Перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения

Отечественное сельское хозяйство за свою историю редко пере­вооружалось. За период с 1929 по 1990 годы можно выделить три по­коления машин [49]:

-техника базирующаяся на карбюраторных двигателях, которую применяли три десятилетия;

- гидрофицированные машины с дизельными двигателями, само­ходные уборочные машины и другие периода 50-х годов;

- скоростные агрегаты с повышенной единичной энерговооруженностью и производительностью, машины, адаптируемые к интен­сивным технологическим процессам в земледелии и животноводстве, оставляемые селу с 70-х годов по настоящее время.

Современная техническая политика России направлена на реа­лизацию системы оперативных и перспективных мер по насыщению сельхозтоваропроизводителей и переработчиков высококачественной, экологически чистой и безопасной техникой, эффективную ее эксплуа­тацию, высокий уровень механизации и автоматизации труда, а также создание рынка технических средств и услуг [37]. Во всех случаях ее отправной точкой должны быть машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки с учетом особенно­стей природно-климатических зон страны. Это обусловлено сокраще­нием состава машинно-тракторного парка, прогрессом физического и морального износа техники.

Основу важнейших направлений технической политики составля­ют [37]:

- программы фундаментальных исследований Россельхозакадемии;

- государственные научно-технические программы Министерства науки России;

- республиканские целевые программы научно-технического обеспечения АПК - "Плодородие почв", "Зерно и зернопродукты", "Технический сервис", "Энергетика и сбережение ресурсов" и другие;

- федеральная государственная программа машиностроения для АПК России;

- межгосударственная программа (со странами СНГ) по зерно­ уборочной технике;

- программа производства и сервиса зарубежной техники и так далее.

Все программы утверждены на правительственном уровне, нача­то финансирование НИОКР, федеральная и региональная реконструк­ция производства через Министерство сельского хозяйства России, Россельхозакадемию и другие государственные и территориальные структуры. Но основная часть средств изыскивается предприятиями: собственные финансовые ресурсы, ресурсы различных финансовых и предпринимательских организаций. Государственная поддержка вдвое меньше совокупных средств исполнителей, поэтому требуется изы­скать новые формы финансирования - лизинг, прямое выделение средств из бюджета, из фондов на технику, освобождение от опреде­ленного вида налогов, кредиты, в том числе льготные.

Расширяется научная и производственная инфраструктура по разработке и изготовлению технических средств не только на феде­ральном, но и на региональном уровнях. Сегодня в России производят технику для растениеводства и животноводства 840 наименований против 311 в 1992 году.

В настоящее время в отрасли сельскохозяйственного машино­строения идут структурные преобразования. Предприятия сельхозма­шиностроения по функциям условно подразделяются на:

- производители техники, имеющие межзональное значение (федеральное машиностроение);

- производители техники, имеющие зональные особенности сельскохозяйственного производства (региональное машиностроение).

Намечается выпуск до половины потребного парка машин на принципах регионального машиностроения.

Существует острая необходимость в разработке Системы техно­логий и машин для сельскохозяйственного производства и малотоннаж­ной переработке сельхозпродукции на федеральном и региональном уровнях. Особенности их разработки - формирование механизма реа­лизации с учетом дифференцированной поддержки сельскохозяйст­венного производителя как за счет прямых затрат, так и косвенных государственных инвестиций, исходя из уровня плодородия, климати­ческих условий, других показателей. Контракт заключают Министерст­во сельского хозяйства России и исполнитель с участием других госу­дарственных организаций на конкурсной основе. При этом прорабаты­ваются вопросы:

- формирования альянса разработчиков и производителей, юридического его оформления через договора между собой с определени­ем выполняемых работ;

- проведения маркетингового изучения платежеспособного спро­са по России;

- технико-экономического обоснования;

- разработки технического задания, учитывая мировые достижения.

В условиях рыночных отношений изменилась идеология машино­строителя. Появилась возможность уйти от монополизма, создать кон­куренцию среди производителей техники, улучшить качественные по­казатели и расширить номенклатуру производимых машин, активно участвовать заводам-изготовителям в формировании дилерской сети обслуживания.

Имеются существенные сдвиги в реализации программ по обес­печению сельхозтоваропроизводителей техникой. В области трактор­ного машиностроения проведена определенная работа [14; 21; 31; 42; 112; 120; 124]:

- подвергнуто модернизации промышленный трактор Т-170 АО "Уралтрак" для эксплуатации его на Южном Урале, Западной Сибири, Северном Кавказе;

- на Липецком тракторном заводе приступили к производству се­мейства тракторов тягового класса 0,9 и 2. В соответствии с постанов­лением Правительства РФ намечен выпуск универсального пропашно­го трактора нового поколения тягового класса 1,4 с передним ведущим мостом, двигателем с турбонаддувом и расходом топлива 204 г/кВт ч. Он по своим технико-экономическим показателям близок к зарубежным аналогам. Трактор нового поколения ЛТЗ-155 разработан в АО "Липецкий тракторный завод" при участии ВИМ, НИИОХ, ВНИИКХ, НИПТИМЭСХ НЗ, ВНИС, УНИИМЭСХ и др. Он оснащен двигателем мощностью 110 кВт и относится к универсально-пропашным тракторам класса 2. Наличие всех ведущих и управляемых колес одинакового размера обусловливает высокие тяговые показатели и маневренность трактора. Разветвленная сеть ВОМ (задний, задний верхний, перед­ний, боковой) обеспечивает привод машин, агрегатируемых на перед­ней и задней навесных системах с частотой вращения 540 и 1000 мин'1, атакже синхронное вращение валов - 3,5 и 6,5 об/м пути. Трак­тор развивает тяговое усилие по стерне - 30 кН, на поле, подготовлен­ном под посев - 25 кН. Более эффективно эксплуатируется трактор при агрегатировании комбинированных машин, с различными по шири­не захвата жатками, атакже с прицепным зерноуборочным комбайном "Простор", выпускаемым Тульским комбайновым заводом. Обладая высокой универсальностью, трактор ЛТЗ-155 может быть эффективно использован в хозяйствах с различной формой собственности. Появи­лась новая модификация трактора ЛТЗ-155 - ЛТЗ-95 класса 1,4 с дви­гателем Д-85Т мощностью 60 кВт. Тракторы ЛТЗ-155 и ЛТЗ-95 адапти­рованы к многим сельхозмашинам европейских фирм и имеют произ­водительность 1,5...2 раза более высокую, чем МТЗ-80 и МТЗ-82;

- Владимирский тракторный завод создает универсальные трак­торы для фермерских хозяйств с дизельным двигателем мощностью 36,1 кВт.

Конструкторы завода с помощью специалистов ВИСХОМа проде­лали большую работу по обновлению внешнего вида выпускаемых тракторов - созданию нового, современного дизайна их верхнего строения. Началось освоение широкой гаммы тракторов с современ­ным дизайном мощностью 18,4; 22,1 и 33,1 кВт, азатем 46,4 и 58,8 кВт с дизелями семейства ВТЗ двух-, трех- и четырехцилиндрового испол­нения. К ним относятся тракторы кл. 0,6 ВТЗ-2032А мощностью 22,1 кВт и ВТЗ-2048А мощностью 33,1 кВт. Они оборудованы ведущими передними мостами и каркасными комфортабельными кабинами, выполненными с учетом современных требований эргономики и дизайна. В серийном производстве также находятся другие модификации тракто­ров кл. 0,6 с неведущими передними мостами. Некоторые марки трак­торов ВТЗ имеют сертификаты позволяющие выходить на междуна­родный рынок. Они были выданы по результатам международных испытаний трактору Т-25А в штате Небраска (США) и в Швеции, а трактору Т-25АЗ - во Франции. Трактор Т-ЗОА-80 с дизелем Д-120 мощностью 22,1 кВт с передним ведущим мостом и его модификациям Т-30-69 и Т-30-70 по результатам испытаний в Париже были выданы французские сертификаты безопасности. ОАО "ВТЗ" серийно выпуска­ет более 20 моделей тракторов, самоходных шасси и более 40 их мо­дификаций. В последние годы завод создает новое семейство тракто­ров кл. 0,9 и 1,4 с высокой степенью унификации с выпускаемыми и вновь создаваемыми тракторами кл. 0,6.

В 1999 году разработаны и изготовлены экспериментальные трактора повышенной энергонасыщенности кл. 0,9 (33,1 и 44,1 кВт) и 1,4 (58,8 кВт). По внешнему виду и принципиальным дизайнерским ре­шениям они однотипны с ВТЗ-2032А и ВТЗ-2048А кл.0,6. По техниче­ским характеристикам (табл. 6) они находятся на уровне самых высо­ких требований, предъявляемых к тракторам этих классов. Тракторы ВТЗ-2063АС «Турбо» и ВТЗ-2080АС способны заменить тракторы типа МТЗ и ЛТЗ на всех сельскохозяйственных работах и коммунальном хозяйстве. Эти модели соответствуют общепринятым мировым нормам по энергонасыщенности и техническому уровню, имеют расширенный диапазон скоростей.

Тракторы кл. 0,9 и 1,4 оснащены новой трансмиссией с синхрони­заторами переключения передач, гидронавесными системами повы­шенной грузоподъемности, двухскоростными независимыми ВОМ с возможностью переключения на

синхронный режим;

- ОАО "Волгоградский тракторный завод" готовит к серийному производству пропашной гусеничный трактор ВТ-100 (в том числе мо­дификацию пропашного трактора ВТ-100) тягового класса 3 (вместо Т-70) с двигателем двухуровневой мощности 120 л.с. и 140-150 л.с, от­личающегося оригинальным дизайном и принципиально новым реше­нием многих внутренних узлов.

На трактор ВТ-100 возможна установка двигателей "Саterpillar 3316". Прорабатывается вариант установки на тракторы дизелей ВF 6М 1013 германской фирмы Deutz, 634DS/645DS финской фирмы Susi Diesel

Освоены и выпускаются тракторы ДТ-75 МД, оснащенные двигателями Z 8604. 010 (110 л.с.) словацкой фирмы Martin Diesel. Эти дви­гатели имеют высокую надежность и топливную экономичность, по своим характеристикам не уступают зарубежным образцам и полно­стью адаптированы к российским ГСМ, расходным материалам и усло­виям эксплуатации.

Рекомендованы к постановке на производство тракторы нового поколения ВТ-100Д (с двигателем Д-442-24) и ВТ-100Н (с двигателем СМД-20Т). Скоро в серийное производство будет поставлен трактор ВТ-130. Он отличается повышенной навесоспособностью, сниженным давлением на почву. Дисковые тормоза облегчают эксплуатацию, по­вышают долговечность и надежность машины. ВОМ выполнен незави­симым и синхронным и при необходимости реверсируется. ВТ-130 мо­жет оснащаться передней навесной системой и передним ВОМ, позво­ляющим с использованием большого числа почвообрабатывающих орудий в короткие сроки выполнять значительные объемы работ.

Осваивается производство тракторов нового поколения ВТ-200 с мощностью двигателя 103 кВт, со сниженным на 5... 10% удельным расходом топлива и повышенной на 25...30% производительностью.

 

Таблица 6

Техническая характеристика тракторов ОАО «ВТЗ»

Технические характеристики ВТЗ- 2032А ВТЗ- 2048А ВТЗ- 2048АС ВТЗ- 2063АС ВТЗ- 2065АС ВТЗ-2080АС
Кл. 0,6 Кл. 0,9 Кл.1,4
Дизель двухци-линдро-вый воздушно- го охлаж- дения Д-120 трехцилиндровый воздушного охлаж- дения Д-130 трехци- линро- вый воздушно- го охлаж- дения с турбонад- дувом Д-130Т четырех- цилиндро- вый воздкшно го охлаж дения с турбонад- дувом Д-144 четырех- цилиндро- вый воздушно- го охлаж- дения с турбонад- дувом Д-145Т
Мощность кВт (л.с.) 22 (30) 33,1(45) 33,1(45) 44,1(60) 44,1(60) 58,8(80)
Частота вращения коленвала мин-1
Коробка передач ступенчатая, с попе- речным расположе- нием валов; пере- ключение передач скользящими шес- терями Ступенчатая, с косозубыми шестернями постоян- ного зацепления, продольным расположением валов, принудительной смазкой подшипников; пере- ключение передач зубчатыми мкфтами с синхро- низаторами
Число передач Хода Переднего заднего                        
Передний мост Портальный, ведущий, с автоматическим включением
Скорость движения, км/ч наименьшая наибольшая транспортная заднего хода наименьшая наибольшая     1,52 12,95 23,86   5,39 23,86     1,52 12,95 23,86   5,39 23,86     2,0 15,0 30,0   3,1 14,35     2,0 15,0 30,0   3,1 14,35     2,0 15,0 30,0   3,1 14,35     2,0 15,0 30,0   3,1 14,35
Продольная база, мм
Максимальная грузоподьемность гидронавесной системы
ВОМ Независимый п=540 мин-1 Независимый п=540/1000 мин-1 Синхронный п=2,7/5,2 об/мин пути
Эксплутационная Масса, кг
                     

 

Концепция развития продукции ВгТЗ заключается в постановке на серийное и массовое производство максимально широкого модельного ряда тракторов непрерывно увеличивающейся мощности в диапазо­нах: 100-150 л.с. (кл. 3-4); 150-200 л.с. (кл.4-5); 200-250 л.с. (кл. 5);

- рекомендован в производство после испытаний трактор Т-250 Алтайского тракторного завода. На базе Т-250 уже разработано се­мейство универсальных гусеничных тракторов Т-406, Т-408, Т-500. Трактор Т-406 класса 4 характеризуется качественно новой ходовой системой с подрессоренным задним мостом и эластичной подвеской кабины. У тракторов Т-408 класса 4-5 и Т-500 класса 5 - ходовая сис­тема мягкая, торсионного типа с индивидуальным подрессориванием
пяти и шести опорных катков. Благодаря передней и задней навесным системам возможно выполнение нескольких технологических операций за один проход. Семейство тракторов ОАО «Алттрак» новой модуль­ной компоновки отличается повышенными тяговым КПД, производительностью и маневренностью;

- в АО «Петербургский тракторный завод» создан энергонасыщенный трактор К-744ДС с мощностью двигателя 245 кВт. На конкурсных испытаниях в Великобритании трактор К-744ДС в агрегате с 12-корпусным полунавесным плугом за 24 часа непрерывной работы вспахал 109 га (4,54 га/ч). При этом расход топлива составил 54 л/ч, а у его аналога «Ногhе К-735» с мощностью двигателя 258 кВт - 65 л/ч (на 15% больше). Причем трактор «Ногhе К-735» почти вдвое дороже
российского.

В стране формируется объединение исполнителей по разработке и серийному производству дизельных двигателей:

- Владимирский тракторный завод (головной) с НИКТИДом – до 44,2 кВт;

- АО "Рыбинские моторы"-от 44,2 до 95,7 кВт;

- АО "Алтайдизель" - свыше 95,7 кВт;

- подвергается доработке дизель Т-181Т на Волгоградском мо­торном заводе для трактора ЛТЗ-155, комбайнов и др.

Существенные сдвиги имеются в области сельскохозяйственного машиностроения [14; 31; 40; 66; 80]:

- освоено серийное производство ротационных граблей с 3-х и 6- и метровой шириной захвата, пресс-подборщиков ПР-Ф-750 и ПР-200, кормоуборочного комбайна "Рось-2", шахтных сушилок производитель­ностью 10 и 20 т/ч;

- завершается создание кормоуборочных комбайнов с барабан­ными измельчителями ПН-400 (прицепной) и ПН-450 (самоходный) специалистами ОАО "Тульский комбайновый завод" и ВНИИКОМЖа. По лроизводительности и качеству измельчения машина ПН-450 не ус­тупает аналогам германского производства;

- действует совместное предприятие "Кировский завод" (ныне«Петербургский тракторный завод») – Landtechnik по производству кормоуборочных комбайнов "Магаl-126", здесь же намечено изготовле­ние косилок-плющилок типа Е, хорошо зарекомендовавших себя в России;

- организовано серийное производство в ОАО "Ростсельмаш"
высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов "Дон-680", адап­теров для уборки кормовых культур (жатка для уборки трав КПН-5 и роторная косилка-измельчитель КИН-2,7). Комбайн "Дон-680" предназначен для уборки высокостебельных кормовых культур и провяленных валков скошенных трав. На комбайне установлен доизмельчитель, который обеспечивает дробление зерна кукурузы не менее 98%. Вза­мен комбайна "Дон-680" уже создана новая модель - "Дон-750" с дви­гателем мощностью 235,5 кВт (320 л.с). Ее производительность на
уборке трав - 60...65 т/ч, а на уборке кукурузы на силос - до 130 т/ч. По заказу потребителей в комплект могут входить: жатка для скашивания трав, подборщик, роторная жатка с шириной захвата 4м для уборки кукурузы любой высоты и без потерь початков.

Для фермерских хозяйств разрабатывается прицепной (к тракто­рам класса 1,4-3) кормоуборочный комбайн производительностью: на уборке трав - 28 т/ч и кукурузы на силос - 38 т/ч;

- ВИМом и ГСКБ "Гомсельмаш" с участием ряда отраслевых НИИ
Минсельхозов России, Белоруссии и Украины создано новое поколе­ние кормоуборочных комбайнов серии "Полесье", удовлетворяющих запросы хозяйств всех типов [34]:

- комплекс К-Г-6 (КПК-300) на базе высвобождаемого энерго­средства УЭС-2-250/280 "Полесье":

- самоходные - моделей "700" и "200";

- прицепные - моделей "2200", "1400" и "1";

_ высокопроизводительная косилка-измельчитель - модели «1500».

К универсальным тракторам класса 1,4-3 ПО "Гомсельмаш" серийно выпускает следующие уборочные машины:

- прицепной кормоуборочный комбайн КДП-300 "Полесье";

- полунавесной и навесной кормоуборочные комбайны "Полесье-
1400" и "Полесье-1400Н";

- полунавесную косилку-измельчитель "Полесье-1500";

- прицепную косилку-плющилку КПП-2

Некоторые основные технико-экономические показатели кормо­уборочных машин представлены в таблице 7;

- ведется реконструкция заводов по производству комплекса ма­шин для возделывания семенников сахарной свеклы, включающего широкозахватный опрыскиватель, траншеекопатель, высадкопосадочную машину, линию закладки на хранение и выемки маточных корнеплодов, трехрядный уборочный комбайн, атакже запасные части для них;

- реализуется производство сеялок точного высева типа "Кlеiпе"
в городах Липецк, Белгород, Пенза, республиках Татарстан, Башкорто­стан, в Ставропольском и Краснодарском краях;

- на Азовском оптико-механическом заводе в Ростовской области освоен серийный выпуск шестирядного навесного свеклоуборочного комбайна и подборщика корней;

- проходит испытания посевной комбинированный агрегат “Сопсогd”, созданный на СП АРЗ "Кемеровский" совместно с американ­ской фирмой, поставлены на производство новые двух-, трех-, четы­рех- и пятикорпусные плуги;

- научно-производственной фирмой "ББ" (г. Саратов) разработан новый плуг-рыхлитель ПБ-5, который комплектуется отвальными и безотвальными корпусами. Благодаря оригинальной конструкции они по сравнению с известными рыхлительными и отвальными рабочими органами создают значительно меньшее тяговое сопротивление при высоком качестве вспашки. Это дало возможность увеличить ширину захвата пахотного агрегата на базе трактора ВТ-100 до 2,5...3 м. Испы­тания агрегата ВТ-100 + ПБ-5 показали, что по производительности (1,7..2,3 га/ч) он приближается к агрегату К-700 + П-8-35. По сравне-­
нию с агрегатом ВТ-100 + ПЛН-5-35 производительность выросла на70% при снижении расхода топлива до 35%;

- ОАО "Волгоградский тракторный завод" освоило производство восьмикорпусного плуга ПЧВ-8-40 для безотвальной вспашки;

- идет разработка технических средств для хмелеводства в Чу­вашской Республике, которая позволит отказаться от закупки требуе­мых машин за рубежом, механизировать возделывание и уборку дан­ной культуры;

- успешно прошли государственные испытания и применяются на полях ротационные навесные культиваторы РКН-2 и РКН-4, предна­значенные для сплошной обработки почвы под зерновые, кормовые и пропашные культуры перед посевом, вибрационный плоскорез ПВ-2, предназначенный для безотвальной обработкипочвенных горизонтов на пастбищах и посевах многолетних трав на глубину до 30 см с одно­ временным внесением минеральных удобрений;

 

Таблица 7

Основные технико-экономические показатели машин

для уборки кормов (134)

Показатели Кормо- убороч- ный комбайн Е-190     «Maral» Германия Landtech- nik Кормо- убороч- ный комбайн “Jaguar- -840”   Германия Claas Кормо- убороч- ный комбайн FX-375     США,New Holland Кормо-убороч- ный комбайн «Дон-680»     АО”Рост- сельмаш» Кормо- убороч- ный комбайн КСК-100А     ПО «Гом- сельмаш» Кормо- убороч- ный комбайн КПК-300+ +энерго- средство УУЭС-2- 250А ПО «Гомсель маш» (им- портные комплек- тующие)
Энергонасыщенность,л.с. Пропускная способность на уборке кукурузы,кг/с Число убираемых рядков, шт. Масса,кг: конструктивная конструктивная, отнесен- ная к технологическому процессу заготовки кормов Удельная материалоем- кость, кг ч/т Цена, тыс. USD: комплекса комплекса, отнесенная к технологическому про- цессу кормоуборки Затраты на заготовку куку- рузного силоса, USD/т   25,6         121,8   182,8   182,8   6,3   37,0         107,3   180,8   180,8   5,6   39,0         98,7   197,9   197,9   4,6   28,4         132,1   95,5   95,5   3,2   19,5         157,5   50,0   50,0   2,4   31,8         68,5   90,0   47,2   1,7  

 

- ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» выпускает две модели культиваторов КЛ-1 и КПО-6, которые относятся к орудиям но­вого поколения. За один проход выполняют несколько операций. По сравнению с культиваторами КПС-4 у них повышена производительность на 20,9%, универсальны, высокоманевренны, имеют возмож­ность обработки каменистой почвы;

- большая работа по совершенствованию и созданию принципи­ально новых зерноуборочных комбайнов проводится в ОАО "Ростсельмаш". Подвержен модернизации комбайн РСМ-10 "Дон-1500" и созданы новые модели "Дон-1500А" и "Дон-1500Б". В результате модернизации "Дон-1500Б" стал на 20...25% производительнее базовое модели при незначительном (на 3%) увеличении массы. За один час основного времени комбайн намолачивает до 14 т зерна, а его дневная наработка достигает 150 т.

Взамен самого массового комбайна в стране СК-5М "Нива" создается новая модель "Дон 091" (табл.8) производительность которой повышена на 20...25%. Комбайн "Дон-1500Б" будет заменен на новую модель "Дон-161" производительностью 16 т/ч.

Завершена разработка конструкции и ведется подготовка к серийному производству высокопроизводительных моделей "Дон-2600' (зерноуборочная) и "Дон-2600Р" (зернорисоуборочная) с аксиально-роторным молотильно-сепарирующим устройством (МСУ). При испы­таниях "Дон-2600" за один час намолотил 18 т зерна при прямом комбайнировании и 29 т- при подборе валков.

 

 

Таблица 8

Краткая техническая характеристика зерноуборочных

Комбайнов ОАО «Ростсельмаш»

Показатели Марки зерноуборочных комбайнов
«Дон-2600» «Дон-161» «Дон-091»
Производительность (по зерну) за 1час основного времени,т Ширина, м: захвата жаток молотилки подборщика Диаметр молотильного бараба- на, мм Диаметр ротора, мм Длина ротора, мм Площадь, м2 : сепарации деки решет очистки Угол охвата подбарабанья, град Длина клавиши соломотряса, м Объем, м3 : зернового бункера топливного бака Мощность двигателя,кВт (л.с.)   18/29   6;7;8;9 - 2,75;3,4   -   4,56 - -   0,54 206(280)     6;7;8;9;11 1,5 -   - -   - 5,56 4,68   7(8) 0,5 184(250)     4;5;6;7 1,2 2,75   - -   - 3,6 3,8   0,3 110(150)

 

Рабочие органы МСУ обес­печивают на уборке всех культур снижение повреждений зерна в 2..3 раза по сравнению с комбайнами классического типа.

В конструкцию комбайнов "Дон-2600" введен ряд прогрессивных решений, что отличает их от зарубежных аналогов:

- битерная наклонная камера активно подготавливает массу для обмолота;

- самоочищающаяся вращающаяся дека - повышенной сепари­рующей способности;

- переднее расположение привода ротора (повышает надежность обмолота во влажных условиях);

- двухкаскадная уравновешенная очистка (обеспечивает низкий уровень потерь).

Сравнительные испытания показали, что "Дон-2600" превосходит зарубежные аналоги "\Л/е5{егп-8570" и "Сазе-2366" по производитель­ности (на 20...30%), качеству работы и удельному расходу топлива.

Стоимость комбайна "Дон-2600" в 2,5...3 раза ниже стоимости машины "Сазе - 2366". По себестоимости зерно, убранное комбайнами "Дон -2600" ниже в 2...3 раза, чем при уборке зарубежными машинами; - ПО "Гомсельмаш" выпускает зерноуборочный комплекс КЗР-10 "Полесье-Ротор" на базе энергосредства УЭС-2-250А. "Полесье-Ротор" может работать по технологическим схемам, обеспечивающим как прямое комбайнирование, так и раздельную уборку. Как видно из таб­лицы 9, он по своим технико-экономическим показателям превосходит комбайны "Меgа 218" и "Дон-1500Б"[134].

Идет подготовка к производству в 2001 году самоходного зерно­уборочного комбайна КЗС-10 с пропускной способностью 10... 12 кг/с, унифицированного на 75% с КЗР-10, и КЗС-7 - с пропускной способно­стью-6...8 кг/с.

- разработаны в ОАО "ВНИИКОМЖ" и внедряются в производст­во модульные установки экспресс-компостирования типа УЭК - 5(10), позволяющие получать экономически чистые органические удобрения за 8... 12 дней (при компостировании на бетонированных площадках освобождение компостов от неспорообразующей микрофлоры проис­ходит за 12, а от возбудителей туберкулеза - за 16 мес), машины МТУ-6 и МЖМ-6 для внесения соответственно твердых и жидких орга­нических удобрений. По конструкции МТУ-6 и МЖМ-6 выгодно отлича­ются от серийных наличием подрессоренного дышла и механизма вы­вешивания колес, обеспечивающих лучшие условия труда и позво­ляющих повысить скорость движения в 1,3..1,5 раза и проходимость агрегата.

Одним из основных направлений технической политики в АПК яв­ляется обеспечение сельских товаропроизводителей перерабатываю­щим оборудованием малой мощности для пользования в местах про­изводства сельхозсырья. Серийно изготавливаются различные цеха по переработке молока, мяса, зерна, плодоовощной продукции. АО "Каримос" изготавливает приемный пункт на 10т молока в сутки, цех по переработке 1т мяса в смену, сыродельные цеха различной произво­дительности. ПО механических предприятий "Тверское" производит оборудование для убойных цехов крупного рогатого скота и свиней, а АО "Агроторгмаш" - пекарни малой мощности, минимельницы и т.д.

Впервые в отечественном машиностроении создаются комплексы оборудования для производства детского питания.

Таблица 9

Сравнительные технико-экономические показатели

машин для уборки зерновых культур

Показатели Зерноуороч- ный комбайн «Mega 218» Германия, Claas Зерноубороч- ный комбайн «Дон-1500Б» АО «Ростсельмаш» Зерноубороч- ный комплекс КЗР- 10 «Полесье- Ротор» ПО «Гомсельмаш» (импортные комплектую- щие)
Энергонасыщенность,л.с. Пропускная способность на уборке озимой пшени- цы, кг/с Потери зерна за молотилкой , % Масса, кг : конструктивная конструктивная, отне- сенная к технологическо- му процессу зерноуборки Удельная материалоем- кость,. кг с/кг Балансовая цена, тыс. USD: комплекса комплекса, отнесенная к технологическому процессу зерноуборки Затраты на уборку зерна, USD/т     10,1   1,1             203,2     203,2   104,8     9,0   1,5             90,8     90,8   59,9     12,0   1,0             116,0     66,1   38,7

 

 

Осуществляются программы создания холодильной техники, со­вершенствуются и разрабатываются оборудования для ремонтных Работ, технического сервиса, восстановления деталей. Создается новое поколение диагностических средств для экспертной оценки техни­ческого состояния тракторов и сельхозмашин.

Для обеспечения села техническими средствами на необходимом уровне требуется формирование гибкого информационного поля, эле­ментами которого должны стать технические центры, постоянно дейст­вующие межрегиональные и территориальные оптовые рынки их с ор­ганизацией обучения комплексному внедрению технологий по опыту таких зарубежных фирм, как John Deere, Festo и др., а также изучение платежеспособного спроса, мониторинг цен на технические средства, создание автоматизированной сети обмена информацией.

обходимо постоянно совершенствовать работу машиноиспы­тательных станций, лабораторий по метрологии и стандартизации, системы Гостехнадзора, сформировать дилерскую систему.

Таким образом, несмотря на тяжелое финансовое состояние, предприятия сельхозмашиностроения, отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро Российской Фе­дерации и стран СНГ проводят неустанную работу по разработке и производству сельскохозяйственной техники, отвечающие мировым стандартам.