Перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения
Отечественное сельское хозяйство за свою историю редко перевооружалось. За период с 1929 по 1990 годы можно выделить три поколения машин [49]:
-техника базирующаяся на карбюраторных двигателях, которую применяли три десятилетия;
- гидрофицированные машины с дизельными двигателями, самоходные уборочные машины и другие периода 50-х годов;
- скоростные агрегаты с повышенной единичной энерговооруженностью и производительностью, машины, адаптируемые к интенсивным технологическим процессам в земледелии и животноводстве, оставляемые селу с 70-х годов по настоящее время.
Современная техническая политика России направлена на реализацию системы оперативных и перспективных мер по насыщению сельхозтоваропроизводителей и переработчиков высококачественной, экологически чистой и безопасной техникой, эффективную ее эксплуатацию, высокий уровень механизации и автоматизации труда, а также создание рынка технических средств и услуг [37]. Во всех случаях ее отправной точкой должны быть машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки с учетом особенностей природно-климатических зон страны. Это обусловлено сокращением состава машинно-тракторного парка, прогрессом физического и морального износа техники.
Основу важнейших направлений технической политики составляют [37]:
- программы фундаментальных исследований Россельхозакадемии;
- государственные научно-технические программы Министерства науки России;
- республиканские целевые программы научно-технического обеспечения АПК - "Плодородие почв", "Зерно и зернопродукты", "Технический сервис", "Энергетика и сбережение ресурсов" и другие;
- федеральная государственная программа машиностроения для АПК России;
- межгосударственная программа (со странами СНГ) по зерно уборочной технике;
- программа производства и сервиса зарубежной техники и так далее.
Все программы утверждены на правительственном уровне, начато финансирование НИОКР, федеральная и региональная реконструкция производства через Министерство сельского хозяйства России, Россельхозакадемию и другие государственные и территориальные структуры. Но основная часть средств изыскивается предприятиями: собственные финансовые ресурсы, ресурсы различных финансовых и предпринимательских организаций. Государственная поддержка вдвое меньше совокупных средств исполнителей, поэтому требуется изыскать новые формы финансирования - лизинг, прямое выделение средств из бюджета, из фондов на технику, освобождение от определенного вида налогов, кредиты, в том числе льготные.
Расширяется научная и производственная инфраструктура по разработке и изготовлению технических средств не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Сегодня в России производят технику для растениеводства и животноводства 840 наименований против 311 в 1992 году.
В настоящее время в отрасли сельскохозяйственного машиностроения идут структурные преобразования. Предприятия сельхозмашиностроения по функциям условно подразделяются на:
- производители техники, имеющие межзональное значение (федеральное машиностроение);
- производители техники, имеющие зональные особенности сельскохозяйственного производства (региональное машиностроение).
Намечается выпуск до половины потребного парка машин на принципах регионального машиностроения.
Существует острая необходимость в разработке Системы технологий и машин для сельскохозяйственного производства и малотоннажной переработке сельхозпродукции на федеральном и региональном уровнях. Особенности их разработки - формирование механизма реализации с учетом дифференцированной поддержки сельскохозяйственного производителя как за счет прямых затрат, так и косвенных государственных инвестиций, исходя из уровня плодородия, климатических условий, других показателей. Контракт заключают Министерство сельского хозяйства России и исполнитель с участием других государственных организаций на конкурсной основе. При этом прорабатываются вопросы:
- формирования альянса разработчиков и производителей, юридического его оформления через договора между собой с определением выполняемых работ;
- проведения маркетингового изучения платежеспособного спроса по России;
- технико-экономического обоснования;
- разработки технического задания, учитывая мировые достижения.
В условиях рыночных отношений изменилась идеология машиностроителя. Появилась возможность уйти от монополизма, создать конкуренцию среди производителей техники, улучшить качественные показатели и расширить номенклатуру производимых машин, активно участвовать заводам-изготовителям в формировании дилерской сети обслуживания.
Имеются существенные сдвиги в реализации программ по обеспечению сельхозтоваропроизводителей техникой. В области тракторного машиностроения проведена определенная работа [14; 21; 31; 42; 112; 120; 124]:
- подвергнуто модернизации промышленный трактор Т-170 АО "Уралтрак" для эксплуатации его на Южном Урале, Западной Сибири, Северном Кавказе;
- на Липецком тракторном заводе приступили к производству семейства тракторов тягового класса 0,9 и 2. В соответствии с постановлением Правительства РФ намечен выпуск универсального пропашного трактора нового поколения тягового класса 1,4 с передним ведущим мостом, двигателем с турбонаддувом и расходом топлива 204 г/кВт ч. Он по своим технико-экономическим показателям близок к зарубежным аналогам. Трактор нового поколения ЛТЗ-155 разработан в АО "Липецкий тракторный завод" при участии ВИМ, НИИОХ, ВНИИКХ, НИПТИМЭСХ НЗ, ВНИС, УНИИМЭСХ и др. Он оснащен двигателем мощностью 110 кВт и относится к универсально-пропашным тракторам класса 2. Наличие всех ведущих и управляемых колес одинакового размера обусловливает высокие тяговые показатели и маневренность трактора. Разветвленная сеть ВОМ (задний, задний верхний, передний, боковой) обеспечивает привод машин, агрегатируемых на передней и задней навесных системах с частотой вращения 540 и 1000 мин'1, атакже синхронное вращение валов - 3,5 и 6,5 об/м пути. Трактор развивает тяговое усилие по стерне - 30 кН, на поле, подготовленном под посев - 25 кН. Более эффективно эксплуатируется трактор при агрегатировании комбинированных машин, с различными по ширине захвата жатками, атакже с прицепным зерноуборочным комбайном "Простор", выпускаемым Тульским комбайновым заводом. Обладая высокой универсальностью, трактор ЛТЗ-155 может быть эффективно использован в хозяйствах с различной формой собственности. Появилась новая модификация трактора ЛТЗ-155 - ЛТЗ-95 класса 1,4 с двигателем Д-85Т мощностью 60 кВт. Тракторы ЛТЗ-155 и ЛТЗ-95 адаптированы к многим сельхозмашинам европейских фирм и имеют производительность 1,5...2 раза более высокую, чем МТЗ-80 и МТЗ-82;
- Владимирский тракторный завод создает универсальные тракторы для фермерских хозяйств с дизельным двигателем мощностью 36,1 кВт.
Конструкторы завода с помощью специалистов ВИСХОМа проделали большую работу по обновлению внешнего вида выпускаемых тракторов - созданию нового, современного дизайна их верхнего строения. Началось освоение широкой гаммы тракторов с современным дизайном мощностью 18,4; 22,1 и 33,1 кВт, азатем 46,4 и 58,8 кВт с дизелями семейства ВТЗ двух-, трех- и четырехцилиндрового исполнения. К ним относятся тракторы кл. 0,6 ВТЗ-2032А мощностью 22,1 кВт и ВТЗ-2048А мощностью 33,1 кВт. Они оборудованы ведущими передними мостами и каркасными комфортабельными кабинами, выполненными с учетом современных требований эргономики и дизайна. В серийном производстве также находятся другие модификации тракторов кл. 0,6 с неведущими передними мостами. Некоторые марки тракторов ВТЗ имеют сертификаты позволяющие выходить на международный рынок. Они были выданы по результатам международных испытаний трактору Т-25А в штате Небраска (США) и в Швеции, а трактору Т-25АЗ - во Франции. Трактор Т-ЗОА-80 с дизелем Д-120 мощностью 22,1 кВт с передним ведущим мостом и его модификациям Т-30-69 и Т-30-70 по результатам испытаний в Париже были выданы французские сертификаты безопасности. ОАО "ВТЗ" серийно выпускает более 20 моделей тракторов, самоходных шасси и более 40 их модификаций. В последние годы завод создает новое семейство тракторов кл. 0,9 и 1,4 с высокой степенью унификации с выпускаемыми и вновь создаваемыми тракторами кл. 0,6.
В 1999 году разработаны и изготовлены экспериментальные трактора повышенной энергонасыщенности кл. 0,9 (33,1 и 44,1 кВт) и 1,4 (58,8 кВт). По внешнему виду и принципиальным дизайнерским решениям они однотипны с ВТЗ-2032А и ВТЗ-2048А кл.0,6. По техническим характеристикам (табл. 6) они находятся на уровне самых высоких требований, предъявляемых к тракторам этих классов. Тракторы ВТЗ-2063АС «Турбо» и ВТЗ-2080АС способны заменить тракторы типа МТЗ и ЛТЗ на всех сельскохозяйственных работах и коммунальном хозяйстве. Эти модели соответствуют общепринятым мировым нормам по энергонасыщенности и техническому уровню, имеют расширенный диапазон скоростей.
Тракторы кл. 0,9 и 1,4 оснащены новой трансмиссией с синхронизаторами переключения передач, гидронавесными системами повышенной грузоподъемности, двухскоростными независимыми ВОМ с возможностью переключения на
синхронный режим;
- ОАО "Волгоградский тракторный завод" готовит к серийному производству пропашной гусеничный трактор ВТ-100 (в том числе модификацию пропашного трактора ВТ-100) тягового класса 3 (вместо Т-70) с двигателем двухуровневой мощности 120 л.с. и 140-150 л.с, отличающегося оригинальным дизайном и принципиально новым решением многих внутренних узлов.
На трактор ВТ-100 возможна установка двигателей "Саterpillar 3316". Прорабатывается вариант установки на тракторы дизелей ВF 6М 1013 германской фирмы Deutz, 634DS/645DS финской фирмы Susi Diesel
Освоены и выпускаются тракторы ДТ-75 МД, оснащенные двигателями Z 8604. 010 (110 л.с.) словацкой фирмы Martin Diesel. Эти двигатели имеют высокую надежность и топливную экономичность, по своим характеристикам не уступают зарубежным образцам и полностью адаптированы к российским ГСМ, расходным материалам и условиям эксплуатации.
Рекомендованы к постановке на производство тракторы нового поколения ВТ-100Д (с двигателем Д-442-24) и ВТ-100Н (с двигателем СМД-20Т). Скоро в серийное производство будет поставлен трактор ВТ-130. Он отличается повышенной навесоспособностью, сниженным давлением на почву. Дисковые тормоза облегчают эксплуатацию, повышают долговечность и надежность машины. ВОМ выполнен независимым и синхронным и при необходимости реверсируется. ВТ-130 может оснащаться передней навесной системой и передним ВОМ, позволяющим с использованием большого числа почвообрабатывающих орудий в короткие сроки выполнять значительные объемы работ.
Осваивается производство тракторов нового поколения ВТ-200 с мощностью двигателя 103 кВт, со сниженным на 5... 10% удельным расходом топлива и повышенной на 25...30% производительностью.
Таблица 6
Техническая характеристика тракторов ОАО «ВТЗ»
Технические характеристики | ВТЗ- 2032А | ВТЗ- 2048А | ВТЗ- 2048АС | ВТЗ- 2063АС | ВТЗ- 2065АС | ВТЗ-2080АС | ||||
Кл. 0,6 | Кл. 0,9 | Кл.1,4 | ||||||||
Дизель | двухци-линдро-вый воздушно- го охлаж- дения Д-120 | трехцилиндровый воздушного охлаж- дения Д-130 | трехци- линро- вый воздушно- го охлаж- дения с турбонад- дувом Д-130Т | четырех- цилиндро- вый воздкшно го охлаж дения с турбонад- дувом Д-144 | четырех- цилиндро- вый воздушно- го охлаж- дения с турбонад- дувом Д-145Т | |||||
Мощность кВт (л.с.) | 22 (30) | 33,1(45) | 33,1(45) | 44,1(60) | 44,1(60) | 58,8(80) | ||||
Частота вращения коленвала мин-1 | ||||||||||
Коробка передач | ступенчатая, с попе- речным расположе- нием валов; пере- ключение передач скользящими шес- терями | Ступенчатая, с косозубыми шестернями постоян- ного зацепления, продольным расположением валов, принудительной смазкой подшипников; пере- ключение передач зубчатыми мкфтами с синхро- низаторами | ||||||||
Число передач Хода Переднего заднего | ||||||||||
Передний мост | Портальный, ведущий, с автоматическим включением | |||||||||
Скорость движения, км/ч наименьшая наибольшая транспортная заднего хода наименьшая наибольшая | 1,52 12,95 23,86 5,39 23,86 | 1,52 12,95 23,86 5,39 23,86 | 2,0 15,0 30,0 3,1 14,35 | 2,0 15,0 30,0 3,1 14,35 | 2,0 15,0 30,0 3,1 14,35 | 2,0 15,0 30,0 3,1 14,35 | ||||
Продольная база, мм | ||||||||||
Максимальная грузоподьемность гидронавесной системы | ||||||||||
ВОМ | Независимый п=540 мин-1 | Независимый п=540/1000 мин-1 Синхронный п=2,7/5,2 об/мин пути | ||||||||
Эксплутационная Масса, кг | ||||||||||
Концепция развития продукции ВгТЗ заключается в постановке на серийное и массовое производство максимально широкого модельного ряда тракторов непрерывно увеличивающейся мощности в диапазонах: 100-150 л.с. (кл. 3-4); 150-200 л.с. (кл.4-5); 200-250 л.с. (кл. 5);
- рекомендован в производство после испытаний трактор Т-250 Алтайского тракторного завода. На базе Т-250 уже разработано семейство универсальных гусеничных тракторов Т-406, Т-408, Т-500. Трактор Т-406 класса 4 характеризуется качественно новой ходовой системой с подрессоренным задним мостом и эластичной подвеской кабины. У тракторов Т-408 класса 4-5 и Т-500 класса 5 - ходовая система мягкая, торсионного типа с индивидуальным подрессориванием
пяти и шести опорных катков. Благодаря передней и задней навесным системам возможно выполнение нескольких технологических операций за один проход. Семейство тракторов ОАО «Алттрак» новой модульной компоновки отличается повышенными тяговым КПД, производительностью и маневренностью;
- в АО «Петербургский тракторный завод» создан энергонасыщенный трактор К-744ДС с мощностью двигателя 245 кВт. На конкурсных испытаниях в Великобритании трактор К-744ДС в агрегате с 12-корпусным полунавесным плугом за 24 часа непрерывной работы вспахал 109 га (4,54 га/ч). При этом расход топлива составил 54 л/ч, а у его аналога «Ногhе К-735» с мощностью двигателя 258 кВт - 65 л/ч (на 15% больше). Причем трактор «Ногhе К-735» почти вдвое дороже
российского.
В стране формируется объединение исполнителей по разработке и серийному производству дизельных двигателей:
- Владимирский тракторный завод (головной) с НИКТИДом – до 44,2 кВт;
- АО "Рыбинские моторы"-от 44,2 до 95,7 кВт;
- АО "Алтайдизель" - свыше 95,7 кВт;
- подвергается доработке дизель Т-181Т на Волгоградском моторном заводе для трактора ЛТЗ-155, комбайнов и др.
Существенные сдвиги имеются в области сельскохозяйственного машиностроения [14; 31; 40; 66; 80]:
- освоено серийное производство ротационных граблей с 3-х и 6- и метровой шириной захвата, пресс-подборщиков ПР-Ф-750 и ПР-200, кормоуборочного комбайна "Рось-2", шахтных сушилок производительностью 10 и 20 т/ч;
- завершается создание кормоуборочных комбайнов с барабанными измельчителями ПН-400 (прицепной) и ПН-450 (самоходный) специалистами ОАО "Тульский комбайновый завод" и ВНИИКОМЖа. По лроизводительности и качеству измельчения машина ПН-450 не уступает аналогам германского производства;
- действует совместное предприятие "Кировский завод" (ныне«Петербургский тракторный завод») – Landtechnik по производству кормоуборочных комбайнов "Магаl-126", здесь же намечено изготовление косилок-плющилок типа Е, хорошо зарекомендовавших себя в России;
- организовано серийное производство в ОАО "Ростсельмаш"
высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов "Дон-680", адаптеров для уборки кормовых культур (жатка для уборки трав КПН-5 и роторная косилка-измельчитель КИН-2,7). Комбайн "Дон-680" предназначен для уборки высокостебельных кормовых культур и провяленных валков скошенных трав. На комбайне установлен доизмельчитель, который обеспечивает дробление зерна кукурузы не менее 98%. Взамен комбайна "Дон-680" уже создана новая модель - "Дон-750" с двигателем мощностью 235,5 кВт (320 л.с). Ее производительность на
уборке трав - 60...65 т/ч, а на уборке кукурузы на силос - до 130 т/ч. По заказу потребителей в комплект могут входить: жатка для скашивания трав, подборщик, роторная жатка с шириной захвата 4м для уборки кукурузы любой высоты и без потерь початков.
Для фермерских хозяйств разрабатывается прицепной (к тракторам класса 1,4-3) кормоуборочный комбайн производительностью: на уборке трав - 28 т/ч и кукурузы на силос - 38 т/ч;
- ВИМом и ГСКБ "Гомсельмаш" с участием ряда отраслевых НИИ
Минсельхозов России, Белоруссии и Украины создано новое поколение кормоуборочных комбайнов серии "Полесье", удовлетворяющих запросы хозяйств всех типов [34]:
- комплекс К-Г-6 (КПК-300) на базе высвобождаемого энергосредства УЭС-2-250/280 "Полесье":
- самоходные - моделей "700" и "200";
- прицепные - моделей "2200", "1400" и "1";
_ высокопроизводительная косилка-измельчитель - модели «1500».
К универсальным тракторам класса 1,4-3 ПО "Гомсельмаш" серийно выпускает следующие уборочные машины:
- прицепной кормоуборочный комбайн КДП-300 "Полесье";
- полунавесной и навесной кормоуборочные комбайны "Полесье-
1400" и "Полесье-1400Н";
- полунавесную косилку-измельчитель "Полесье-1500";
- прицепную косилку-плющилку КПП-2
Некоторые основные технико-экономические показатели кормоуборочных машин представлены в таблице 7;
- ведется реконструкция заводов по производству комплекса машин для возделывания семенников сахарной свеклы, включающего широкозахватный опрыскиватель, траншеекопатель, высадкопосадочную машину, линию закладки на хранение и выемки маточных корнеплодов, трехрядный уборочный комбайн, атакже запасные части для них;
- реализуется производство сеялок точного высева типа "Кlеiпе"
в городах Липецк, Белгород, Пенза, республиках Татарстан, Башкортостан, в Ставропольском и Краснодарском краях;
- на Азовском оптико-механическом заводе в Ростовской области освоен серийный выпуск шестирядного навесного свеклоуборочного комбайна и подборщика корней;
- проходит испытания посевной комбинированный агрегат “Сопсогd”, созданный на СП АРЗ "Кемеровский" совместно с американской фирмой, поставлены на производство новые двух-, трех-, четырех- и пятикорпусные плуги;
- научно-производственной фирмой "ББ" (г. Саратов) разработан новый плуг-рыхлитель ПБ-5, который комплектуется отвальными и безотвальными корпусами. Благодаря оригинальной конструкции они по сравнению с известными рыхлительными и отвальными рабочими органами создают значительно меньшее тяговое сопротивление при высоком качестве вспашки. Это дало возможность увеличить ширину захвата пахотного агрегата на базе трактора ВТ-100 до 2,5...3 м. Испытания агрегата ВТ-100 + ПБ-5 показали, что по производительности (1,7..2,3 га/ч) он приближается к агрегату К-700 + П-8-35. По сравне-
нию с агрегатом ВТ-100 + ПЛН-5-35 производительность выросла на70% при снижении расхода топлива до 35%;
- ОАО "Волгоградский тракторный завод" освоило производство восьмикорпусного плуга ПЧВ-8-40 для безотвальной вспашки;
- идет разработка технических средств для хмелеводства в Чувашской Республике, которая позволит отказаться от закупки требуемых машин за рубежом, механизировать возделывание и уборку данной культуры;
- успешно прошли государственные испытания и применяются на полях ротационные навесные культиваторы РКН-2 и РКН-4, предназначенные для сплошной обработки почвы под зерновые, кормовые и пропашные культуры перед посевом, вибрационный плоскорез ПВ-2, предназначенный для безотвальной обработкипочвенных горизонтов на пастбищах и посевах многолетних трав на глубину до 30 см с одно временным внесением минеральных удобрений;
Таблица 7
Основные технико-экономические показатели машин
для уборки кормов (134)
Показатели | Кормо- убороч- ный комбайн Е-190 «Maral» Германия Landtech- nik | Кормо- убороч- ный комбайн “Jaguar- -840” Германия Claas | Кормо- убороч- ный комбайн FX-375 США,New Holland | Кормо-убороч- ный комбайн «Дон-680» АО”Рост- сельмаш» | Кормо- убороч- ный комбайн КСК-100А ПО «Гом- сельмаш» | Кормо- убороч- ный комбайн КПК-300+ +энерго- средство УУЭС-2- 250А ПО «Гомсель маш» (им- портные комплек- тующие) |
Энергонасыщенность,л.с. Пропускная способность на уборке кукурузы,кг/с Число убираемых рядков, шт. Масса,кг: конструктивная конструктивная, отнесен- ная к технологическому процессу заготовки кормов Удельная материалоем- кость, кг ч/т Цена, тыс. USD: комплекса комплекса, отнесенная к технологическому про- цессу кормоуборки Затраты на заготовку куку- рузного силоса, USD/т | 25,6 121,8 182,8 182,8 6,3 | 37,0 107,3 180,8 180,8 5,6 | 39,0 98,7 197,9 197,9 4,6 | 28,4 132,1 95,5 95,5 3,2 | 19,5 157,5 50,0 50,0 2,4 | 31,8 68,5 90,0 47,2 1,7 |
- ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» выпускает две модели культиваторов КЛ-1 и КПО-6, которые относятся к орудиям нового поколения. За один проход выполняют несколько операций. По сравнению с культиваторами КПС-4 у них повышена производительность на 20,9%, универсальны, высокоманевренны, имеют возможность обработки каменистой почвы;
- большая работа по совершенствованию и созданию принципиально новых зерноуборочных комбайнов проводится в ОАО "Ростсельмаш". Подвержен модернизации комбайн РСМ-10 "Дон-1500" и созданы новые модели "Дон-1500А" и "Дон-1500Б". В результате модернизации "Дон-1500Б" стал на 20...25% производительнее базовое модели при незначительном (на 3%) увеличении массы. За один час основного времени комбайн намолачивает до 14 т зерна, а его дневная наработка достигает 150 т.
Взамен самого массового комбайна в стране СК-5М "Нива" создается новая модель "Дон 091" (табл.8) производительность которой повышена на 20...25%. Комбайн "Дон-1500Б" будет заменен на новую модель "Дон-161" производительностью 16 т/ч.
Завершена разработка конструкции и ведется подготовка к серийному производству высокопроизводительных моделей "Дон-2600' (зерноуборочная) и "Дон-2600Р" (зернорисоуборочная) с аксиально-роторным молотильно-сепарирующим устройством (МСУ). При испытаниях "Дон-2600" за один час намолотил 18 т зерна при прямом комбайнировании и 29 т- при подборе валков.
Таблица 8
Краткая техническая характеристика зерноуборочных
Комбайнов ОАО «Ростсельмаш»
Показатели | Марки зерноуборочных комбайнов | ||
«Дон-2600» | «Дон-161» | «Дон-091» | |
Производительность (по зерну) за 1час основного времени,т Ширина, м: захвата жаток молотилки подборщика Диаметр молотильного бараба- на, мм Диаметр ротора, мм Длина ротора, мм Площадь, м2 : сепарации деки решет очистки Угол охвата подбарабанья, град Длина клавиши соломотряса, м Объем, м3 : зернового бункера топливного бака Мощность двигателя,кВт (л.с.) | 18/29 6;7;8;9 - 2,75;3,4 - 4,56 - - 0,54 206(280) | 6;7;8;9;11 1,5 - - - - 5,56 4,68 7(8) 0,5 184(250) | 4;5;6;7 1,2 2,75 - - - 3,6 3,8 0,3 110(150) |
Рабочие органы МСУ обеспечивают на уборке всех культур снижение повреждений зерна в 2..3 раза по сравнению с комбайнами классического типа.
В конструкцию комбайнов "Дон-2600" введен ряд прогрессивных решений, что отличает их от зарубежных аналогов:
- битерная наклонная камера активно подготавливает массу для обмолота;
- самоочищающаяся вращающаяся дека - повышенной сепарирующей способности;
- переднее расположение привода ротора (повышает надежность обмолота во влажных условиях);
- двухкаскадная уравновешенная очистка (обеспечивает низкий уровень потерь).
Сравнительные испытания показали, что "Дон-2600" превосходит зарубежные аналоги "\Л/е5{егп-8570" и "Сазе-2366" по производительности (на 20...30%), качеству работы и удельному расходу топлива.
Стоимость комбайна "Дон-2600" в 2,5...3 раза ниже стоимости машины "Сазе - 2366". По себестоимости зерно, убранное комбайнами "Дон -2600" ниже в 2...3 раза, чем при уборке зарубежными машинами; - ПО "Гомсельмаш" выпускает зерноуборочный комплекс КЗР-10 "Полесье-Ротор" на базе энергосредства УЭС-2-250А. "Полесье-Ротор" может работать по технологическим схемам, обеспечивающим как прямое комбайнирование, так и раздельную уборку. Как видно из таблицы 9, он по своим технико-экономическим показателям превосходит комбайны "Меgа 218" и "Дон-1500Б"[134].
Идет подготовка к производству в 2001 году самоходного зерноуборочного комбайна КЗС-10 с пропускной способностью 10... 12 кг/с, унифицированного на 75% с КЗР-10, и КЗС-7 - с пропускной способностью-6...8 кг/с.
- разработаны в ОАО "ВНИИКОМЖ" и внедряются в производство модульные установки экспресс-компостирования типа УЭК - 5(10), позволяющие получать экономически чистые органические удобрения за 8... 12 дней (при компостировании на бетонированных площадках освобождение компостов от неспорообразующей микрофлоры происходит за 12, а от возбудителей туберкулеза - за 16 мес), машины МТУ-6 и МЖМ-6 для внесения соответственно твердых и жидких органических удобрений. По конструкции МТУ-6 и МЖМ-6 выгодно отличаются от серийных наличием подрессоренного дышла и механизма вывешивания колес, обеспечивающих лучшие условия труда и позволяющих повысить скорость движения в 1,3..1,5 раза и проходимость агрегата.
Одним из основных направлений технической политики в АПК является обеспечение сельских товаропроизводителей перерабатывающим оборудованием малой мощности для пользования в местах производства сельхозсырья. Серийно изготавливаются различные цеха по переработке молока, мяса, зерна, плодоовощной продукции. АО "Каримос" изготавливает приемный пункт на 10т молока в сутки, цех по переработке 1т мяса в смену, сыродельные цеха различной производительности. ПО механических предприятий "Тверское" производит оборудование для убойных цехов крупного рогатого скота и свиней, а АО "Агроторгмаш" - пекарни малой мощности, минимельницы и т.д.
Впервые в отечественном машиностроении создаются комплексы оборудования для производства детского питания.
Таблица 9
Сравнительные технико-экономические показатели
машин для уборки зерновых культур
Показатели | Зерноуороч- ный комбайн «Mega 218» Германия, Claas | Зерноубороч- ный комбайн «Дон-1500Б» АО «Ростсельмаш» | Зерноубороч- ный комплекс КЗР- 10 «Полесье- Ротор» ПО «Гомсельмаш» (импортные комплектую- щие) |
Энергонасыщенность,л.с. Пропускная способность на уборке озимой пшени- цы, кг/с Потери зерна за молотилкой , % Масса, кг : конструктивная конструктивная, отне- сенная к технологическо- му процессу зерноуборки Удельная материалоем- кость,. кг с/кг Балансовая цена, тыс. USD: комплекса комплекса, отнесенная к технологическому процессу зерноуборки Затраты на уборку зерна, USD/т | 10,1 1,1 203,2 203,2 104,8 | 9,0 1,5 90,8 90,8 59,9 | 12,0 1,0 116,0 66,1 38,7 |
Осуществляются программы создания холодильной техники, совершенствуются и разрабатываются оборудования для ремонтных Работ, технического сервиса, восстановления деталей. Создается новое поколение диагностических средств для экспертной оценки технического состояния тракторов и сельхозмашин.
Для обеспечения села техническими средствами на необходимом уровне требуется формирование гибкого информационного поля, элементами которого должны стать технические центры, постоянно действующие межрегиональные и территориальные оптовые рынки их с организацией обучения комплексному внедрению технологий по опыту таких зарубежных фирм, как John Deere, Festo и др., а также изучение платежеспособного спроса, мониторинг цен на технические средства, создание автоматизированной сети обмена информацией.
обходимо постоянно совершенствовать работу машиноиспытательных станций, лабораторий по метрологии и стандартизации, системы Гостехнадзора, сформировать дилерскую систему.
Таким образом, несмотря на тяжелое финансовое состояние, предприятия сельхозмашиностроения, отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро Российской Федерации и стран СНГ проводят неустанную работу по разработке и производству сельскохозяйственной техники, отвечающие мировым стандартам.