Технические решения современных ЭГПА
Зарубежные и отечественные производители в настоящее время освоили производство высокотехнологичных ЭГПА с использованием двух компоновочных схем: с использованием выносного компрессора и электропривода в виде автономного агрегата; с использованием капсулированной компоновки, при которой ЭГПА создается в виде герметичного мехатронного комплекса, в корпусе которого размещен электропривод с магнитным подвесом и турбокомпрессора с сухими газовыми уплотнениями.
Последний вариант компоновки является безальтернативным для агрегатов подводных компрессорных станций морских газопроводов. Разработкой технических решений направленных на повышение эффективности и надежности подводных ЭГПА с использование новейших достижений машиностроения, силовой электроники, энергетики и микропроцессорной техники занимаются ученые и сотрудники кафедры Электротехники, электроэнергетики, электромеханики Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Данные разработки проводятся в рамках федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 по теме «Энергоэффективность и энергосбережение объектов магистрального газопровода».
Основными концепциями ЭГПА зарубежного производства являются HOFIM (high speed-oil free compression system –высокоскоростной безмаслинный компрессионный агрегат) –представлен на рисунке 3 а, б и MOPICO (motor pipeline compressor –газоперекачивающий компрессор с электродвигателем) представлен на рисунке 3 в. ЭГПА этих конструкций предназначены для транспортировки природного газа с различными включениями (воды, газового конденсата, нефти и др.). В корпусе агрегата расположен высокоскоростной электродвигатель и компрессоры, которые имеют единый вал. Таким образом, привод и рабочий орган сочленены без редукторов и муфтовых соединений. Вал агрегата опирается на магнитные подшипники.
В агрегате конструкции HOFIM патрубки трубопроводов подводят и отводят транспортируемый природный газ в радиальном направлении от компрессоров. Отличительной особенностью HOFIM является то, что один электродвигатель может являться движителем одного (рисунок 3 б) или двух компрессоров (рисунок 3 а), при этом они расположены по обе стороны от электропривода.
а)
б)
в)
Рисунок 3 Электроприводные газоперекачивающие агрегаты