ПРАНАЯМА
Да, лишённый дыхания! Я совершенно серьёзно утверждаю, что полностью утратил дыхание. Его бы не хватило и на то, чтобы сдуть пушинку или затуманить гладкую поверхность зеркала...
Эдгар По
В далёкой древности все дыхательные техники индийской йоги были объединены под общим названием «пранаяма». Дыхание есть газообмен между организмом и окружающей средой. Окислительные процессы в тканях и клетках тела идут постоянно, не прекращаясь ни на мгновение, они нуждаются в непрерывном поступлении кислорода, который обменивается в легких на углекислый газ, выводимый из организма в процессе дыхания. Суммарная протяжённость легочных капилляров достигает трёх тысяч километров, площадь стенок альвеол, через которую осуществляется газообмен, равна примерно ста пятидесяти квадратным метрам. Кроме газообмена лёгкие выполняют также важнейшую иммунную функцию наравне с соответствующими элементами эндокринной системы, такими как селезенка, вилочковая железа и лимфатические узлы. Кроме того, легочная ткань поддерживает баланс внутриклеточных гормонов, которые участвуют в работе печени и головного мозга.
Процессы, реализуемые организмом в пределах дыхательной системы, — лишь небольшая часть деятельности сложнейшего биохимического реактора, которым является тело человека. Функциональные метаболические цепи биохимических реакций теоретически могут поддаваться изменениям, но на самом деле другие их варианты не имеют места потому, что они всегда менее выгодны с энергетической точки зрения, а оптимальные пути протекания реальных процессов были реализованы природой в ходе эволюции.
Никто не знает до сих пор, в каких пределах технология Хатха-йоги способна влиять на направленность и характер протекания обменных процессов организма при её последовательном применении. Быть может, состояние обратимого анабиоза, который обычно называют «сном» йогов, иногда длящееся до сорока дней (с закапыванием в землю), основано, скажем, на анаэробном превращении одной молекулы глюкозы в три молекулы уксусной кислоты, а не молочной, как это бывает обычно. Именно такой ход событий делает организм устойчивым к недостатку кислорода, попутно решая проблему энергоснабжения.
Как бы то ни было, некоторые современные апологеты реформаторов (например Н.Е. Сьоман, «Тайна Майсорского дворца», с.87) утверждают, что: «...Пранаяма... могла считаться сущностью йоги». Тот же автор приводит цитату из «Йога-чинтамани» Шивананды Сарасвати, где сказано: «...Пранаяма через увеличение интенсивности её практики заменяет пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи».
Чтобы составить начальное представление о предмете, как обычно обратимся к первоисточникам.
«При нахождении в ней (асане) практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» («К.Й.», 8. 49, с.144).
Из «Вьяса Бхашья»: «При овладении асаной практикуется пранаяма, то есть регулирование дыхания: вдох — это введение внутрь внешнего воздуха, выдох — вывод находящегося в легких воздуха наружу. Прекращение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то есть отсутствие и того, и другого, и есть пранаяма» (комм. на «Йога-сутры», V век н.э.). Свами Сатьянанда объясняет этот пассаж так: при классическом исполнении асан достигается настолько глубокое состояние покоя, что дыхание становится практически незаметным и не воспринимаемым во всех его фазах.
Пранаяма, однако: «Проявляется как внешняя, внутренняя или как задержка дыхания, регулируется по месту, времени и числу, и благодаря практике становится длительной и тонкой» («К.Й.», 2.50, с.144).
Вьяса: «Пранаяма называется внешней, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее вдоху. Третий вид пранаямы функционирует как задержка дыхания, когда вследствие единого усилия прекращается и одно, и другое. Четвёртый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнюю сферы» («К.Й.», 2.51,145).
«Четвёртая пранаяма есть отсутствие движения праны обеих сфер... постепенного преодоления обеих стадий благодаря ограничению... вдоха и выдоха. В этом состоит её отличие от третьей пранаямы» (там же, 145).
«Именно благодаря использованию практики пранаямы интеллект становится способным к концентрации, и, как было сказано выше, достигает стабильности благодаря выдоху и задержке праны» (там же, 2.53,145).
Представление о пране как о едином источнике жизни, можно обнаружить в Ведах (см. «Книга о Бхишме», с.154: «Дейссен показал, что представление о Пране ...уже существовало в Брахманах и даже в Ведах. В ранних Упанишадах Пране уделяется много внимания».
«Дейссен (с.156 и далее)... указывает, что первичное значение слова prana — «дыхание», «жизнь» преобладает в Ведах, Брахманах и ранних Упанишадах...
В знаменитом гимне Пуруше (Ригведа, X, 90) упоминается о Пране как о дыхании Человека Вселенского в связи с отождествлением частей тела с частями космоса...»
Более поздний слой ведических текстов, называемый Брахманами, перечисляет праны числом семь и более, которые объединены главной праной. Много внимания уделяется пране в ранних Упанишадах, основной праной там было признано дыхание. Аналогичные высказывания обнаруживаются в философских текстах «Махабхараты».
Итак, пранаяма — это четвёртый этап восьмиступенной Раджа-йоги Патанджали. В буквальном смысле термин переводится как «задержка дыхания». «Но пранаяма не есть простая тренировка в дыхательных движениях; пранаяма есть нечто большее, это есть тренировка в управлении жизненно-важными кортико-висцеральными функциями организма, тренировка и управление нервными токами, идущими от коры как от органа высшей нервной деятельности ко всем внутренним органам и прежде всего — к сердечно-сосудистому аппарату» («Книга о Бхишме», 223). Б.Л. Смирнов отмечает, что в целом тексты «Махабхараты» уделяют пранаяме мало внимания. И только в одном месте мимоходом сказано, что пранаяма всегда относится к «сампраджнята самадхи», то есть к высшей степени самоуглубления.
Индийская традиция различает три типа «упорядоченного дыхания» по соотношению продолжительности дыхательных фаз. Тип первый: вдох — единица времени, выдох — две единицы, задержка — четыре. Тип второй: 1:2:1. Тип третий: 1:1:1.
Классическая пранаяма всегда состоит из трёх фаз: выдох — «речака», вдох — «пурака», задержка — «кумбхака». Задержка бывает двух видов: после вдоха — «антара кумбхака», после выдоха — «бахья кумбхака». После того, как в средние века добавилась ещё одна задержка, пранаяма стала «четырёхтактной», и соотношение её этапов приобрело вид 1:4:2:4.
Кроме того, «кумбхака» делится на «сахита» — связанную со вдохом и выдохом, и «кевала» — абсолютную или полную.
В Энциклопедии йоги («Йога-кама», ч.2, т.1, с.93) говорится: «Прана — сила, которая поддерживает жизнь».
Поздние Упанишады, а также «Бхагавадгита» приводят названия и описывают функции пяти пран («Мокшадхарма», гл.185,5-14): самана, апана, удана, вьяна и собственно прана. Далее к пяти перечисленным добавляются ещё пять. Но именно в поздних Упанишадах осуществлён смысловой переход от учения о пране как универсальном жизненном принципе к понятию пран как своеобразных энергетических потоков тела.
Традиционно считается, что прана циркулирует по специальным каналам в теле (физиологического соответствия которым до сих пор не обнаружено), являясь особой разновидностью энергии. Просматривается также некоторая, хотя и весьма приблизительная аналогия понятию праны в китайской «чжень-цзю» терапии, где по «меридианам» тела движется жизненная энергия, называемая «ци».
Дыхательные упражнения играют решающую роль в позднейшей «Кундалини-йоге», а также в генерировании внутреннего телесного жара — «тумо», чем прославились гималайские святые, не поддающиеся холоду, — «респы». Один из них изображён Н. Рерихом в его известной картине «На вершинах». Не так давно биоэнергетики открыли так называемый «второй путь окисления», когда энергия, полученная в результате химического расщепления пищи, не «складируется» в клетках организма в виде АТФ, а может быть немедленно брошена на покрытие энергетических потребностей тела в экстремальных ситуациях. Конечно, человеку не так просто научиться «включать» энергию «тумо», этому предшествуют долгие годы занятий йогой.
С давних времён людей неизменно поражал трюк с закапыванием йогов в землю на длительное время с последующим «оживлением». Как было установлено, в состоянии своеобразного йогического «анабиоза» все функции организма замирают, переходя в какой-то иной режим деятельности. Но что это за режим — пока загадка. Хотя в 1989 году в журнале «Наука и жизнь» (N 7, 1989) была опубликована статья А. Маленкова, Б. Сарбаша «В чём секрет зомби?», где идёт речь о существовании и включении (опять же, в рамках экстремальных состояний) механизма «портального сердца». Этот режим обеспечивает сохранение жизни человека практически без дыхания, в атмосфере, почти полностью лишённой кислорода, и запускается он при кислородном голодании тканей, достигшем определённого уровня.
Итак, под «пранаямой» всегда подразумевается, как будто сознательное управление дыхательным процессом, но в дальнейшем тема этой волевой регулировки будет существенно уточнена. В Хатха-йоге существует две основные группы дыхательных техник — гипервентиляционная, где дыхание интенсифицируется, убыстряется по сравнению с состоянием покоя, и гиповентиляционная, когда дыхательный процесс значительно замедляется по сравнению с обычным — последняя считается главной. Считается, что время жизни человека определяется количеством дыханий, произведённых его телом. Эти данные подтверждает и наука: «...Грубый подсчёт показывает, что для теплокровных животных время жизни состоит из двухсот пятидесяти миллионов дыхательных циклов, или одной и двух десятых миллиарда сокращений сердца» (Peters R.H., 1983, «The Ecological Implification of Body Size», Cambridge University Press, 329 p.).
Отсюда цель пранаямы в йоге — растягивание дыхательного цикла во времени или полное прекращение дыхательного процесса на каком-то временном отрезке.
Дыхание — единственная жизненно важная функция организма, допускающая в достаточно широких пределах волевое вмешательство. Кроме того, это — процесс, посредством которого осуществляется одновременная регуляция содержания двух газов в организме — углекислого и кислорода. Благодаря сильнейшей техногенной загрязнённости воздуха, дыхательная система современного человека стала сегодня наиболее слабым звеном в механизме автоматической регуляции физиологических процессов.
Все дошедшие к нам из глубины времён дыхательные приёмы или упражнения имеют следующие общие признаки:
— искусственные затруднения дыхания;
— искусственные задержки;
— искусственное замедление;
— поверхностность дыхания (хотя это «качество» под большим вопросом).
Приведённый перечень исчерпывает любые мыслимые способы вмешательства в естественный дыхательный процесс.
Как ни странно, техник форсированного дыхания история нам не оставила — за исключением йоги, где они являются дополнительными к основным видам пранаямы.
Отсюда можно заключить, что терапевтическое воздействие имеют только техники с замедлением дыхания, и людям это было известно тысячи лет назад. Также ясно, что если, скажем, примерно половине людей на этапе освоения йоги и приведения в порядок своего здоровья больше показана какая-то одна группа дыхательных приёмов, то для остальных они могут быть просто вредными. Поэтому всегда необходимо выяснять, какой именно тип дыхания нужен конкретному новичку — «гипер» или «гиповентиляционный», а может быть и оба.
Сегодня известны несколько дыхательных техник, которые были разработаны недавно именно в лечебно-профилактических целях (приводимые далее исторические данные взяты по работе М.Я. Жолондза: «Инфаркт и стенокардия начинаются в легких», СПб, «Лань», 1996).
Система Лео Кофлера. Он преподавал её в конце прошлого века в основанных им «Школах правильного дыхания». В начале девятисотых годов у него училась О.Г. Лобанова, которая на основе этих упражнений разработала собственную дыхательную технику. Суть её системы — паузы после выдоха до 2-3 сек, после вдоха — 1 сек, выдох не до конца, дыхание поверхностное.
И. Мюллер изложил свою дыхательную концепцию в книге «Моя система», вышедшей в 1904 году. У него было две группы дыхательных упражнений, при одной ритм движений тела соответствовал ритму дыхания, в другой — за время одного дыхания выполнялось несколько быстрых движений. Часть из них при этом совпадала с дыханием, часть выполнялась в противофазе, в этом случае наблюдается затруднённость дыхания и его поверхностность.
Метод парадоксального дыхания создала А.Н. Стрельникова, которая в молодости была певицей и от перенапряжения потеряла голос. Суть её гимнастики такова: ежесекундные быстрые вдохи носом, с шумом происходит как бы активно-яростное «принюхивание». Выдох пассивный, мягкий, происходит естественно, сам собой. Самое главное здесь в том, что дыхание соединяется с движением «наоборот» более акцентировано, нежели у Мюллера. Вдох происходит, к примеру, на принудительном сужении грудной клетки. То есть мы и в этом случае имеем искусственные затруднения и поверхностное дыхание. Стрельникова добивалась очень хороших результатов в лечении заболеваний голосового аппарата и начальных астматических проявлений.
И, наконец, скандально известный метод К.П. Бутейко, о котором написано множество книг, одна из последних имеет загадочное название «Сибирская йога», при ближайшем знакомстве оказываясь беспардонной апологетикой упомянутого метода.
В науке и практике сегодня известно, что и глубокое, и поверхностное дыхание, приобретая систематический характер, являются отклонениями от нормы. Бутейко же учит именно поверхностному дыханию, которое, по его словам, на основе непрерывного волевого усилия и контроля должно сделаться у каждого человека постоянным. Всё бы ничего, но Бутейко пытается распространить свои рекомендации не только на всю нашу страну, но и на весь мир вообще, что отдаёт мессианством худшего толка. Волевая ликвидация глубокого дыхания — ВЛГД — вполне серьёзно объявляется её изобретателем панацеей от всех болезней.
Суть метода такова: волевым порядком устанавливается произвольное урежение частоты дыхания до шести-восьми циклов в минуту при существенном уменьшении глубины, затем к этому присоединяются и дыхательные задержки. В чистом виде метод предусматривает трёхчасовые ежедневные занятия, до пяти серий за один раз с перерывами в одну-две минуты. Бутейко заявляет, что его система полностью вылечивает астму. Не буду вдаваться в физиологическую схоластику его обоснований. Мне доводилось встречать людей с недюжинными волевыми качествами, которым удалось освоить поверхностное дыхание «по Бутейко», и на основании своих наблюдений утверждаю со всей ответственностью, что любые попытки волевой перекройки параметров дыхательной функции организма — даже если это отчасти и удаётся — приносят серьёзный вред и являют собой удручающее зрелище. Применяя поверхностное дыхание, Бутейко снимает у астматиков приступы удушья, «большие кризы», но с течением времени общее состояние больных неуклонно ухудшается.
Членкор АМН России Л.А. Исаева отмечала: «В результате применения метода Бутейко иногда течение астмы улучшается. Однако временное улучшение состояния приходит ценой ипохондрических кризов, гипоксемии, легочной гипертензии и других осложнений, которые больной получает плюс к своей астме» (Медицинская газета, 14 ноября 1984 г.).
Кстати, приёмы применения поверхностного дыхания в лечении некоторых болезней описаны ещё Платоном, позже им пользовался С.П. Боткин и другие врачи, так что здесь Бутейко отнюдь не оригинален.
Ходят легенды, что он якобы построил «свою систему» именно на базе йоговской пранаямы, но вряд ли это так, хотя бы потому, что метод йоги по своей сути основан на усилии, но без насилия, каковое является главной выдающейся чертой бутейковской «системы». Никакому больному не может пойти на пользу дикое перенапряжение психики и вегетативной нервной системы, провоцируемое ВЛГД. Кроме того, преподавание метода отличается (особенно в исполнении самого Бутейко) характерной деталью, о которой я уже упоминал, она, на мой взгляд, является первейшим отличительным признаком мошенников от целительства: если вдруг вам помогло, то это заслуга автора метода, если нет — виноват только сам больной, неправильно метод применивший.
Что же касается открытия Бутейко неких новых принципов, то и здесь его учение не выдерживает критики. Известно, что в состоянии покоя человек дышит примерно в таком соотношении: 1,5 секунды вдох — 2,5 секунды выдох, всего около 15 дыхательных циклов в минуту. Бутейко, уничтожая у больных остатки здоровья, заставляет их на волевой основе и ценой адского перенапряжения вырабатывать поверхностное дыхание в темпе шести-восьми циклов в минуту. Тренированный йог спокойно и естественно дышит в ритме одного цикла в три — четыре минуты, то есть его дыхание по сравнению с бутейковским примерно в двадцать пять раз «поверхностнее», а уж об одном цикле в две минуты и говорить нечего, это элементарный результат. И при этом — никакого ажиотажа по поводу устранения всех болезней сразу, наоборот — йоге чётко известны её собственные ограничения.
Для того, кто сколько-нибудь освоил пранаяму, свободное дыхание в темпе одного цикла в минуту вообще не является проблемой. Мне рассказывали о людях, которые посредством пранаямы доводили продолжительность одного дыхательного цикла до девяти минут, но это, видимо, абсолютный предел. Теперь обратимся к теме задержек.
Жак Майоль, французский ныряльщик-рекордсмен, в своей книге характеризует «апноэ» как «сознательную или непроизвольную задержку дыхания...» («Человек-дельфин», с.73). Он пишет также, что врачи наблюдали у профессиональных йогов задержки дыхания до двадцати минут. Интересно, что ещё Гераклит дал человеку-лягушке название «skaphe andres», что буквально означает «человек-лодка», а также объясняет происхождение слова «скафандр».
Японские ныряльщицы «ама» задерживают дыхание до двух, а в Полинезии рекорд пребывания под водой — две с половиной минуты.
Знаменитый в своё время ловец губок Хаджи Статти из греческого порта Сими мог оставаться под водой почти семь минут (1913 год). Жак Майоль с достижением величины «апноэ» четыре минуты пятнадцать секунд достиг глубины в сто метров, интересно, что задержку он тренировал именно через пранаяму йоги.
«Г. Вильсон, цитируя «Азиатский ежемесячник» за март 1829 года рассказывает о йогине, который мог задерживать дыхание на довольно длительный срок (20 — 40 минут). Этот йогин охотно демонстрировал своё искусство везде, где его просили, причём не из корысти, а просто из вежливости. Он также был способен оставаться под водой по несколько часов» (М. Элиаде, «Йога...», с.442).
Теперь немного из личного опыта. В 1980 году ко мне обратилась дама, которая сказала, что хотела бы с помощью человека, знающего йогу, помочь своей сестре. Она поведала достаточно печальную историю. Не так давно её сестра была певицей средних данных. Года три назад ей попала в руки некая анонимная перепечатка, где шла речь о дыхательных упражнениях йоги и тех эффектах, которые они могут дать, в частности — об увеличении объёма легких. Девушка с энтузиазмом начала практиковать по этим описаниям дыхание с задержками.
Эффект проявился довольно быстро, уже через полгода её данные по вокалу повысились, и способность владеть голосом заметно возросла. Однажды в очередной дыхательной тренировке перед концертом (в течение дня перед выступлением она обычно ничего не ела) задержки удавались ей особенно хорошо, но затем в теле и сознании возникло нечто странное. Сначала она не придала этому значения, но ощущение усиливалось и распространялось. Выполняя очередную задержку на полном вдохе, она оглядела себя, подняв одежду, и увидела, что от уровня лобка почти до половины туловища вверх вся кожа приобрела ярко-алый цвет. Причём граница разделения между этим красным и естественным цветами тела была поразительно чёткой, словно нить морского горизонта при штиле. И самое удивительное — область этой опоясывающей красноты медленно подымалась кверху. Когда верхняя её граница добралась до солнечного сплетения, стало как-то не по себе, и девушка прекратила дыхательную практику. Необычный цвет медленно отступил вниз, превратился в узкую полоску и пропал. Гадая, что бы это могло быть, певица уехала на концерт в прекрасным самочувствии, но внезапно, прямо посреди выступления, потеряла сознание. Её увезли на «скорой», и в больнице она несколько суток оставалась без памяти, причём не наблюдалось никаких симптомов, исходя из которых врачи могли бы сказать хоть что-нибудь по поводу происходящего. Затем последовал месяц нервной горячки, в итоге теперь она имеет вторую группу инвалидности. Не то чтобы самостоятельно передвигаться и снова петь на сцене — жить нельзя. Дыхательная и сердечная аритмия, сильнейшие невротические проявления, страх смерти, ночные кошмары... Что можно сделать?
Ясно, что ничего, когда напрочь сорван ритм дыхания и механизмы его регуляции. Единственное, что можно было посоветовать — долгие пешие прогулки, затем, при улучшении состояния, быть может быстрая ритмичная ходьба, потом бег, — только это предположительно могло бы снова «поставить» ритм дыхания. Девушке повезло, что она не умерла сразу и не сошла с ума, поскольку это был вариант непосильного для организма темпа волевого увеличения дыхательных задержек, который вызвал специфическое вегетативное «замыкание» с последующим полным расстройством дыхательной автоматики. Этот завершающий срыв произошёл с явными признаками спонтанного разряда по сценарию пробуждения Кундалини.
Нечто подобное возникло у Ирины 3. в 1992 году в Киеве, во время практики асан в стиле, который несколько лет спустя стал широко известен как «йога восьми кругов», у неё началась спонтанная дыхательная «раскачка» с неконтролируемым усилением вдоха. Субъективно это сопровождалось предобморочным состоянием, причём она как бы «видела» спираль, развертывающуюся вверх от основания позвоночника. Тогда ей удалось «вернуться» по чистой случайности, которой могло и не быть (полный отчёт см. главу «Медитация и ощущения»).
Ещё в 1971 году, когда мы только начинали заниматься йогой, мой друг Борис вычитал у «йога Рамачараки» (он же широко известный в России начала века джентльмен Уильям Аткинсон, по-видимому, один из первых бизнесменов на ниве йоги), что следует контролировать дыхание в повседневной жизни — при ходьбе, сидении и т.д. Через месяц такого контроля он начал задыхаться, даже сидя на лекциях в институте, и с трудом восстановил ритм дыхания, начав систематически бегать по два раза в день.
Мне бы не хотелось никого запугивать, но если в асанах свидетельством неправильности исполнения является нормальная физическая боль, и человеку сразу понятно, что он глубоко не прав, то в дыхательной практике, когда начинает чувствоваться «нечто» необычное и конкретное, ожидаемые неприятности могут быть очень большими, и потому ошибаться здесь крайне нежелательно, поскольку слишком велика цена.
Теперь о задержках дыхания. Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» — продолжительность вдоха, «4» — задержка после вдоха (антара кумбхака), «2» — продолжительность выдоха, «4» — задержка после выдоха (бахья кумбхака). Существует так называемая облегчённая пропорция — 1:2:2:2, и есть вообще начальная — 1:1:1:1. Конечно же, энтузиасты хотят иметь дело сразу с главной пропорцией!
Допустим, величина вдоха или его общая продолжительность (что то же самое) составит 10 секунд. Тогда по времени дыхательный цикл будет выглядеть так: 10:40:20:40, то есть одно дыхание в сто десять секунд, почти в две минуты. Но ведь подобной суммарной величины можно достичь и без задержек! Пусть будет вдох — 40 секунд, выдох — 80, вот одно дыхание в две минуты и без всяких задержек. У людей слишком лёгкое отношение к пранаяме, что далеко не всегда оправдано.
На мой взгляд задержки — это более поздний элемент, привнесённый в классическую йогу и непомерно разросшийся в рамках Тантры. Если же мы возьмём, например, «Искусство дыхания» Айенгара, то сталкиваемся с такой степенью детализации, что, следуя всему этому, неминуемо и сильнейшим образом перегрузим сознание нюансами текущего контроля. Вместо создания чётких и немногочисленных условий для спонтанной выработки нового дыхательного стереотипа ученик вынужден ковыряться с этой массой неудобоваримой, избыточной информации подобно сороконожке, пытающейся рассудочно переставлять ноги. Такое количество параметров контроля просто излишне, ибо при нём сознание всегда вынужденно будет оставаться на посту и в напряжении.
Похоже, что такая ситуация сложилась с пранаямой исторически, изобретение всё новых её разновидностей происходило веками, всё более лишаясь принципа целесообразности. Это порочный круг: чем сложнее выполняемый дыхательный алгоритм, тем сильнее вынуждено втягиваться в него сознание, тем более сохранным остаётся привычный уровень его напряжённости, для снятия которого пранаяма, собственно, и предназначается. Отсюда произошли скорее всего и экстремальные виды пранаямы, например — «мурччха», когда сознание просто доводило дело до собственной потери, что ставит вопрос ребром: не лучше ли просто надавить на сонную артерию и выключиться, нежели мучить себя волевым удушьем?
Существует полное дыхание йоги, которое, будучи освоенным, решает все частные задачи, под которые создавались самые заковыристые разновидности дыхательных техник. Например — когда я свободно дышу в темпе одного дыхания в две минуты, это, как говорилось выше, равносильно временной пропорции 10:40:20:40, в секундах, но зато просто и надёжно. И, главное, полное дыхание основано на применении метода «у-вэй», использование которого всегда является признаком истинности. Кроме того, в отличие от применения задержек при грамотном выполнении полного дыхания не существует:
— затруднений, поскольку новый стереотип дыхания формируется естественно и темп адаптации не нарушен;
— контроля сознания за протеканием дыхательного процесса, напротив — он сам превращается в средство деактивации сознания, вплоть до полной заторможенности;
— четырёхкратного перелома сердечного ритма при входах в задержки и выходах из них;
— нарушения равномерности дыхания, вызываемого задержками;
— затруднений с мышечной релаксацией, которая порождена обычным уровнем активности контролирующего дыхательный процесс сознания.
Можно было бы перечислять и ещё, но это ни к чему. И без того известен единый принцип построения наиболее эффективной работы, и звучит он кратко: минимизация. По-другому можно сказать — отказ от излишних действий. Если я могу достичь определённого результата пятью необходимыми шагами, то все остальные будут лишними, может быть, изысканными и красивыми, но — паразитными и по сути своей бессмысленными.
Данный принцип сформулирован ещё в средние века, и носит название бритвы Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого».
Если брать полное дыхание, сравнивая его со множеством других пранаям гиповентиляционного класса, возникает чёткое ощущение, что все они являют собой некую избыточность, вычурность, этакое дыхательное барокко, украшательство впечатления ради. Если я гарантированно могу достичь основной цели пранаямы простым путём, который имеет «облик» полного дыхания, следовательно, без излишеств, к которым относятся, безусловно, и задержки, можно и нужно обойтись.
Что же до раздельного дыхания через ноздри, которое, по словам приверженцев классической пропорции и всего богатства дыхательных техник, никак не может обеспечить полное дыхание, то я скажу, что эта задача частично решается в асанах сама по себе. Например в позах, которые выполняются в обе стороны, всегда одно лёгкое задействовано больше противоположного. Кроме того, освоение пранаям с задержками далеко небезопасно для здоровья, когда последнее ослаблено, поэтому я считаю нужным всё же сделать некоторые замечания для наиболее безрассудных, которые всё равно будут пытаться выполнять задержки. Первое: они должны выполняться только на полном расслаблении тела и сознания.
Второе: собственно, их «выполнять» не надо, процесс полного дыхания происходит сам собой — с того момента, как становится ещё одним из автоматизмов.
Третье: при задержке на вдохе запрещено создавать положительное давление в грудной клетке, другими словами — волевым актом перекрывать дыхательное горло, превращая лёгкие в замкнутое пространство, на котором повисает весь вес расправленной грудной клетки и верхнего пояса. Голосовая щель всегда должна быть открытой — и при задержке на вдохе, и желательно на выдохе, хотя в смысле вреда, который может быть причинён незнанием, задержка на выдохе гораздо менее опасна.
Четвёртое: никакого усилия в теле и в сознании при начале задержки возникать не должно, как и при её продолжении и окончании. Задержка в любом случае должна быть комфортной!
Пятое: задержка на выдохе, как и на вдохе, никогда не должна быть предельной, особенно на вдохе, почему — будет сказано позже.
Шестое: при окончании задержки на вдохе, перед выдохом следует «довдохнуть» немного воздуха, и лишь после этого начать выдох. Аналогично, выходя из задержки после выдоха и перед началом вдоха, следует немного «довыдохнуть» и лишь после этого начинать вдох. Это физиологично.
Седьмое: факт выполнения задержек никак не должен отражаться на плавности и темпе (скорости) вдоха и выдоха после окончания каждой задержки.
Если всё это вы учитываете в дыхательной практике, то кумбхаки будут, по крайней мере, не так опасны.
Как существуют базовые позы йоги, посредством естественного доведения которых до анатомических пределов мобильности можно получить что угодно, включая запредельную коммуникацию, так есть и основные типы пранаям, всё прочее и особенно экстремальное — от лукавого. Та же самая пранаяма под названием «мурччха» («обморок») — это уже скорее разновидность тапаса, но не дыхательная практика. То же можно сказать о волевой регулировке дыхания, которая не соответствует йоге, нарушая основополагающий принцип действия не действием, и скорее всего всё это — я имею в виду сложные пропорции и системы задержек — является более поздними измышлениями, не слишком отвечающими самому духу «Сутр».
Далее хочу сказать тем, кто собирается практиковать йогу всерьёз: не пытайтесь руководствоваться в чём-либо писаниями Рамачараки, в том числе и по пранаяме. Это отнюдь не та информация, на основе которой можно достичь успеха.
По поводу «Искусства дыхания» Айенгара я лишь приведу классическое изречение: «Это слишком сложно, чтобы быть истинным». За бесконечной детализацией не просматривается понимания законов, передача же феноменальности не может быть осуществлена. И, наверное, это трагедия неординарного человека и всей его школы.
Ниже я попытаюсь показать самое простое и выгодное так называемое «полное дыхание йоги» без всяких задержек, элементарное по своей сути, которое в исполнении наиболее доступно для начинающих. И действие этой пранаямы столь же эффективно, как и многих других, гораздо более сложных и опасных по исполнению, — с условием, что практика освоена до конца и без ошибок.
Вначале общие рекомендации, советы и предупреждения.
Профессиональные («настоящие») йоги выполняют пранаяму утром, вечером, в полдень и в полночь. Обычным людям достаточно одного занятия в сутки, при этом их цели будут достигнуты.
Запрещено выполнять дыхательные упражнения йоги людям с:
— органическими поражениями сердца; заболеваниями крови (лейкемия, тромбозы и тромбофлебиты, гемофилия, нарушение кислотно-щелочного равновесия); последствиями тяжёлых черепно-мозговых травм; перенесённым воспалением мозга; остаточными явлениями его тяжёлых сотрясений и ушибов; повышенным внутричерепным и глазным давлением; дефектами диафрагмы; отслоением сетчатки; хроническим воспалением среднего уха; воспалением легких; острыми состояниями органов брюшины;
— после полостных и торакальных операций — до полного устранения спаек; при сильных нарушениях схемы тела; острых невротических состояниях и срывах адаптации; выраженной вегето-сосудистой или нейроциркулярной дистонии «по гипертоническому типу»; повышенном кровяном давлении — всё перечисленные выше противопоказания являются более или менее постоянными или, по крайней мере, «долгоиграющими». После смены состояния (допустим, воспаление легких прошло) можно через месяц-два с осторожностью приступать к полному дыханию.
Противопоказания временные для пранаямы почти те же, что и для асан: нельзя практиковать её при сильной физической усталости; перегреве и переохлаждении; выраженной лекарственной интоксикации; одновременно с курсом иглоукалывания или шиацу; после приёма алкоголя (от ста выпитых грамм сухого вина до начала очередного занятия пранаямой необходим промежуток минимум в сорок восемь часов); после бани или сауны должно пройти не менее полусуток до пранаямы; при температуре тела выше тридцати семи градусов Цельсия; детям до четырнадцати лет; после второго месяца беременности; при сильных или болезненных месячных.
Курение и приём наркотиков с пранаямой не совместимы. После плотной еды до начала дыхательных упражнений должно пройти 4-5 часов.
Не следует без грамотного руководства браться за пранаяму при органических поражениях ЦНС — рассеянном склерозе и болезни Паркинсона.
Категорически запрещены любые попытки занятий пранаямой при расстройствах психики, злокачественных новообразованиях, а также при заболеваниях не установленного диагноза.
При хронических процессах в легких, а также астме, исполнение пранаямы больным должно контролироваться опытным специалистом по йоге.
Традиционно пранаяма выполняется в одно и то же время, в одном и том же месте, в одной и той же позе.
Время: пранаяму следует практиковать в одно и то же время, если нет, то должна быть хоть какая-то периодичность, по принципу «безобразно, но однообразно». Лучше делать полное дыхание вечером, после работы, используя его и как средство восстановления.
Если занятие асанами состоит преимущественно из поз на растяжку и гибкость — дыхательные упражнения допустимы сразу же после практики и пяти минут обычного расслабления. Если практика слишком интенсивная, либо асаны нагрузочные, например, «стоячие» позы, упражнения для пресса, рук — лучше делать полное дыхание или до них либо в другое время.
Место: оно должно быть чистым, тихим (желательна гарантированная тишина), без избытка света, резких запахов и загрязнённого воздуха. Кстати о воздухе: некоторые утверждают, что пранаяму, дескать, не следует выполнять в городе, в противном случае от городского смрада будет один вред. Что можно на это ответить? Гималаев на всех не хватит, равно как и крымского побережья, будь оно сколь угодно замечательным «местом силы». Мы вынуждены иметь дело с теми условиями, которые есть в наличии. Перед пранаямой необходимо очистить нос, проветрить комнату, сделать влажную уборку, зажечь «лёгкую» ароматическую палочку. Этого достаточно для минимальной пригодности воздуха, если только вы не расположились непосредственно под выхлопной трубой.
Поза: желательно чтобы применялась одна и та же, по выбору из следующих: «Шавасана», «Падмасана», «Сиддхасана», поза «свастики». В случае полного дыхания наиболее подходит «Шавасана». Глаза в пранаяме всегда закрыты. Дыхание осуществляется только через нос (кроме дыхания «ситали»). В йоге говорится, что дышать ртом то же самое, что есть носом.
Если нос забит, то для выполнения полного дыхания его необходимо промыть достаточно горячей подсоленной водой, если это не помогает, либо вы не владеете очистительными крийями — допустимо закапать что-нибудь, за исключением тех составов, которые сушат слизистую.
Учитывая климат России, в холодное время года во время гиповентиляционных дыхательных практик следует непременно укрываться чем-то лёгким, чтобы ни в коем случае не мерзнуть.
Если дыхание выполняется днём, то на глаза следует положить лёгкую повязку, чтобы свет не проникал сквозь веки.
Одежда не стесняющая, желательно обходиться без синтетики. Из украшений на теле можно оставить лишь то, что сделано из дерева, очки также следует снять. Внимание не должно отвлекаться чем-либо посторонним, на время полного дыхания необходимо отключить телефоны и обеспечить нейтрализацию родных и близких, а также домашней живности.
Я рекомендую начинающим и тем, кто использует пранаяму в лечебных целях, выполнять полное дыхание только в «Шавасане». Дело в том, что найдётся мало людей, способных без подготовки от десяти минут до получаса свободно находиться в «позе лотоса». Остальные позы, предназначенные для медитации и пранаямы с виду попроще, но это только кажется. А ведь в них как раз и нужно пребывать без лишнего напряжения и достаточно долго, да ещё обязательно с прямой спиной. Тем, кто вообще не знаком с йогой, как правило, в рекомендованные позы просто не сесть. Поэтому «Шавасана» — самое выгодное положение для начинающих, поскольку в ней легче всего сохраняется расслабление, что является главным.
Вообще об этом следует сказать отдельно. Без надлежащей релаксации тела и сознания пранаяма никогда не может быть освоена правильно, вне зависимости от позы, в которой она выполняется. Поэтому, если вы практикуете не утром, всегда лучше опять же начинать с «Шавасаны». Примчаться с работы аллюром «три креста», отбросить копыта на полу и тут же приступить к «полному дыханию» — не выйдет. Более того, релаксация должна сохраняться всё время практики. Необходимый и достаточный уровень расслабления обеспечивает правильное выполнение дыхания, а оно в свою очередь усиливает релаксацию. Любой другой ход событий для полного дыхания будет неверным.
«Шавасана» выгодна ещё и тем, что в положении лёжа на спине циркуляция воздуха в объёме легких осуществляется более выгодно с точки зрения газообмена. Для астматиков рекомендуется выполнять полное дыхание сидя, можно — полуоткинувшись, но чтобы спина была прямая. В случае невозможности по каким-либо причинам принять соответствующее для данной пранаямы положение, можно обойтись и стулом, сидя на нём с прямой спиной.
Итак, техника «полного дыхания» йоги. Начинается этот процесс с углублённого выдоха. Затем, лёжа в «Шавасане», мы начинаем вдох. Он происходит сначала животом, — с учётом того, что мы лежим на полу, брюшная стенка выпячивается вверх. Собственно говоря, эта фаза и будет тем, что «йог» Рамачарака называет «нижним дыханием» Второй этап вдоха — живот завершает движение вверх, и начинает расширяться область солнечного сплетения, слегка расходятся края ребер, при этом воздухом наполняются средние доли легких. Это будет так называемое «среднее дыхание». И наконец, на третьей фазе вдоха расширяется вся грудная клетка, причём это расширение должно происходить вверх (когда мы дышим лёжа) и вперёд (когда мы делаем это сидя), но не в стороны. В завершение слегка приподнимаются ключицы — это «верхнее дыхание».
Отмечу сразу, что эти фазы, конечно же, условны, и введены в описание для того чтобы можно было детально описать процесс. На самом деле он выполняется слитно, оставаясь единым и неделимым, как одна плавная волна, с перетеканием из одного выраженного этапа в другой, без видимых рывков и задержек.
Главная же проблема вдоха заключена в жёстком соблюдении необходимой последовательности включения в работу трёх главных групп дыхательных мышц — это мышцы брюшного дыхания, нормального грудного дыхания и добавочные дыхательные. Работа двух первых групп построена так, что слишком большое напряжение одной из них блокирует полноценную работу последующих. Дополнительные же дыхательные мышцы участвуют в работе в основном при экстремальных ситуациях, обеспечивая чрезмерную потребность в воздухе. Самая большая часть легких, их нижний отдел, растягивается сокращением диафрагмы, это приводит к выпячиванию брюшной стенки, что мы и видим в описании первого этапа вдоха. Дальше включаются в работу мышцы, которые поднимают «свободные ребра». Предельное выпячивание живота не даёт возможности включиться и полноценно пройти этапу «среднего дыхания». Иными словами, все фазы вдоха должны быть как бы немного незавершёнными, выполняться слегка халтурным образом, что называется — не до упора, и это очень важно!
Другая особенность вдоха в целом такова, что по мощности (или по глубине — это одно и то же) его никогда не следует доводить до предела. Это очень существенная деталь техники полного дыхания. С одной стороны, лёгкие должны заполняться воздухом на 90-95 %, с другой — при этом должно определённо присутствовать чувство полного дыхательного удовлетворения. Вы чётко ощущаете, что могли бы свободно вдохнуть и ещё, но вдыхать «до упора» не хочется, нет потребности. Именно такой ход событий — правильный. Если же постоянно делать вдох с полным напряжением, до отказа заполняя лёгкие — это прямой путь к возникновению их эмфиземы, что порой и случается у самодеятельных энтузиастов йоги, начитавшихся того же Рамачараки.
Следующая деталь — повторюсь, поскольку это крайне важно! — фактическое сохранение телом «Шавасаны» на вдохе, выдохе и в промежутках между ними — если таковые у вас выражены. С непривычки у начинающих при вдохе практически всегда напрягаются посторонние группы мышц, не имеющие никакого отношения к дыхательному процессу, — например поясницу выгибает вверх от усердия вдохнуть как надо. Следует просто помнить, что если достигнут и удерживается необходимый уровень расслабления, то форма позвоночника в «Шавасане» при полном дыхании остаётся практически неизменной, лишь грудная клетка и живот медленно пульсируют в режиме вдоха-выдоха.
Выдох также начинается с живота, но прежде может иметь либо не иметь места короткая естественная задержка дыхания на высоте вдоха, до перехода к выдоху. На этой задержке внимание акцентировать не следует, она минимальна и есть всегда. Если же вдруг её время начнёт самопроизвольно увеличиваться, следует перестроить пропорцию величины вдоха и выдоха, чтобы «выбрать слабину».
Выдох начинается следующим образом. Удерживая грудную клетку неподвижно, сохраняя её форму такой, которую она получила после завершения вдоха, мы «отпускаем» живот, и брюшная стенка начинает плавно «проваливаться» вниз (мы разбираем вариант полного дыхания лёжа). Затем, когда это естественное движение завершилось, начинает двигаться грудная клетка, она как бы «опадает» — это вторая фаза выдоха. И третья — когда движение грудной клетки завершено, лёгким толчком брюшной стенки вытесняется «остаточный» воздух. В идеале этот толчок следует сочетать с «Мула бандхой», однако начинающим не следует делать попыток в этом движении из-за высокой степени его сложности и цены обязательно возникающих ошибок. «Мула бандха» — весьма эффективная практика, и чтобы выполнять её, да ещё совместно с дыханием, она должна быть освоенной практически безукоризненно и автономно от чего-либо.
Сама же третья фаза выдоха — «толчок» мышцами брюшной стенки — должна быть не силовой, а как бы «виртуальной», она скорее обозначена, нежели совершена, интенсивность этого движения должна быть такой, чтобы не нарушалось состояние сознания и текущий уровень релаксации. Естественная пауза после выдоха и перед новым вдохом должна соответствовать характеру паузы перед выдохом по завершении вдоха, описанной выше.
Когда человек ведёт отсчёт времени на вдохе и выдохе, ни в коем случае не рекомендуется «дотягивать» какую-то из этих двух фаз до счёта или тем паче — обе, дыхание должно быть свободным от каких бы то ни было постоянных сознательных усилий, мы только направляем естественный процесс, слегка изменив его параметры и удерживая это изменение как новую дыхательную константу. В результате организм постепенно адаптируется, и возникает новый дыхательный стереотип, располагая которым, мы можем получить в его пределах новое развитие возможностей дыхательной функции.
Теперь обратимся к параметрам, которые необходимо лично контролировать до тех пор, пока не сложится новый дыхательный автоматизм.
Первый параметр — техника — разобран более или менее детально.
Второй — расслабление — уже рассмотрен.
Третий — контроль времени дыхательного цикла. Он может быть внешним или внутренним. Внешний, визуальный или слуховой оказывается всегда с изъяном, состояние сознания нарушается даже в том случае, когда вы попытаетесь изредка взглядывать на часы, а раньше было специально оговорено, что практически все виды пранаям выполняются с закрытыми глазами. Остаётся слуховой контроль, допустим, с помощью таймера или метронома, но опять-таки привязка внимания ко внешнему источнику есть фактор отвлечения сознания, хотя и может применяться с успехом на первых порах, например, при освоении самой дыхательной техники. Видимо, лучшим вариантом на все времена остаётся отсчёт времени в уме, в сознании. Сначала это будет до какой-то степени мешать «всему остальному» процессу, «путаться под ногами», но со временем отсчёт «уйдёт на дно» сознания и сделается автоматическим. Чтобы удостовериться в соответствии внутреннего счёта реальному времени иногда можно применить контроль контроля, взглянуть на часы в начале дыхания и в конце и сравнить фактическое время цикла с отсчитываемым.
Четвёртый параметр — однородность дыхания или его равномерность, как угодно. Поскольку естественный процесс дыхания плавен и не обладает в естественном состоянии толчками и порывистостью, точно таким же следует оставаться и новому стереотипу дыхательного паттерна (рисунка). Ясно, что когда возникнет новый автоматизм, он будет в аспекте плавности соответствовать природному, но как обеспечить все признаки обычного дыхательного процесса, в том числе и присущую ему однородность, в период освоения «полного дыхания»? Мы можем сделать это только единственным образом — вывести дыхание в область слухового восприятия, чтобы оно было наблюдаемым.
Итак, «полное дыхание» необходимо выполнять с явственным дыхательным звуком. Что это за звук, и где он возникает? Он должен быть слышен вовне, когда мы производим в носоглотке определённое небольшое усилие, как если бы, равномерно выпевая на выдохе одну какую-то ноту, снять напряжение голосовых связок, «обесточить» их. При этом остаётся только тихое шипение проходящего через носоглотку воздуха, которое воспринимается без труда, и при выполнении «полного дыхания» этот звук следует слушать и на вдохе, и на выдохе. Именно он, его плавность, непрерывность, тон показывают нам — мы просто слышим это — какова равномерность дыхательного процесса. Мы непосредственно наблюдаем и можем варьировать слитность и непрерывность дыхания. Пока дыхательная пропорция невелика, звук ещё может быть услышан вовне. Когда она превышает одно дыхание в минуту, звук воспринимает только сознание практикующего, он как бы отдаётся в голове. Кроме того, равномерность и монотонность оказывает успокаивающее действие на сознание, способствует увеличению глубины его релаксации.
Пятый параметр — подсчёт количества циклов. Как это соблюсти? Ведь мы уже имеем четыре фактора, которые сознание должно удерживать одновременно. На фоне текущего отсчёта времени запоминать меняющиеся числа не получается, да ещё в изменённом сознании. Остаётся один доступный способ — тактильный. Выполнил дыхательный цикл — чуть шевельнуть, скажем, большим пальцем левой руки, второй цикл — указательным и т.д. Пройден круг по обеим рукам — десять циклов, два круга — двадцать циклов, это запоминается.
Шестой — сердце, и это особо важный момент. Когда человек приступает к «полному дыханию», то, естественно, поначалу он улавливает работу собственного сердца, которая в непривычном режиме вполне способна «проявиться». Если всё идёт правильно, то через некоторое время эти проявления должны «исчезнуть с горизонта», никак не ощущаться ни телом, ни сознанием. Если же вы всё время чувствуете или слышите сердце — что-то здесь не то, события развиваются в неверном русле. Следует прекратить дыхательную практику и больше сегодня к ней не возвращаться.
Если события развивались по нормальному сценарию, но затем вдруг через какое-то время сердце возникло из «небытия», проявилось в восприятии — «полное дыхание» сегодня следует завершить немедленно. Подчёркиваю — речь идёт не о каком-то там явном сердцебиении, просто если процесс дыхания протекает в правильном ключе, то работа сердца не должна быть в нём представлена.
Седьмой параметр — сознание. На протяжении разовой дыхательной практики оно претерпевает совершенно чёткую последовательность изменений, которая в общем стандартна для всех, хотя у разных людей могут быть по-разному выраженными какие-то конкретные её проявления.
Когда начинается адаптация организма к «полному дыханию», то каждый раз после выполнения некоторого количества дыхательных циклов (уже по достижении нового автоматизма) будет систематически наступать первая фаза изменения сознания. Это подобно возникновению начала релаксации в «Шавасане» — сознание вдруг как бы размывается, теряет чёткость, тело становится тяжёлым, руки и ноги ощутимо и резко теплеют.
Затем прибавляется вторая выраженная стадия: после проявления первой и при продолжении ежедневной практики дыхания вы начинаете каждый раз погружаться до грани, разделяющей сон и бодрствование, и оставаться там, не переходя эту грань. Это уже будет нормальная, глубокая «Шавасана», полученная и сохраняемая в процессе «полного дыхания».
Далее через какое-то время может начаться мерцание сознания — это следующая степень погружения. Субъективно это очень забавный эффект: с выдохом сознание гаснет, как свеча на ветру, на вдохе — зажигается. Выдох — тебя нет, вдох — ты опять здесь. На энцефалограмме подобное состояние выглядит так: «пила» альфа-ритма то съёживается на выдохе, то вырастает на вдохе. Попадание в такой режим означает, что каждый раз в очередном дыхательном цикле пересекается грань, разделяющая сон и бодрствование, при этом процессы отдыха и восстановления протекают особенно эффективно.
И завершающая фаза — это потеря контроля. Мерцание сознания теряет упорядоченность, начинаются ментальные провалы уже в любой точке дыхательного цикла: ты вдруг «ушёл», потом «вернулся» — и невозможно вспомнить, что было перед этим и что надо делать дальше — то ли вдох, то ли выдох... Такое состояние говорит о том, что пора заканчивать практику и просто остаться на какое-то время в «Шавасане» или спокойно засыпать, если пранаяма выполняется непосредственно перед сном.
Кстати, есть связанный с этим признак правильности полного дыхания. Если вы сегодня делаете всё как всегда, а сознание не меняется как обычно по упомянутым фазам — что-то не так, лучше прекратить дыхание и подольше расслабиться. То же самое следует предпринять, если из восприятия не исчезает сердце.
Теперь хотелось бы вернуться к дыхательной пропорции и динамике её изменения. Прежде всего я хочу напомнить, что после привыкания к процессу и алгоритму «полного дыхания» йоги наступает время, когда это новое дыхание становится автоматическим. Люди это очень чётко ощущают, говоря: раньше дышал я, теперь тело дышит само, остаётся только смотреть на этот процесс. Когда такое произошло однажды, а затем стало постоянным, значит, вы получили в своё распоряжение новый дополнительный режим дыхания, который является гиповентиляцией, то есть он существенно замедлен по сравнению с обычным. Выполняя рассматриваемую пранаяму каждый день в течение, допустим, получаса, мы систематически повышаем уровень углекислоты в крови и тканях.
Напоминаю, что никакие усилия воли в полном дыхании не нужны. Тут та же история, что и с асанами: используется принцип действия недействием. Никакие старания ни к чему, просто надо делать это каждый день, соблюдая описанную технику и все её нюансы, и тогда дыхательная пропорция начнёт расти самостоятельно, без всякого вмешательства личной воли и желания, которое, напротив, нарушает и даже блокирует саму возможность такого спонтанного увеличения.
Приращение дыхательного цикла выглядит примерно так: допустим, вы приступили к систематической практике «полного дыхания». Через какое-то время (иногда достаточно длительное, если посредством пранаямы решаются, скажем, какие-то дополнительные задачи) возник новый автоматизм, и тело «дышит само».
Пусть в начале тренировки сложилась такая пропорция: десять секунд вдох, двадцать — выдох. Но однажды вы начнёте замечать, что к середине или в последней трети времени дыхательной практики эта пропорция вдруг начинает «съезжать». Например, вдох десять секунд, выдох — двадцать четыре, и так постоянно в каждый из последующих дней.
Если такое явление сделалось стойким и продержалось две-три недели, нужно принимать определённые меры: например увеличить вдох до одиннадцати секунд, выдох — до двадцати двух. Это будет так называемый текущий учёт спонтанного прироста дыхательной пропорции в сторону увеличения времени цикла. Если все перечисленные этапы изменения сознания в каждой тренировке остались как и прежде, можно считать что переход на новую пропорцию состоялся. В этом случае какой-то период времени она будет держаться равномерной, «тютелька в тютельку», затем выдох начнёт снова расти, и операция сдвига пропорции в сторону увеличения повторяется.
Если же возникли хоть какие-то затруднения или обратное развитие, допустим, вы начинаете с «одиннадцать-двадцать два», а к концу практики становится снова «десять-двадцать» — следует вернуться к прежнему времени цикла и выждать, пока прирост выдоха не станет более явным, секунд до пяти. Затем снова попытаться «выбрать слабину» и перейти к новым значениям вдоха и выдоха. Таким образом величина дыхательного цикла будет постоянно расти, пока вы не доберётесь до своего физиологического предела, причём динамика этого роста абсолютно не линейна. После рубежа одно дыхание в две минуты прирост становится непредсказуемым — многомесячная относительная стабильность пропорции может перемежаться скачкообразными периодами её роста. Этот процесс можно только констатировать, какие-либо волевые поползновения не имеют с ним ничего общего.
Следующий индекс правильности исполнения связан со сном. Если вы делаете «полное дыхание» непосредственно перед тем как заснуть, и вам уже чётко хотелось этого до пранаямы, но после того как «вдышались» вдруг без видимой причины желание заснуть пропадает, значит дыхание выполнено неверно, налицо перевозбуждение нервной системы. При нормальном развитии событий после завершения дыхания сон наступает практически мгновенно.
Бывают такие дни, когда без видимой причины пранаяма «не идёт». И не следует тогда пытаться выполнять её до конца или повторять ещё раз, это будет неграмотным поведением.
С головной болью полное дыхание выполнять не следует, лучше надолго лечь в «Шавасану».
Дыхание выполнено неверно, если возникают: зевота, одышка, жар или холод в теле, ощущение распирания в лице или глазах, головокружение, тошнота, потливость, сердцебиение, давление в ушах, общий дискомфорт, неудобство или чувство трудности выполнения. После завершения «полного дыхания» желательно пробыть в «Шавасане» не менее пяти минут.
Теперь необходимо затронуть принципиально важный и даже решающий вопрос о регулировке дыхания в асанах. Он значим потому, что реформаторская практика асан, возникшая в Киеве, изначально базировалась на одновременной увязке с произвольной дыхательной регулировкой. В концептуальном очерке «Хатха-йога как технология интегрального тренинга» (с.62) находим: «Для достижения максимального тренирующего эффекта и максимальной психоэнергетической эффективности практика асан совмещается с практикой специальных техник управления распределением энергии в «тонких» компонентах энергетической структуры. Этот класс техник называют пранаямой...»
Подтверждением достоверности своего подхода украинские мастера считают линию индийской «традиции», представленную уже ушедшим учителем Кришнамачарьей из Майсора и его широко известными учениками — Айенгаром и Паттабхи Джойсом. Сьоман, один из учеников Айенгара, очевидно, знакомый с системой Джойса, так описывает практику асан этой школы: «Время пребывания в асане отсчитывается дыханием и увеличивается с ростом мастерства и выносливости. В основе этого лежит сложная и запутанная система подсчёта вдохов и выдохов» («Динамические практики в классической йоге» с.97-98).
Айенгар в «Йога-дипике» поясняет: «Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот. Не задерживайте дыхания, входя в позу или находясь в ней» (с.50). В его описании техники выполнения содержатся рекомендации по конкретным позам, например, сгибание с выдохом, разгибание со вдохом и т.д. — то есть присутствует минимальный учёт общих физиологических требований.
Но в его не менее известной, чем «Прояснение йоги», книге по дыханию находим следующее: «Широко распространено неверное представление о том, что асаны и пранаямы должны практиковаться вместе с самого начала занятий йогой. Опыт автора говорит о том, что если начинающий следит за совершенством позы, он не может сконцентрироваться на дыхании. Он теряет и глубину исполнения («сущность») асаны. Достигните устойчивости (стхирата) и спокойствия (ачалата) в исполнении асан перед введением в практику техник ритмического дыхания. Когда и асаны и пранаямы практикуются вместе, следите за тем, чтобы не нарушалось совершенство позы» («Искусство дыхания», 2,15, с.34).
Итак, даже если Айенгар и не полностью дезавуирует подход Джойса к проблеме дыхания в асанах, то Сьоман признаёт, что первый: «...Отказался от системы виньяс и сложного дыхания, мотивируя свои действия... тем, что они отвлекали внимание от самой асаны». В то же самое время, когда речь заходит о работе с телом, Сьоман пишет: «... Форма последовательности асан, которую мы находим у Паттабхи Джойса, была разработана в период учительства Кришнамачарьи. Она не являлась традиционной».
Похоже, нетрадиционным было подавляющее большинство из того, что вообще привнёс Кришнамачарья в древнее йогическое искусство, потому что его подход никак не совпадает с положениями «Йога сутр» Патанджали в том, что касается и техники, и окончательного предназначения йоги тела. Если Айенгар развивал трудный аспект сложности асан, располагая для этого уникальными данными, то Кришнамачарья уклонился в более доступную для вмешательства область — регулировку дыхания.
На самом деле все сколько-нибудь серьёзные мастера и авторитеты йоги прошлого и настоящего склоняются к тому, что сорок девятую шлоку сутры Патанджали следует понимать так: при полном расслаблении любая поза ведёт, насколько это возможно, к состоянию «Шавасаны», независимо от сложности формы. И при такой полной релаксации дыхание в асанах естественным образом минимизируется, становясь незаметным или не воспринимаемым. О сознательной либо волевой регулировке дыхательного процесса в асанах «Сутры» нигде больше не упоминают, кроме пресловутой строфы, приведённой в начале главы, к которой мы ещё вернёмся.
Из всех указаний по технике выполнения асан (в более или менее приличного уровня пособиях по практической йоге, не говоря уже о классических текстах) можно извлечь единственное достоверное правило: дыхание в позе должно оставаться естественным. Пусть в зависимости от формы оно будет сжатым, стиснутым, редким, учащённым, фрагментарным — неважно! Пусть будет таким, как получается — естественно сформированным формой каждой конкретной асаны. Главное — не задерживать его, следить за тем, чтобы оно ни на секунду не прерывалось. И это как нельзя более логично вписывается в основной принцип подхода к выполнению и телесных, и медитативных практик классической йоги — действие недействием (если кто-то усмотрит здесь противоречие с «Сутрами», то отмечу ещё раз: произвольную регулировку дыхания, совмещённую с практикой асан, включая задержки, отвергают даже такие авторитеты, как Сатьянанда, в своих комментариях к «Сутрам» прямо утверждающий, что подобная регулировка имеет смысл только в медитативных асанах, выполняемых особо и с соответствующей целью — для занятий пранаямой либо психотехниками).
Некоторые не в меру взыскательные критики обращают ко мне упрёк в том, что за долгие годы практики йоги я не удосужился выучить санскрит, чтобы прочитать «Сутры» в подлиннике. Объясняю специально для тугодумов: если бы в различных областях деятельности люди не верили тем, кто уже до них проделал определённую работу и не опирались на сделанное, то прогресс не был бы возможен. За две тысячи лет «Сутры» переводили столько раз, что мой перевод никак бы не мог обнаружить в них нечто принципиально новое. Текст канонический, и я верю тем достойным уважения людям, переводы и комментарии которых я выбирал для сравнения и уточнения. Санскрит — слишком тонкая вещь, чтобы в этом деле можно было довериться даже фанатичным доморощенным энтузиастам.
Теперь следует подробно разобрать регулировку дыхания в асанах, разработанную Кришнамачарьей, а также опыт киевлян. Первоначально их подход заключался в том, что асаны выполнялись с задержками дыхания, мудрами и бандхами, причём в позах со сгибанием вперёд, а также в комбинированных их вариантах «Джаландхара» и «Мула» бандхи сочетались кроме перечисленного выше ещё и с максимальным напряжением тела на короткое время (по крайней мере, так это выглядело в девяностом году, когда я ознакомился с этим методом и принимал личное участие в этих тренировках).
В результате происходит быстрый и сильный разогрев тела, возникают выраженные изменения сознания. Нервное напряжение накапливается на протяжении всего занятия, и в конце каждой тренировки с помощью форсированного дыхания происходит энергетическая разрядка, обвальный сброс этого накопленного потенциала перегрузки, сопровождаемый вегетативной бурей с резким последующим успокоением. Это вызывает переживание беспредметного блаженства с сопутствующей умственной и эмоциональной заторможенностью, которая сохраняется от часа до суток после завершения тренировки.
На фоне сильнейшего разогрева тело начинает безотказно гнуться, что позволяет очень быстро — особенно молодым людям — осваивать весьма сложные телесные формы, внешне очень похожие на асаны традиционной йоги. Отличаются они, пожалуй, «только» состоянием сознания и физиологическим статусом. Подобная практика — не что иное, как вариант выполнения на фоне гипертермической гибкости поз, внешне неотличимых от асан йоги. По состоянию сознания и всей психосоматики в целом это не имеет с традиционной йогой ничего общего.
Мастера «дхара-садханы» взяли на вооружение прежде всего средневековую мистическую физиологию Тантры, и после скрещивания с теннисно-научно-тольтекской терминологией получилось нечто потрясающее. Например, так: «Энергетическая структура представляется целостным многомерным мультипространственным образованием, обладающим (опять таки — В.Б.) сложной структурой и функциональной организацией и существующим во временных пространствах, характеризующихся многонаправленностью спирально замкнутых потоков времени» («Хатха-йога как технология интегрального тренинга», Киев, 2000 г., с.31). В этой же работе находим далее: «Осознанное целенаправленное управление процессами перераспределения энергии в энергетической структуре в целом традиционно обозначается термином «пранаяма» — «искусство управления энергией», или «искусство управления силой». Хотя ни в «Гхеранда», ни в «Шива-самхите» нет никаких указаний на то, что практика асан и пранаям совмещается, Сид утверждает: «Все техники «дыхательного» управления потоками энергии в «тонком» теле возникают сами собой, в процессе практики потока асан — асана-дхары». Итак, один «поток» порождает другой, и не где-нибудь, а в тонком теле. Неясно, правда, каким боком всё это относится даже к Тантре, не говоря уже о классике.
В «Йога-журнале»(с.67-75) за восемьдесят девятый год неким Р.С. Миллером была опубликована статья о дыхании в асанах. Сам он обучался йоге у Десикачара, известного преподавателя йоги в Мадрасе, который является сыном Кришнамачарьи и, следовательно, представляет именно эту школу. Последний же, по его собственным словам, продолжил ряд учителей, восходящих к Натхамуни, жившему, согласно традиции, между VIII и IX веками нашей эры. Считается, что Натхамуни был автором трактата «Йога-рахасья», который передавался изустно в традиции Натхов, и таким образом это наставление было получено Кришнамачарьей, что не проверяемо в принципе.