов отремонтированной техники при выполнении полевых и других технологических работ, а около одной трети от всего наличия основных машин совершенно не участвует в технологических операциях полеводства и животноводства. Все это нередко способствует списанию некоторых машин и агрегатов к ним, технологический ресурс которых еще полностью не исчерпан.

3. Совершенствование ремонтно-обслуживающей базы (РОБ) - важное условие сохранности и надежности техники. Реализация задачи увеличения производства продукции земледелия и животноводства в ближайшие 3-4 года может вестись, прежде всего, на основе полного использования имеющихся технических ресурсов села. Для практического выполнения этого необходимо с наибольшей целесообразностью задействовать имеющуюся ремонтно-обслуживающую базу (РОБ) независимо от сложившейся ее организационно-правовой формы в системе АПК. При организации этой работы следует учитывать три исходных положения:

а) обеспечение в предстоящие 3-5 лет максимальной сохранности и поддержания в работоспособном состоянии оставшегося парка тракторов, других сложных машин и, особенно, зерноуборочной и кормоуборочной техники. Для этого целесообразно по каждому административному району уточнить наличие и состояние оставшейся техники, а также состояние и технологическую оснащенность каждого объекта РОБ и его возможность выполнения работ по поддержанию в исправном состоянии машин;

б) руководствоваться сложившимся экономическим условием, что основный объем работ по поддержанию техники (более 80-90%) будет очевидно и впредь выполняться на производственных площадях непосредственно самих сельхозпроизводителей. Для обеспечения выполнения всего технологически необходимого объема работ, выполняемого специализированными сервисными предприятиями (ремонт сложных машин и агрегатов, а также работы по модернизации и восстановлению машин), следует администрациям республик, краев, областей и районов рекомендовать выделение неотложных льготных ссуд и кредитов, а также осуществление щадящего налогообложения в интересах удешевления стоимости сервисных услуг, связанных с подготовкой и поддержанием технологических машин и орудий сельхозпроизводителей;

в) повсеместное внедрение в течение ближайших лет современных технологий профилактического диагностирования машин (прежде всего, поступающей новой сложной техники машин и механизмов) без необходимой разборки в интересах уменьшения расхода затрат на ремонт узлов и агрегатов с сохранившимся ресурсом работ, а также выполнение всех ремонтных работ силами специализированных сервисных предприятий только с выдачей гарантийных обязательств по качеству и ресурсу отремонтированных узлов и агрегатов.

4. Мониторинг ремонтно-обслуживающей базы АПК по возможностям выполнения работ по техническому сервису. За истекший период после 1990 года из числа действовавших в Российской Федерации 2575 сервисных предприятий на начало 2002 года более 630 оказались неработающими и утратили связь с АПК. Оставшаяся мощность РОБ на ближайший период может выполнять следующие технологические операции по приведению в исправное состояние имеющегося парка тракторов, уборочных и других сельскохозяйственных машин:

- 120 действующих специализированных ремонтных заводов специализируются на изготовлении и восстановлении (с выдачей гарантийных обязательств, близких к ресурсу новых машин) ряда узлов и агрегатов для нужд АПК;

- 630 действующих специализированных сервисных предприятий должны быть направлены на выполнение сложных ремонтов основных узлов и агрегатов сельскохозяйственных машин (двигателей, гидравлических систем, топливной аппаратуры) строго по утвержденным технологиям с выдачей гарантий на четко определенный ресурс работы;

-около 1100 районных (межрайонных) ремонтно-сервисных предприятий (РТП) могут и должны вести ремонт техники и узлов, осуществлять заявочное техническое обслуживание сложной новой техники, проводить периодическое обслуживание оборудования животноводства по конкретным заявкам непосредственных сельхозпроизводителей. Ряд из них способны вести заявочные работы по модернизации отдельных машин, а также осуществлять диагностирование поступающих новых сложных машин и орудий;

- более 20 тысяч колхозов, совхозов и других производителей сельскохозяйственной продукции с использованием имеющихся ремонтно-сервисных площадей, пунктов и диагностических установок, инструментов и приборов будут и впредь выполнять основной объем работ по поддержанию техники в исправном состоянии в течение всего календарного года. В целях обеспечения поддержания оставшегося парка машин в работоспособном состоянии в ближайшие годы им предстоит постоянно взаимодействовать со специализированными предприятиями на взаимно выгодной гарантийно - договорной основе.

5. Одним из существенных направлений совершенствования использования РОБ является специализация ряда предприятий на работах по модернизации и восстановлению машин, а также создание на некоторых из них центров технического сервиса машиностроительных заводов по выпуску новой техники с организацией их гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Опыт последних лет демонстрирует реальную целесообразность продления срока службы выпущенных ранее некоторых видов тракторов и уборочных машин за счет их модернизации. Так, например, модернизация трактора Т-150 с установкой силового агрегата, выпускаемого Ярославским моторным заводом, на 20% повышает его производительность, в 2-3 раза снижает число отказов и на 4-5 лет повышает ресурс машины, находящейся в эксплуатации с 1990 года. Затраты на модернизацию с одновременным ремонтом не превышают 30-35% от стоимости нового трактора.

Данному направлению продления срока службы машин, в связи с отсутствием в ближайшие годы экономических возможностей у большинства сельхозпроизводителей в приобретении новых видов техники предстоит придать более системный характер. Опыт ряда европейских стран подтверждает актуальность работ по модернизации машин и по развитию на этой основе в региона) рынка подержанной сельскохозяйственной техники.

return false">ссылка скрыта

Также следует более активно использовать экономическую целесообразность создания на базе действующих РПТ центров технического сервиса новых машин выпускаемых отечественными заводами и зарубежными


фирмами с организацией гарантийного и послегарантийного обслуживания поставляемых в данный регион новых машин и оборудования.

6. Разработанные в последний период научными учреждениями технические средства и технологии диагностирования машин позволяют прогнозировать техническое состояние их основных агрегатов и узлов, срок дальнейшей работы без ремонта и формировать при необходимости конкретный объем работ по предстоящему ремонту только необходимых узлов и агрегатов. В современных условиях такой противозатратный подход весьма актуален. В связи с этим на смену устоявшихся терминов «капитальный ремонт» и «текущий ремонт» на данном этапе и на предстоящую перспективу все большую целесообразность приобретает термин «заявочный ремонт».

В ближайшей перспективе с освоением отечественного выпуска более энергоемких тракторов, высокопроизводительных зерно-кормо-свеклоуборочных комплексов, комбинированных агрегатов их последующий ремонт, видимо, будет носить, преимущественно, именной «заявочный» характер. Именно такой подход ставят своей целью создаваемые Центры технического сервиса с участием заводов-изготовителей по дальнейшему послегарантийному сервисному обслуживанию выпускаемых новых машин. По этому пути уже идут некоторые предприятия оборонного комплекса. Так «Кировский завод» уже работают в режиме именного заказа на сборку всего трактора К-100 с последующим выполнением через технический (дилерский) центр «заявочного ремонта» по заказу потребителя, приобретшего новую машину.

В условиях использования достижений современного научно-технического прогресса и рыночных условий хозяйствования термин «заявочный ремонт» наиболее предпочтителен действующим терминам «капитальный ремонт» и «текущий ремонт» и за ним будущее.

В связи с этим в перспективе, видимо, предстоит уточнять классификацию предприятий РОБ, производить переработку и необходимой нормативно-технологической документации.

Научные сотрудники института ГОСНИТИ исследуют эти важные вопросы завтрашнего дня.

Обобщая изложенное, следует еще раз напомнить о том, что в сложившейся экономической и хозяйственной ситуации, если не принять неотложные меры по поддержанию в ближайшие годы в работоспособном состоянии, прежде всего, оставшегося парка основных сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм, кризис с производством продовольственных ресурсов может быть еще более усугубиться. Организация наиболее полного использования возможностей каждого действующего ремонтно-обслуживающего предприятия АПК может в значительной степени способствовать выходу из сложившегося тупикового положения.